Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся через активные приемы обучения как фактор управления образовательным процессом
статья
Интерактив по данной теме с целью представления собственного опыта и обеспечения предпосылок готовности педагогов к использованию метода моделирования - одного из видов активного обучения - в своей педагогической практике как фактор управления образовательным процессом в направлении формирования навыков практической деятельности у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_simfoniya_uroka.doc | 527 КБ |
Предварительный просмотр:
Адамбаева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 5» г. Ирбит
Симфония урока
«Педагогические приёмы формирования инженерного мышления»
Тема: «Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся через активные приемы обучения
как фактор управления образовательным процессом»
Каждый педагог, проектируя урок, задается вопросом: «Как преподнести материал, чтобы он стал доступным?» Осознавая необходимость качественной подготовки к педагогическому фестивалю "Симфония урока", эта проблема встала и передо мной. Я решила провести интерактив по данной теме с целью представления собственного опыта и обеспечения предпосылок готовности педагогов к использованию метода моделирования - одного из видов активного обучения - в своей педагогической практике как фактор управления образовательным процессом в направлении формирования навыков практической деятельности у обучающихся.
Для успешного взаимодействия, необходимо определиться с проблемным полем, которое требует теоретического освещения. Я предлагаю вам выделить ключевые слова в названии интерактива, определить их порядок освещения. (Поисковая деятельность, познавательная деятельность, активные приемы/методы обучения, моделирование).
Первое понятие, которое необходимо осветить является поисково-познавательная деятельность. Я вам предлагаю в групповой работе познакомиться с представленными точками зрениями и сформулировать определение «поисково - познавательная деятельность», соответствующее современным требованиям ФГОС.
Поисково-познавательная деятельность -это система действий, выполняемая в определённом порядке, направленная на решение проблемных заданий и представляемая в виде рекомендаций, предписаний по использованию той или другой мыслительной операции (В.А.Далингер).
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер: под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под его влиянием приобретают особую активность, направленность и продуктивность даже у слабых учеников.
При правильной педагогической организации деятельности учащихся познавательный интерес выступает как сильное средство обучения, а также становится устойчивой чертой личности школьника.
Классическая педагогика прошлого утверждала – "Смертельный грех учителя – быть скучным". Для формирования прочного познавательного интереса необходимо использовать активные методы обучения, стимулирующие активную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, направленные на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. А. Дистервег считал, что "надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-то усвоить".
Работа, которую я вам сейчас хочу предложить, направлена на преобразование информации. Вам необходимо в групповой работе познакомиться с информацией об активных методах обучения и кратко определить их суть.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство формирования навыков практической деятельности обучающихся. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием - качествами, необходимыми для жизни в новых экономических условиях.
Пробуждении мотивов обучения лежат в самом процессе обучения и может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям поможет моделирование - как средство управления познавательной деятельностью учащихся в образовательном процессе.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре, опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
Необходимость овладения обучающимися методом моделирования как методом познания в образовательном процессе можно обосновать с трех позиций.
- способствует формированию диалектико-материалистического мировоззрения;
- существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной;
- приближает к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.
Для того чтобы «вооружить» учащихся моделированием как способом познания, учителю необходимо так управлять процессом, чтобы школьники самостоятельно представляли знаковые модели некоторых реальных ситуации, составлять последовательность различных ее моделей, изучать эти модели и переводить полученное решение на язык исходной задачи.
В дидактике выделяют 3 вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.
3. Графические модели (графики, формулы, схемы).
Обновив уже знакомую информацию по данной теме, а, вполне возможно, познакомившись с новой информацией, я вновь предлагаю вам работу - представить модель ситуации, определив способы выражения видов моделей и предметную направленность учебных дисциплин.
В завершении интерактива могу ли я утверждать, что вы были вовлечены в поисково-познавательную деятельность? Будет ли истинным мое утверждение, что практические действия отрабатывались средством активных методов обучения? Действительно ли я управляла интерактивным процессом, используя различные виды моделей? Готовы ли педагоги использовать метод наглядного моделирования в педагогической деятельности, обеспечивающий формирование и развитие прочных практических действий?
Всю работу интерактива я представил в следующих моделях:
Графическая модель
Модель интерактива по теме «Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся через активные приемы обучения как фактор управления образовательным процессом» | |||||
Виды поисково - познавательных задач | Формы по | Продолжительность | Вспомогательный материал | ||
Содержание | Метод познания | организации образовательного процесса | по количеству обучаемых | ||
Формирование понятий | Синтез | В процессе интерактива | Фронтальная | Этап актуализации | Ряд понятий в текстовом формате |
Изучение свойств понятий | Анализ | В процессе интерактива | Групповая | Этап вхождения в тему интерактива | Таблица |
Установление связи между конкретным понятием и процессами в обучении | Наглядный, аналитический | В процессе интерактива | Групповая | Этап решения проблемы интерактива | Таблица, схема, рисунок |
Усвоение способов деятельности | Наглядный | В процессе интерактива | Фронтальная | Этап рефлексии | Модель интерактива |
Предметно - схематическая
Предметная модель
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).
В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у обучающихся:
- моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;
- целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;
- следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;
- начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;
- обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;
- процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план;
Моделирование поисково-познавательной деятельности обучающихся через активные формы обучения позволяет упорядочивать, систематизировать имеющийся у учащихся опыт, формировать прочные практические действия, то есть качественно управлять образовательной деятельностью.
Источники
Влияние поисково-познавательной деятельности на развитие активности ребенка/Дыбина О.В., Рутберг Л.Г.
http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2012/Pedagogica/4_108687.doc.htm
Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие / сост. Г.З.Атиева; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2009.
Поисковая деятельность учащихся как одна из форм самостоятельной работы http://school-box.ru/obrazovatelnye-statyi/interesno-ob-obrazovanii/721-poiskovaya-deyatelnost-uchashichsy-odna-iz-form-samostoyatelnoy-raboti.html
Поисково-исследовательская деятельность учащихся как основа их развития/ В.А.Далингер. - Электронный научный журнал "Современные проблемы науки и образования" 2006. – № 5 – С. 30-31
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=511
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя «Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках марийского государственного языка через активные формы обучения»
Цель проекта: Формирование положительного отношения к своей культуре, языку, возрождение национального самосознания, как одного из качеств личности, умение взаимодействовать с людьми других националь...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...
Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках русского языка".
Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельность обучающихся на уроках русского языка"Приемы, применяемые учителем для управления познавательной деятельностью на уроке:- актуализирует тре...
Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.УмовС помощью данного ма...
«Моделирование поисково - познавательной деятельности обучающихся начальных классов»
Карта мастер-класса...
Управление познавательной деятельностью обучающихся начальной школы.
Проблема управления познавательной деятельностью на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. В...
Методы и приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ
Вопрос о формировании познавательной деятельности стоит в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития достаточно остро. Это связано с тем, что данная категория детей обладает меньшими по ...