Здоровьесьерегающие технологии
статья по теме

Цветкова Елена Николаевна

 

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

   Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которую рассматривают как совокупность приёмов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ.

 Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

   Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которую рассматривают как совокупность приёмов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

 Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1.Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.

2.Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с обучающимися.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс – диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят обще-методические принципы и специфические принципы, выражающие специфические зако- номерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здо-ровьесберегающих  образовательных технологий.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубо-кого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, ини-циативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно – воспитательном процессе  на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности  здоровьесберегающих  образовательных технологий. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребёнка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всесторонне – физическое, интеллектуальное , духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей

Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Средства здоровьесберегающих технологий.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. Средства двигательной направленности.
  2. Оздоровительные силы природы.
  3. Гигиенические факторы.

Методы здоровьесберегающих технологий.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Применяются две группы методов: специфические и общепедагогические. На основе существующей педагогической практике можно выделить следующие методы: рассказ, дидактический рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, наглядность, лабораторный метод, практический метод, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод и т.д.

В структуре методов выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом:

  1. Защитно-профилактический (личная гигиена и гигиена обучения)
  2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая гимнастика и другое, позволяющее нейтрализовать стрессовые ситуации).
  3. Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, фитотерапия и другое).
  4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)

Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ученик самостоятельно будет записывать результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Обучение- это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем  учащимся и педагогам охранять и беречь как своё собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  1. 1.Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. 2.Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. 3.Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  4. 4.Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочерёдно.

2.Этап углублённого изучения.

Цель – Сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  1. Уточнить представление об  элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно.

3.Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель- умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

Основные формы организации обучения.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие:

- мобилизация учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке;

- осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты;

- повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся на уроке;

- целенаправленный выбор оптимальных вариантов сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока;

- интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке;

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

- совершенствование типологии и структуры урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.

Структура урока, отражая его конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и методы обучения, отличается логической стройностью, сложностью, гибкостью. Общая дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами:

  1. актуализацией прежних знаний и способов действий;
  2. формированием новых знаний и способов действий;
  3. формированием умений.

В практике обучения выделяют, чаще всего, следующие этапы урока:

  1. постановка целей урока;
  2. проверка домашнего задания;
  3. повторение пройденного;
  4. объяснение нового материала;
  5. закрепление изученного;
  6. обобщение и систематизация новых знаний;
  7. контроль знаний и умений учащихся;
  8. формирование нового домашнего задания.

В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:

  1. по основной дидактической цели;
  2. по основному способу их проведения;
  3. по основным этапам учебного процесса.

Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки: в форме беседы, в форме лекции, в форме экскурсии, самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ, сочетания различных форм занятий.

Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют укори таких типов: вводные, первичного ознакомления с материалом, образования понятий, установления законов на практике, повторения и обобщения, контрольные, смешанные или комбинированные.

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года.

Рациональный режим прежде всего предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности.

Прежде всего валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии; в подражании; в приобретении опыта.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  1. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения;
  2. реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических;
  3. обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;
  4. установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и умениями;
  5. активизация развития всех сфер личности учащихся;
  6. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
  7. эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр);
  8. формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности;
  9. обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;
  10. формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье;
  11.  тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

Идеи педагогики оздоровления приводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки – игры, дискуссии, соревнования, театрали-зованные уроки, уроки – консультации, с групповыми формами работы, взаимообучения учащихся, уроки творчества, аукционы, конкурсы, уроки – обобщения, фантазии, концерты, экскурсии и др.

« Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».

                                                                         В.И. Дубровский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....