«Управление инновационным процессом в образовании»
методическая разработка на тему

 Свидзинская Елена Николаевна

 

«Управление инновационным процессом в образовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_innovatsion_svidzinskaya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Московский центр качества образования

«Управление инновационным процессом в образовании»

Свидзинская Елена Николаевна

Заместитель директора по УВР

ГОУ СОШ № 80

Группа № 66

Москва – 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов……………4

1.1. Понятие об инновационных процессах в образовании. Роль инноваций в развитии школы………………………………………………………………….4

Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города школы№80……………………………………………………………………....5

2.1 Структура работы ГОУ СОШ №80…………………………………………5

2.2 Особенности управления инновационными процессами школы №80…..7

Заключение……………………………………………………………...………10

Список литературы………………………………………………………..…..13

ВВЕДЕНИЕ

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

Исходя из этого, можно сформулировать объект и предмет работы.

Объект: инновационные процессы в образовании в школе №80 СЗАО.

Предмет: инновационные процессы в образовании.

Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования школы №80 СЗАО.

Гипотеза исследования: используя инновационное направление,  происходит повышение качества образования учащихся.

Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:

1. Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.

2. На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.

3. Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ СОШ № 80 СЗАО. В эксперименте принимало участие 40 человек педагогического коллектива школы №80.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты инновационных процессов

1.1. Понятие об инновационных процессах в образовании. Роль инноваций в развитии школы

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Так целью  образования школы № 80 является воспитание культурных, интеллигентных людей, основанное на приоритетном отношении к фундаментальным гуманитарным, естественнонаучным дисциплинам и  изучению современных языков. Базовые науки и соответствующие предметы  образования составляют 4 блока:

1. филологический цикл (русский язык, литература, современные европейские языки).

2. историко-социальные дисциплины (отечественная и всемирная история, человек и общество).

3. культурологические дисциплины (история мировой и отечественной культуры).

4. естественно-математический цикл (математика с основами информатики, физика и астрономия, химия и биология, черчение).

Задачи профильных классов:

- выявление и развитие способностей каждого ученика;

- формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным предметам и современным языкам;

- формирование личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры способной в последующем на участие в духовном развитии общества;

- формирование творчески работающего коллектива учителей-единомышленников;

- оптимальная организация учебно-воспитательной работы;

- совершенствование системы управления гимназией;

- перевод учащихся в режим развития.

 ГЛАВА 2. Характеристика инноваций в системе образования  школы № 80

2.1. Структура ГОУ СОШ № 80 СЗАО

Структура ГОУ СОШ № 80 СЗАО традиционна, она опирается на три первоначальных возрастных этапа: детство, отрочество, юность.

В ходе работы реализуются следующие задачи:

1. функциональная зависимость вертикально-возрастного (начиная с начальных) образовательного пространства и профильного обучения старшеклассников;

2. средства и способы диагностики профильных наклонностей учеников к определённым видам деятельности и к изучению определённых областей знаний;

3. использование диагностики в проектировании индивидуально-личностного пространства растущего человека;

4. демонстрация исследования информационных технологий и исследовательской деятельности учащихся как необходимых условий интексикации профильного образования.

В учебный план включены предметы человековедческого профиля:

- ритмика;

- декоративно-прикладное искусство;

- психология.

Особенности и условия жизнедеятельности гуманистической воспитательной системы:

1. создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы, осуществляющиеся на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлечённую работу;

2. отношения учитель - ученик строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;

3. позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности;

4. дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации нетрадиционных уроков: модульных, практикумов, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).

В школе работают спортивные секции, театральные студии и студии декоративно-прикладного искусства, студии бального танцев, кружки начального технического моделирования.

Вследствие этого были сформулированы основные требования к управленческой модели:

- полный охват всех направлений работы школы;

- координация деятельности различных её подразделений;

- адаптивность управленческой модели к меняющимся социально-экономическим и педагогическим условиям, её открытость, позволяющая субъектам управления своевременно интегрировать в систему новые структуры, отказываться от устаревших;

- использование в управлении школой современных информационных технологий;

- оптимальное для данной модели привлечение квалифицированной общественности к принятию управленческих решений.

Администрация школы - это увлечённые творческие руководители, способные повести за собой единый школьный коллектив.

2.2 Особенности управления инновационными процессами школы №80

Управляющая система школы - директор, его заместители, руководители структурных подразделений - эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.

Целью исследования явилось изучение мнений руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.

Задачи исследования:

1. выявить свойства модели управления инновационными процессами;

2.выявить особенности управления на различных этапах инновационного

проекта;

3.определить формы и методы работы при управлении инновационными

процессами;

4.оценить состояние и уровень управленческой деятельности в сфере

инновации;

3.выявить степень удовлетворенности респондентов качеством управления

инновационными процессами.

Объекты исследования - руководители и учителя образовательных учреждений, являющиеся носителями исследуемой проблемы.

Исследование проведено в ГОУ СОШ №80 СЗАО, где осуществляется инновационная педагогическая деятельность. Выборочная совокупность составила 40 человек.

Полученная от образовательных учреждений информация достаточно сопоставима. В справках отражены данные как непосредственно образовательных учреждений, что позволило сравнить их, так и усредненные показатели, которые дали возможность оценить управление инновационными процессами в целом.

В исследовании можно выделить несколько общих этапов:

I этап - подготовительный (на этом этапе были выявлены проблема, задачи,

объект, предмет, гипотеза и был сделан выбор методов исследования).

II этап - исследовательский (был осуществлён сбор фактических данных).

III этап - обработка данных исследования (осуществлён количественный и качественный анализ данных исследования).

IV этап - проведена интерпретация данных и сформулирован вывод.

Метод исследований - анкетирование.

Чтобы определить свойства модели управления инновационными процессами в образовательных учреждениях, необходимо выявить:

- критерии оценки управления инновационными процессами;

- профессиональную подготовку учителей;

- их творческий настрой и проявление инициативы в инновационной

деятельности.

- этап инновационной деятельности.

1. Критериями оценки управления инновационными процессами, со слов руководителей ОУ являются:

а) Требует ли от учителя работа в условиях инновационной педагогической деятельности специальной профессиональной подготовки? На вопрос «Проходили ли Вы подготовку для осуществления педагогической деятельности» получены следующие ответы  - 87 %. Полученные результаты показали, что 87%  педагогического коллектива из 100% проходили инновационную педагогическую подготовку.

б) Педагогические инновации один из самых сложных видов творчества, опирающийся на самотворчество и индивидуальность учителей и учащихся. При этом имеет значение то, кто является инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций.

Из ответов руководителей и учителей следует, что 65 % считают, что инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций является директор; 25 % - личная инициатива, 10% затруднились ответить.

в) В какой мере учителя проявляют личную инициативу по внедрению и осуществлению инновационной деятельности в своем ОУ?

Полученные данные показывают, что  66% проявляет личную инициативу в инновационной педагогической деятельности; 34% - по указанию администрации школы.

г) Каким образом инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства?

Полученные данные показывают, что  71% считают влияние инновационной деятельности на повышение уровня мотивации; 29% - затрудняются с ответом.

д) Руководителям был задан вопрос «Произошли ли, на Ваш взгляд, изменения в процессе осуществления инновационной деятельности по различным аспектам педагогической деятельности?».

Полученные данные показывают, что 76% учителей отмечают влияние инновационной деятельности на педагогическую деятельность по следующим аспектам (содержание образования, технологии облучения, воспитания и развития, система управления, подготовка, переподготовка педагогических кадров); 24% - затрудняются с ответом.

е) На вопрос руководителям «Какие трудности Вы испытываете в процессе управления?» получены следующие ответы:

- недостаточно информации об инновационных технологиях;

 - недостаточно средств для стимулирования педагогической инновационной деятельности;

По мнению педагогического коллектива, указанные причины снижают эффективность управления инновационной деятельностью.

ж). Какую оценку получила управленческая инновационная деятельность школе №80?

Полученные данные показывают, что 71% учителей из 100% считают  успешным управление инновационными процессами, 29% - не согласны с успешностью.

з) Как оценивают свою управленческую инновационную деятельность администрация школы №80?:

Полученные результаты показывают, что представители администрации признают, что в управлении допускаются просчеты и ошибки.

и) Какова степень удовлетворенности учителей управленческой деятельностью в школе №80?

Полученные результаты показывают, что 81% учителей в большей или меньшей степени удовлетворены управленческой деятельностью, осуществляемой в школе.

Полученные результаты позволили по косвенным признакам определить состояние инновационной деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационным процессом. Среди этих причин следующие:

1.  Качество и содержание подготовки учителей;

2.  Необходимость развития творческой инициативы педагогов;

3. Выбор и внедрение новых форм и методов обучения и воспитания учащихся;

4. Обеспечение научно-методическим материалом по инновационной проблематике;

5. Рост и  стремление учителей и администрации школы №80 к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.

Заключение

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза, выдвинутая нами, подтверждена. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что чем больше в нашей стране будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты будут ученики и ознакомлены с процессами внедрения инноваций руководители и учителя.

В ходе проведения исследования и осмысления его результатов наметились новые проблемы, среди которых: дальнейшее теоретико-методологическое исследование инновационных процессов в образовании, а также компонентов системы управления инновационным учебным заведением.

Итог инновационной деятельности ГОУ СОШ №80 СЗАО: модель (портрет) выпускника школы в школе № 80.

· Общечеловеческие качества: теоретическая и интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность.

· Личностные качества: социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, потребность в поиске смысла жизни.

Для раскрытия потенциала всех участников педагогического процесса, необходимо создание всех условий для повышения мотивации и предоставление возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Список литературы

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 28. .

2. Вохмянина, С. М. По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический вестник. - 2002. - № 8 (299). - с.7.

3. Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.

4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 5.

5. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. - 2002. - №5. - с.94.

6. Забрашная, С. Д. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и в начальных классах школ/ С. Д. Забрашная.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

7.Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.

8. Лазарев, В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2004. - № 1. -с.16.

9. Лаздина, Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 2. - с.19.

10. Тестов В. А. Стратегия образования в современных условиях/ В. А. Тестов// Педагогика. - 2005. - № 7. - с.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление инновационным процессом как организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем

Роль руководителя методического объединения в введении инноваций в образовательный процесс как комплекс мер организационного, методического, психологического характера. Разработка новой формы про...

«Роль специалистов сферы образования в инновационном процессе страны?» статья.

Образование - мощный фактор изменений в обществе.Но образовательные результаты в современном обществе все в большей мере  зависят от организации образовательного процесса, повышении квалификации ...

Управление инновационными процессами в современном образовательном учреждении

Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей кот...

Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся через активные приемы обучения как фактор управления образовательным процессом

Интерактив по данной теме с целью  представления собственного опыта и обеспечения предпосылок  готовности педагогов к использованию метода моделирования - одного из видов активного обучения ...