«Управление инновационным процессом в образовании»
методическая разработка на тему
«Управление инновационным процессом в образовании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_innovatsion_svidzinskaya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Московский центр качества образования
«Управление инновационным процессом в образовании»
Свидзинская Елена Николаевна
Заместитель директора по УВР
ГОУ СОШ № 80
Группа № 66
Москва – 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов……………4
1.1. Понятие об инновационных процессах в образовании. Роль инноваций в развитии школы………………………………………………………………….4
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города школы№80……………………………………………………………………....5
2.1 Структура работы ГОУ СОШ №80…………………………………………5
2.2 Особенности управления инновационными процессами школы №80…..7
Заключение……………………………………………………………...………10
Список литературы………………………………………………………..…..13
ВВЕДЕНИЕ
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Исходя из этого, можно сформулировать объект и предмет работы.
Объект: инновационные процессы в образовании в школе №80 СЗАО.
Предмет: инновационные процессы в образовании.
Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании, а также в системе образования школы №80 СЗАО.
Гипотеза исследования: используя инновационное направление, происходит повышение качества образования учащихся.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
1. Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
2. На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.
3. Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ СОШ № 80 СЗАО. В эксперименте принимало участие 40 человек педагогического коллектива школы №80.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1. Понятие об инновационных процессах в образовании. Роль инноваций в развитии школы
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Так целью образования школы № 80 является воспитание культурных, интеллигентных людей, основанное на приоритетном отношении к фундаментальным гуманитарным, естественнонаучным дисциплинам и изучению современных языков. Базовые науки и соответствующие предметы образования составляют 4 блока:
1. филологический цикл (русский язык, литература, современные европейские языки).
2. историко-социальные дисциплины (отечественная и всемирная история, человек и общество).
3. культурологические дисциплины (история мировой и отечественной культуры).
4. естественно-математический цикл (математика с основами информатики, физика и астрономия, химия и биология, черчение).
Задачи профильных классов:
- выявление и развитие способностей каждого ученика;
- формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным предметам и современным языкам;
- формирование личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры способной в последующем на участие в духовном развитии общества;
- формирование творчески работающего коллектива учителей-единомышленников;
- оптимальная организация учебно-воспитательной работы;
- совершенствование системы управления гимназией;
- перевод учащихся в режим развития.
ГЛАВА 2. Характеристика инноваций в системе образования школы № 80
2.1. Структура ГОУ СОШ № 80 СЗАО
Структура ГОУ СОШ № 80 СЗАО традиционна, она опирается на три первоначальных возрастных этапа: детство, отрочество, юность.
В ходе работы реализуются следующие задачи:
1. функциональная зависимость вертикально-возрастного (начиная с начальных) образовательного пространства и профильного обучения старшеклассников;
2. средства и способы диагностики профильных наклонностей учеников к определённым видам деятельности и к изучению определённых областей знаний;
3. использование диагностики в проектировании индивидуально-личностного пространства растущего человека;
4. демонстрация исследования информационных технологий и исследовательской деятельности учащихся как необходимых условий интексикации профильного образования.
В учебный план включены предметы человековедческого профиля:
- ритмика;
- декоративно-прикладное искусство;
- психология.
Особенности и условия жизнедеятельности гуманистической воспитательной системы:
1. создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы, осуществляющиеся на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлечённую работу;
2. отношения учитель - ученик строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
3. позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности;
4. дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации нетрадиционных уроков: модульных, практикумов, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).
В школе работают спортивные секции, театральные студии и студии декоративно-прикладного искусства, студии бального танцев, кружки начального технического моделирования.
Вследствие этого были сформулированы основные требования к управленческой модели:
- полный охват всех направлений работы школы;
- координация деятельности различных её подразделений;
- адаптивность управленческой модели к меняющимся социально-экономическим и педагогическим условиям, её открытость, позволяющая субъектам управления своевременно интегрировать в систему новые структуры, отказываться от устаревших;
- использование в управлении школой современных информационных технологий;
- оптимальное для данной модели привлечение квалифицированной общественности к принятию управленческих решений.
Администрация школы - это увлечённые творческие руководители, способные повести за собой единый школьный коллектив.
2.2 Особенности управления инновационными процессами школы №80
Управляющая система школы - директор, его заместители, руководители структурных подразделений - эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.
Целью исследования явилось изучение мнений руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Задачи исследования:
1. выявить свойства модели управления инновационными процессами;
2.выявить особенности управления на различных этапах инновационного
проекта;
3.определить формы и методы работы при управлении инновационными
процессами;
4.оценить состояние и уровень управленческой деятельности в сфере
инновации;
3.выявить степень удовлетворенности респондентов качеством управления
инновационными процессами.
Объекты исследования - руководители и учителя образовательных учреждений, являющиеся носителями исследуемой проблемы.
Исследование проведено в ГОУ СОШ №80 СЗАО, где осуществляется инновационная педагогическая деятельность. Выборочная совокупность составила 40 человек.
Полученная от образовательных учреждений информация достаточно сопоставима. В справках отражены данные как непосредственно образовательных учреждений, что позволило сравнить их, так и усредненные показатели, которые дали возможность оценить управление инновационными процессами в целом.
В исследовании можно выделить несколько общих этапов:
I этап - подготовительный (на этом этапе были выявлены проблема, задачи,
объект, предмет, гипотеза и был сделан выбор методов исследования).
II этап - исследовательский (был осуществлён сбор фактических данных).
III этап - обработка данных исследования (осуществлён количественный и качественный анализ данных исследования).
IV этап - проведена интерпретация данных и сформулирован вывод.
Метод исследований - анкетирование.
Чтобы определить свойства модели управления инновационными процессами в образовательных учреждениях, необходимо выявить:
- критерии оценки управления инновационными процессами;
- профессиональную подготовку учителей;
- их творческий настрой и проявление инициативы в инновационной
деятельности.
- этап инновационной деятельности.
1. Критериями оценки управления инновационными процессами, со слов руководителей ОУ являются:
а) Требует ли от учителя работа в условиях инновационной педагогической деятельности специальной профессиональной подготовки? На вопрос «Проходили ли Вы подготовку для осуществления педагогической деятельности» получены следующие ответы - 87 %. Полученные результаты показали, что 87% педагогического коллектива из 100% проходили инновационную педагогическую подготовку.
б) Педагогические инновации один из самых сложных видов творчества, опирающийся на самотворчество и индивидуальность учителей и учащихся. При этом имеет значение то, кто является инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций.
Из ответов руководителей и учителей следует, что 65 % считают, что инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций является директор; 25 % - личная инициатива, 10% затруднились ответить.
в) В какой мере учителя проявляют личную инициативу по внедрению и осуществлению инновационной деятельности в своем ОУ?
Полученные данные показывают, что 66% проявляет личную инициативу в инновационной педагогической деятельности; 34% - по указанию администрации школы.
г) Каким образом инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства?
Полученные данные показывают, что 71% считают влияние инновационной деятельности на повышение уровня мотивации; 29% - затрудняются с ответом.
д) Руководителям был задан вопрос «Произошли ли, на Ваш взгляд, изменения в процессе осуществления инновационной деятельности по различным аспектам педагогической деятельности?».
Полученные данные показывают, что 76% учителей отмечают влияние инновационной деятельности на педагогическую деятельность по следующим аспектам (содержание образования, технологии облучения, воспитания и развития, система управления, подготовка, переподготовка педагогических кадров); 24% - затрудняются с ответом.
е) На вопрос руководителям «Какие трудности Вы испытываете в процессе управления?» получены следующие ответы:
- недостаточно информации об инновационных технологиях;
- недостаточно средств для стимулирования педагогической инновационной деятельности;
По мнению педагогического коллектива, указанные причины снижают эффективность управления инновационной деятельностью.
ж). Какую оценку получила управленческая инновационная деятельность школе №80?
Полученные данные показывают, что 71% учителей из 100% считают успешным управление инновационными процессами, 29% - не согласны с успешностью.
з) Как оценивают свою управленческую инновационную деятельность администрация школы №80?:
Полученные результаты показывают, что представители администрации признают, что в управлении допускаются просчеты и ошибки.
и) Какова степень удовлетворенности учителей управленческой деятельностью в школе №80?
Полученные результаты показывают, что 81% учителей в большей или меньшей степени удовлетворены управленческой деятельностью, осуществляемой в школе.
Полученные результаты позволили по косвенным признакам определить состояние инновационной деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационным процессом. Среди этих причин следующие:
1. Качество и содержание подготовки учителей;
2. Необходимость развития творческой инициативы педагогов;
3. Выбор и внедрение новых форм и методов обучения и воспитания учащихся;
4. Обеспечение научно-методическим материалом по инновационной проблематике;
5. Рост и стремление учителей и администрации школы №80 к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.
Заключение
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза, выдвинутая нами, подтверждена. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что чем больше в нашей стране будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты будут ученики и ознакомлены с процессами внедрения инноваций руководители и учителя.
В ходе проведения исследования и осмысления его результатов наметились новые проблемы, среди которых: дальнейшее теоретико-методологическое исследование инновационных процессов в образовании, а также компонентов системы управления инновационным учебным заведением.
Итог инновационной деятельности ГОУ СОШ №80 СЗАО: модель (портрет) выпускника школы в школе № 80.
· Общечеловеческие качества: теоретическая и интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность.
· Личностные качества: социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, потребность в поиске смысла жизни.
Для раскрытия потенциала всех участников педагогического процесса, необходимо создание всех условий для повышения мотивации и предоставление возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Список литературы
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 28. .
2. Вохмянина, С. М. По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический вестник. - 2002. - № 8 (299). - с.7.
3. Гребнев, Л. С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире/ Л. С. Гребнев// Образование. 2005. - № 3. - с. 4.
4. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - с. 5.
5. Ерофеева, Н. И. Управление проектами в образовании/ Н. И. Ерофеева// Народное образование. - 2002. - №5. - с.94.
6. Забрашная, С. Д. От диагностики к развитию: Пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и в начальных классах школ/ С. Д. Забрашная.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
7.Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990. - с. 8.
8. Лазарев, В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2004. - № 1. -с.16.
9. Лаздина, Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 2. - с.19.
10. Тестов В. А. Стратегия образования в современных условиях/ В. А. Тестов// Педагогика. - 2005. - № 7. - с.5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление инновационным процессом как организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем
Роль руководителя методического объединения в введении инноваций в образовательный процесс как комплекс мер организационного, методического, психологического характера. Разработка новой формы про...
«Роль специалистов сферы образования в инновационном процессе страны?» статья.
Образование - мощный фактор изменений в обществе.Но образовательные результаты в современном обществе все в большей мере зависят от организации образовательного процесса, повышении квалификации ...
СЕМИНАР Творческой группы заместителей директоров ОУ по ОЭР «Управление инновационными процессами в школе».Тема: «Детский проект»
Социальные проекты как расширение пространства творческой деятельности....
Сборник материалов городской НПК: "Инновационные процессы в образовании и мастерство педагогов в условиях модернизации системы образования"
Развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность начинать с 1 класса...
Управление инновационными процессами в современном образовательном учреждении
Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей кот...
Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся через активные приемы обучения как фактор управления образовательным процессом
Интерактив по данной теме с целью представления собственного опыта и обеспечения предпосылок готовности педагогов к использованию метода моделирования - одного из видов активного обучения ...
ИППРУ педагога, на тему «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в области управления качеством процессов и результатов в системе «учитель-ученик»
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС НОО...