Программа "Родничок" для театрализованной деятельности младших школьников
материал (1 класс) по теме
Программа «Родничок» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
Курс рассчитан на 4 года обучения при 1 занятии в неделю.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: тематические экскурсии, просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки, посещение театра, игры и упражнения из театральной педагогики, изготовление бутафории и т.д.
Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе.
Доминантной формой учения является игровая деятельность (общеразвивающие игры, специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике, культуре речи и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа театральной студии "Родничок" | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Прогимназия №1» г.п. Залукокоаже Зольского района КБР
для театрализованной деятельности
младших школьников
Автор: Кушхова
Айшат Шисовна
руководитель театральной студии «Родничок».
2010 г.
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…
Это кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Н.В. Гоголь
В в е д е н и е
Наверное, нет такой школы, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие учителя и воспитатели выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра, как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения, является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже очень давно.
Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение» выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников. «Школьный театр был «театром пользы и дела» и только попутно с этим – театром удовольствия и развлечения».
Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь, даёт ему средство познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Именно возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребёнок имеет определённый уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и всё это говорит об определённой подготовленности, а значит, о наличии определённых условий для дальнейшего развития.
Школа – это первый социальный институт ребёнка. Именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в её имитации. «Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии» - писал П.Ф. Келлерман. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребёнок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде, позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем, при наличии игры, дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращается во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актёр имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности.
Театрализованной деятельностью в школе занимаются педагоги с различным образованием: как выпускники ВУЗов, училищ культуры и искусства, так и педагогических учебных заведений. И у тех, и других есть свои «плюсы» и «минусы». Хорошие специалисты – режиссёры не достаточно хорошо владеют педагогикой, а учителя не так хорошо знакомы с основами актёрского мастерства и режиссуры. Убеждена, что в младшем звене заниматься с детьми театрализованной деятельностью – всё-таки должен учитель, ведь работа театральной студии в начальной школе направлена не на создание из ребёнка «универсального актёра». Зачем надумывать такие цели? Мы развиваем детей, пусть играют и становятся увереннее, ответственнее, учатся жить. Ведь жизнь – это тоже театр…
Мне очень хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Занимаясь много лет театрализованной деятельностью, убедилась, что ребёнок, окружённый миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно. Ещё я убедилась, что в работе нужна с и с т е м а. В книге Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу…» прочитала: «Если вы не работаете по какой-нибудь системе – выдумайте свою: любую! Выдумав, придерживайтесь её. Лучше плохая система, чем ежедневная талантливая импровизация. Для детей талантливая импровизация педагога при отсутствии системы – только куча положительных эмоций, восхищение и любовь, но никакого движения вперёд. И каждый раз – с нуля». (В. Емельянова)
У меня 25-летний педагогический стаж. Занимаясь последние 12 лет в своей педагогической практике театрализованной деятельностью с детьми младшего школьного возраста, я решила создать свою программу.
Буду рада, если рекомендации и советы практика будут интересны и полезны тем, кто решился взяться за непростое дело организации школьной театральной студии.
Пояснительная записка
Программа «Родничок» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
Курс рассчитан на 4 года обучения при 1 занятии в неделю.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: тематические экскурсии, просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки, посещение театра, игры и упражнения из театральной педагогики, изготовление бутафории и т.д.
Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе.
Доминантной формой учения является игровая деятельность (общеразвивающие игры, специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике, культуре речи и др.)
В программе есть темы, которые повторяются в разные годы обучения, но даются на различном уровне сложности, с разным объёмом информации и подбором творческих заданий. На занятии может использоваться работа в тетрадях: запись новых слов, театральных терминов, стихов, текстов, скороговорок, ребусов, кроссвордов. Литературные тексты в учебных тетрадях можно дополнять, используя учебники по литературному чтению для 1-4 классов.
В зависимости от темы, можно проводить некоторые занятия в классе за партами или (если класс просторный) расставив стулья полукругом, но предпочтительнее проводить их в зале, где было бы достаточно свободного места для игр, репетиций и просмотра.
Известно, что театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Однако педагогическая ценность театрализованных игр будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра будет не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии нравственных, волевых, творческих качеств личности. Система работы с детьми по программе «Родничок» направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы внимательных педагогов.
Цель: воспитание гармонично развитой личности средствами театрального искусства.
Задачи:
- активизация познавательных интересов, расширение кругозора;
- создание благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из воспитанников коллектива;
- помощь в овладении навыками общения и сотрудничества, продуктивной и коллективной деятельности;
- создание разного рода постановок, зрелищ, театрализации – выразительных, ярких, запоминающихся, несущих добро, радость и катарсис всем категориям людей, начиная от маленьких детей и заканчивая взрослыми людьми;
- воспитание трудовых навыков: каждый студиец должен знать, что занятия – это не только развлечения, но и труд, требующий настойчивости, упорства, готовности постоянно совершенствоваться;
- ознакомление взрослых (родителей) с искусством детского театра, чтобы они могли воспитывать эстетические потребности у детей.
Основные направления программы:
«Азбука театра» - цикл бесед по ознакомлению учащихся с театром как видом искусства, его истории, видами и жанрами театрального искусства, театральной профессии, театральной терминологии (теоретический материал к занятиям можно подобрать по книге Ю. Алянского «Азбука театра).
«Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения на развитие: дыхания и свободы речевого аппарата, «мелкой моторики», умения владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.
С помощью скороговорок, чистоговорок, стихов отрабатывается ясная и чёткая речь, учатся выразительному чтению (материалы к занятиям можно брать из любых учебников по логопедии, детской риторике, литературному чтению).
Игровой тренинг – игры и упражнения на развитие основных психических функций (памяти, внимания, речи, восприятия…); специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и на память физических действий и т.д. (здесь можно использовать многие упражнения и игры из «арсенала» воспитателя ГПД; в поисках театральных игр можно воспользоваться специальной театральной литературой или Интернет-ресурсами).
«Работа над драматургическим материалом».
Для детей младшего школьного возраста самое важное – работа над спектаклем и выступление. Лучше всего работать с разнообразными сказками известных писателей: Н.Носова, А. Толстого, А.Пушкина, Ш.Перро, Г. Андерсена, В. Сутеева и др. Нужно включать в репертуар и авторские пьесы по интересующим в данном учебном году проблемам (экологическое, физическое, нравственное, трудовое, гражданское, эстетическое воспитание).
Работа над спектаклем включает следующее:
- выбор пьесы и обсуждение её с детьми;
- деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ с детьми;
- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
- создание совместно с детьми декораций и костюмов;
- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами, уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
- работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен;
- репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита с музыкальным оформлением;
- репетиция всей пьесы целиком в костюмах;
- назначение ответственных за смену декораций и реквизит;
- премьера спектакля;
- повторные показы спектакля.
Итогом работы над драматическим материалом является участие детей в течение года в различных концертах и отчетный спектакль в конце года.
В форме поощрений в конце года выдаются дипломы:
«Лучшая женская роль года»
«Лучшая мужская роль года»
«Король эпизода»
«Открытие года» (1 женская и 1 мужская роль)
«Самый творческий человек группы»
«Инициативное отношение к поручениям»
«Мастер Золотые руки».
С помощью родителей и администрации организовывается поездка в драматический театр города Нальчика или Пятигорска.
«Работа с родителями».
Для ознакомления родителей с процессом занятия проводятся открытые уроки. Родители приглашаются на генеральную репетицию или на спектакль. Кроме этого предполагается самое активное участие в подготовке спектакля, их помощь в изготовлении костюмов и декораций. Обязательным является посещение театров и анализ увиденного в группе. Это не традиционные «походы» с учителем в театр, а семейный просмотр спектакля. Для каждой возрастной группы составляется примерный план просмотра спектаклей на учебный год, который может корректироваться.
Ожидаемый результат:
Курс занятий по программе «Родничок» предполагает следующие знания, умения и навыки.
З н а т ь:
- что такое театр;
- с чего зародился театр;
- какие виды театров существуют;
- чем отличается театр от других видов искусств;
- кто создаёт театральные полотна (спектакли);
- знать наизусть и чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- комплекс артикуляционной гимнастики.
Иметь представления:
- о театрах КБР и наиболее известных театрах России;
- об элементарных технических средствах сцены, об оформлении сцены, об устройстве зрительного зала;
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Уметь:
- менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их голосом;
- произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
- сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;
- строить диалог между героями разных сказок;
- создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела с помощью жеста и мимики;
- создавать пластические импровизации;
- пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, гнев, огорчение, удивление, таинственность, восхищение, жалость, тревогу, презрение, осуждение и т.п.);
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по сценической площадке, запоминать заданные педагогом мизансцены,
- выполнять на сцене свободно и естественно простейшие физические действия;
- использовать необходимые актёрские навыки: свободно взаимодействовать с партнёром, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
А также создание спектаклей различной направленности, участие в них студийцев в самом различном качестве (активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом, оформление декораций, подбор грима, костюмов, прически, запись фонограмм и т.д.)
Тематический план занятий
по программе «Родничок»
III год обучения.
№ п/п | Тема занятий | Дата | Ресурсный материал/ дом. задание |
1 | «Азбука театра»: «Искусство актера» | Сентябрь 1 неделя | Ю. Алянский «Азбука театра» |
2 | «Работа над спектаклем»: Чтение экологической сказки «Эко-Теремок». Обсуждение, характеристика героев, распределение ролей. | 2 неделя | Журнал «Педсовет» |
3 | Культура и техника речи: а) упражнения на развитие «мелкой моторики»; б) упражнения на развитие артикуляционного аппарата; в) упражнения на постановку дыхания; г) работа со скороговорками. Работа над спектаклем «Эко-Теремок»: «Работа за столом» - разучивание ролей. | 3 неделя | Руденко В.И. «Логопедия. Практическое пособие». Р. Акчурина «Детская риторика в рассказах и рисунках». Д/з – выучить скороговорки. |
4 | «Игровой тренинг»: а) игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии – «Звуки улицы, звуки помещения, звуки внутри нас»; б) игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», « Кактус и ива»; в) театральные игры. Работа над спектаклем «Эко-Теремок»: Этюды по отдельным сценкам: «Встреча Лешего и Мышки», «Мышка и Лягушка». | 4 неделя | А.И. Буренина «Кукляндия» |
5 | «Азбука театра»: чтение стихотворения «Азбука театра»; Театральный словарь: амплуа, антракт, аншлаг, бутафория, режиссёр. Работа над спектаклем: изготовление эскизов, декораций и костюмов к сказке «Эко-Теремок» | Октябрь 1 неделя | Д/З. – докончить эскизы, декорации. |
6 | Культура и техника речи: Беседа «Техника речи». Игры и упражнения на речевое дыхание. Работа над спектаклем «Эко-Теремок»: Репетиция. | 2 неделя | Д/з – выучить комплекс упражнений на речевое дыхание. |
7 | Игровой тренинг: «Мимика и пантомимика»; упражнение «Моё настроение», «Зеркало». Работа над спектаклем «Эко-Теремок»: Генеральная репетиция | 3 неделя | Ю. Алянский «Азбука театра», А.И. Буренина «Театр всевозможного» |
8 | Показ театрализованной экологической сказки «Эко-Теремок» школьникам и родителям | 4 неделя | |
9 | Экскурсия в районную библиотеку: знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена, чтение сказки «Принцесса на горошине». Литературная викторина по сказкам Андерсена. | Ноябрь 2 неделя | Д/З. – прочитать сказки Г.Х. Андерсена. Просмотр видеофильмов. |
10 | Игровой тренинг: творческие задания на развитие пантомимики; Диалоги-пантомимы. Работа над спектаклем: ознакомление с т/п «Принцесса на горошине» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена. Характеристика героев, распределение ролей. | З неделя | А.И. Буренина «Кукляндия»; Педагогический альманах «Аничков мост: вчера, сегодня, завтра» №1, 2005г. |
11 | «Культура и техника речи»: а) разучивание упражнений на речевое дыхание; б) «логическое ударение» (на материале театральной постановки «Принцесса на горошине»); | 4 неделя | Д\з – выучить роли для т/п «Принцесса на горошине» |
12 | Показ дошкольникам т/п «Эко-Теремок» | Декабрь 1 неделя | |
13 | Азбука театра: «Мельпомена». Театральный словарь: драма, драматургия, пьеса. Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: подбор и разучивание песен. | 2 неделя | Ю Алянский. «Азбука театра» |
14 | Игровой тренинг: Специальная т/и «Одно и то же по-разному». Игра на развитие двигательных способностей «Пальма». Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: постановка танцев совместно с музыкальным руководителем (хореографом) | 3 неделя | Использование интернет-ресурсов по теме «Специальные театральные игры» |
15 | Культура и техника речи: Зарядка для губ, языка, шеи и челюсти. Работа с чистоговорками и скороговорками. | 4 неделя | Д/З. – выучить комплекс упражнений. |
16 | Экскурсия в РДК: Тема: «Устройство сцены и зрительного зала». Театральный словарь: партер, рампа, амфитеатр, бельэтаж, бенуар. | Январь 2 неделя | |
17 | Игровой тренинг: Этюды на развитие творческого воображения; этюды на общение. Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: репетиция отдельных сцен; работа над образами короля, королевы и принца. | 3 неделя | А.И. Буренина «Театр всевозможного» |
18 | Культура и техника речи: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки, стихи по учебной программе «Литературное чтение») | 4 неделя | Д/З. – выучить комплекс артикуляционной гимнастики |
19 | Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: Репетиция. Продумывание отдельных мизансцен и музыкального оформления (совместно с музыкальным руководителем) | Февраль 1 неделя | |
20 | Культура и техника речи: выразительное чтение стихов, чтение текстов по ролям, используя учебный материал по литературному чтению. Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: репетиция отдельных сцен, работа над образами восточной принцессы, русской принцессы, африканской принцессы. | 2 неделя | Уч-к по лит. чтению 3 класс |
21 | 3 неделя | А.И. Буренина «Кукляндия» | |
22 | Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: репетиция в зале | 4 неделя | |
23 | Азбука теара: «Знакомство с ролью художника-декоратора в театре». Изготовление макета декорации к сказке «Принцесса на горошине» | Март 1 неделя | Д/з – сделать макет декорации к одному действию сказки «Принцесса на горошине» |
24 | Культура и техника речи: упражнения на дыхание, силу голоса, расширение словаря. | 2 неделя | А.И. Буренина «Кукляндия» |
25 | Игровой тренинг: Игры, этюды на развитие пантомимики; игры на превращение. Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: репетиция отдельных сцен | 3 неделя | |
26 | Азбука театра: Тема «Театры КБР». Просмотр слайдов по теме. Театральный словарь: дирижёр, оркестр. | Апрель 1 неделя | Использование интернет-ресурсов по теме |
27 | Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: репетиция в зале. | 2 неделя | |
28 | Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: изготовление программок, репетиция отдельных эпизодов. | 3 неделя | |
29 | Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: репетиция в зале с музыкальным сопровождением. | 4 неделя | |
30 | Культура и техника речи: артикуляционная гимнастика. Чтение по ролям басен Крылова. | Май 1 неделя | «Литературное чтение» – 3 класс |
31 | Работа над спектаклем «Принцесса на горошине»: генеральная репетиция с приглашением родителей. | 2 неделя | |
32 | Премьера т/п «Принцесса на горошине» | 3 неделя | |
33 | Творческий отчёт театральной студии «Родничок». Награждение студийцев и родителей грамотами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»
Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Гостевой этикет с элементами театрализованной деятельности младших школьников
Формирование навыков поведения в гостях. Развитие культуры взаимоотношений....
«Театрализованная деятельность как основа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников»
acute;Театр как средство объединения коллектива на любом году жизни школьника.Не для кого не секрет что современные дети нуждаются в общении даже больше чем когда либо, они одиноки, замкнуты, б...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...