Управление инновационным процессом как организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем
методическая разработка по теме
Роль руководителя методического объединения в введении инноваций в образовательный процесс как комплекс мер организационного, методического, психологического характера.
Разработка новой формы проведения обучающего семинара учителей начальных классов, с использованием технологии развития критического мышления (на всех ее стадиях), технологии системно-деятельностного подхода, формированием УУД, внутри которых использованы синквейн-технология, ТРИЗ-технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_17_fevralya.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Пенькова Елена Владимировна, руководитель Р МО учителей начальных классов.
Я очень рада нашей встрече!
На сегодняшней встрече мы говорим об управлении инновационным процессом, а именно о роли Руководителя МО во введении инновационных технологий в образовательный процесс.
Сейчас мы рассмотрим одну из форм проведения семинара (работу творческих групп). Предлагаю рассмотреть технологию в технологии. А именно, какую технологию мы рассмотрим – это покажет наша дальнейшая деятельность, и рассмотрим мы ее в ТКМ (технология Критического Мышления)
Но вы получите минимум готовой информации, а будете добывать ее сами. Нам придется много поработать. Но для этого постарайтесь быть внимательными, собранными и активными.
Согласны ли вы с утверждением СЛАЙД №3?
«Успеха достигают те, кто пытается»
«Невозможно заставить людей что-либо сделать –надо помочь им захотеть сделать это»(Эдит Льюис).
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» (Д. Пойа)
Подтвердим наше согласие дальнейшей совместной деятельностью.
Далее СЛАЙД №4, №5
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий мы выделили:
- Технологии личностно-ориентированного образования;
- Здоровьесберегающие технологии ;
- Технологии деятельностного метода;
- Игровые технологии;
- ТРИЗ- технологии;
- Синквейн-технологии
Эффективность развития педагогического коллектива зависит от того, насколько будет обеспечено:
* грамотное руководство этим процессом, включающее установку учителей на инновационную технологию;
* анализ имевшихся технологических ресурсов;
* умение проектировать;
* организацию и анализ деятельности коллектива;
* умение осваивать опыт коллег через рефлексию и выражать его в технологичной форме, умение перестраивать уже освоенные технологии.
На основе этих теоретических обоснований приступим к практической части.
Ну что? Готовы на сотрудничество?
Вернемся к Технологии Критического Мышления (состоит из трех стадий)
- ВЫЗОВ (АОЗ. Формирование мотиваций, затруднение, целеполагание)
ИГРА: «Верно ли утверждение?»
Если вы знакомы с утверждением, ставим в таблицу «+»
если утверждение не знакомо или сомневаетесь, то «-» Можно посоветоваться со своим соседом.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Игра «Верно ли утверждение?»
- Польза от уроков с использованием ИКТ будет тогда, когда грамотно внедряются здоровьесберегающие технологии;
- Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход (СДП);
- Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в том, что учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами решили, как надо действовать в новых условиях;
- Отличительной особенностью новых стандартов является его деятельностный характер, главной целью – развитие личности ребенка;
- Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются УУД;
- Информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося
- В основе ТРИЗ-технологии лежат методики, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
- Процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной, личностно- ориентированной;
- Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Посмотрите на таблицу и скажите, какие вопросы нас будут интересовать сегодня? (Какова же цель нашего занятия?)
- ОСМЫСЛЕНИЕ: (построим новое знание) (соотнесение старой и новой информации)
Построить новое знание нам поможет разработанная Альтшуллером ТРИЗ-технология (Теория Решения Изобретательских задач), одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. Приведу примеры использования методов и приемов ТРИЗ-технологий:
- Системный оператор
- Организация проектной деятельность
- Исследовательская деятельность
Минимальная модель – 9экранов, в 1-ом классе можно начать с 3-х, постепенно увеличивая до 9-ти
(СЛАЙД №7)СИСТЕМНЫЙ ОПРЕРАТОР, КОТОРЫЙ НА М ПРИДЕТСЯ ЗАПОЛНИТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННУЮ ВАМ ИНФОРМАЦИЮ. Объектом станет СПД
системный оператор | ||
надсистема в прошлом 6 (курица в курятнике) | Надсистема 3 (с мамой-курицей) | Надсистема в будущем 9 (курятник) |
Система в прошлом 4 (яйцо) | Система (выбранный объект, его функция) 1 цыпленок | Система в будущем 7 (курица) |
Части системы в прошлом 5 (скорлупа, белок, желток) | Подсистема (части системы) 2 (части тела цыпленка)
| Подсистема в будущем 8 (части тела птицы) |
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это ЧТО-ТО для чего-то (функции объекта)
Это ЧТО-ТО часть чего-то (подсистема объекта)
Это ЧТО-ТО из чего-то (надсистема объекта)
Чем-то было раньше ЧТО-ТО (прошлое объекта)
Что-то будет с этим ЧТО-ТО (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты теперь возьми. На экранах рассмотри
Информация:
Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический…"
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В современное образование прочно вошли ФГОС 2-го поколения. Наиболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов.
«Развитие личности – смысл и цель современного образования» (Из Концепции ФГОС 2-го поколения)
В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это значит, что процесс учения – не только усвоение ЗУН, но и процесс развития личности, духовно-нравственной, социально адаптированной.
Поэтому приоритетом начального общего образования в условиях реализации ФГОС 2-го поколения становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).
Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход (СДП) Основной результат которого – развитие личности на основе учебной деятельности. А основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Смещаются акценты образования.
Возникают вопросы:
- чему учить,
- ради чего учить,
- как учить.
Это ведет за собой:
-обновление содержания,
-ценностей образования (мотивы),
-средств обучения.
Поэтому меняются требования соответственно к:
- структуре общих образовательных программ,
- результатам ООП,
- условиям осуществления образовательного процесса.
Педагог – это организатор и координатор
самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока. Он как профессионал:
- демонстрирует культурные образцы действий;
инициирует пробные действия детей;
консультирует, корректирует действия;
ищет способы включить в работу каждого.
Как воспитатель создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей, оказывает адресную педагогическую помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.
системный оператор | ||
Методика развивающего обучения Л.С.Выготского | Пед.технология | Базовая пед.технология; Основа реализации ФГОС |
Деятельностный подход ; обучение и развитие | СДП(Чему учить Ради чего учить Как учить) | Обновление содержания; ценности образования; обновление средств обучения |
Задачи, решаемые под руководством взрослых | Цель, мотив, средство, действия, результат, оценка | Изменение роли участников образовательного процесса; вместо цели – планируемый результат |
Работа в группах:
Задание 1-группа- заполнит второй столбик,
2-ая гр – первый столбик
3-ю – третьий столбик
ПОЯСНЕНИЕ по слайду №7
Работа в группах 3 мин
Заполнение таблицы на интерактивной доске.
Обсуждение предложенного варианта, по которому можно составить полученное знание. Данная модель позволяет ученикам написать сочинение, а нам систематизировать знания об изучаемом объекте.
(слайд №10,11)
- РЕФЛЕКСИЯ: (Выведение знания на уровень понимания и применения)
Вернемся к ключевому вопросу занятия
(ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)
Попробуем составить синквейн (Работа в группах)
СЛАЙД №11
Правила написания синквейна
- 1 строка: тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;
- 2 строка: 2слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта;
- 3 строка: образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта
- 4 строка: фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описывающему предмету или объекту;
- 5 строка: одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным предметом.
Защита синквейнов группой или представителем
ЭТАЛОН
- Опыт
- Смелый и безумный (на первый взгляд)
- Ведет вперед, меняет все, дает свои плоды
- Опыт –бесценное сокровище
- Ответ
- - Практика
- - Реальная и жизненная
- - Призывает к действию, накапливает опыт, дает результат
- - практика – ожившая теория
- - Воплощение
- ОТДОХНЕМ И ПОИГРАЕМ слайд
№15
Миром будет править тот, кто быстрее добудет информацию
(можно предложить филворд)
- Слайд №16
Были использованы:
- РКМ (Развитие критического мышления)
- СДП (системно-деятельностный подход)
Результат : Формирование УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Управление инновационным процессом в образовании»
«Управление инновационным процессом в образовании»...
«Учебно - воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
Дааная работа использовалась на педагогическом совете....
СЕМИНАР Творческой группы заместителей директоров ОУ по ОЭР «Управление инновационными процессами в школе».Тема: «Детский проект»
Социальные проекты как расширение пространства творческой деятельности....
Управление инновационными процессами в современном образовательном учреждении
Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей кот...
Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся через активные приемы обучения как фактор управления образовательным процессом
Интерактив по данной теме с целью представления собственного опыта и обеспечения предпосылок готовности педагогов к использованию метода моделирования - одного из видов активного обучения ...
ИППРУ педагога, на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в области управления качеством процессов и результатов в системе «учитель-ученик»
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО...
Статья "Структура и управление творческим процессом"
Структура и управление творческим процессом...