Проект работы с родителями "Я могу сам"
проект

Новожилова Наталья Павловна

Для большинства обучающихся  с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развитие речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации. Ожидаемым итогом всех профессиональных усилий при систематической помощи родителей является  социализация умственно отсталых детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raboty_s_roditelyami_ya_mogu_sam.docx394.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

 «Школа – интернат № 10»

Проект работы с родителями, воспитывающими детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР

Альбом «Я могу сам»

Выполнила : Новожилова Н.П.

г. Городец, 2022г

Информационно-технологическая карта проекта

Срок реализации проекта: август 2022г-август 2023г

Целевая группа: родители, воспитывающие детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Выбор темы проекта

Август 2022г.

Изучение литературы по теме проекта, определение актуальности работы

Август 2022г.

Обсуждение целесообразности организации проекта на методическом объединении

Август 2022г.

Разработка содержания  проекта

Сентябрь 2022г.

Утверждение проекта

Сентябрь 2022г.

Реализация проекта, отбор методов и приемов работы

Октябрь 2022г.- май 2023г.

Промежуточная оценка проектной деятельности

Ноябрь-декабрь 2022г.

Оценка результативности проекта. Выступление на методическом объединении о возможности транслирования опыта.

Май 2023г.

Отчет о результатах проекта на педагогическом совете. Презентация проекта.

Август 2023г.


Актуальность проекта

Для большинства обучающихся  с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развитие речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации. Ожидаемым итогом всех профессиональных усилий при систематической помощи родителей является  социализация умственно отсталых детей.

При нормальном развитии ребенок к двум годам уже может самостоятельно осуществить действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки,  может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним.  А у ребёнка с тяжёлым нарушением интеллекта освоение данных навыков растянуто во времени. В тоже время,  родители детей с нарушениями в интеллектуальном развитии  редко осознают несформированность этих навыков как проблему. То, что ребёнка в возрасте девяти - десяти лет приходится кормить,  одевать, раздевать и т. д., родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Отчасти это объясняется тем, что они не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для развития ребенка, для его социальной адаптации. Многие родители откладывают начало коррекционной  работы, считая, что с возрастом дети сами  разовьются, и с ними будет легче заниматься. В этих случаях к фактору глубокой умственной отсталости ребёнка присоединяется педагогическая запущенность, что ещё более усложняет процесс воспитания и обучения. Важным направлением работы является организация работы с родителями. Только в тесном взаимодействии с родителями, решением единых задач, систематизации работы можно добиться результатов.

Работа строится на основе анализа возможностей каждого обучающегося, зоны ближайшего и зоны актуального развития.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование компетентности родителей по развитию  навыков самообслуживания у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с использованием метода визуальной поддержки.

Задачи:

- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями и родителей между собой;

- привлечь внимание родителей к проблеме формирования навыков самообслуживания детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР;

- организовать работу с родителями по реализации проекта;

- оказывать консультативную помощь родителям;

- познакомить родителей с алгоритмом формирования навыков  самостоятельного выполнения действий;

- закрепить представления родителей об оптимизации пространства дома для успешной социализации обучающихся;

Этапы работы

№ п/п

Этапы работы

Содержание работы

Срок реализации этапа

1

Подготовительный этап

- проведение родительского собрания, сообщение цели проектной работы;

- анкетирование родителей по вопросам развития навыков самообслуживания детей;

- анализ полученных результатов анкетирования;

-знакомство родителей с результатами диагностики сформированности навыков самообслуживания детей;

-ознакомление родителей с этапами проекта;

- получение согласия родителей на участие в проекте;

Сентябрь 2022г.

2

Этап реализации

- разработка материалов совместно с родителями  по темам самообслуживания:  

Составление технологической карты «Моем ручки»

Составление технологической карты «Чистим зубки»

Составление технологической карты «Расчесываемся»

Составление технологической карты «Принимаем пищу»

Составление технологической карты «Умываемся»

Составление технологической карты «Принимаем пищу»

-оформление альбома «Я могу сам»;

-организация работы по страницам альбома при различной степени участия взрослого:

  • совместная деятельность;
  • совместно- разделенная деятельность при минимальной активности ребенка;
  • совместно-разделенная деятельность с равнозначным участием ребенка и взрослого;
  • совместно-разделенная деятельность при минимальной активности взрослого;
  • самостоятельная деятельность ребенка;

-закрепление полученных навыков через игровую деятельность;

- отработка навыков самообслуживания в новой обстановке (у бабушки, в гостях и т.д)

Октябрь 2022г-апрель 2023г.

3

Заключительный этап

- анализ проведенной работы;

-проведение диагностики сформированности навыков самообслуживания  на конец года;

-выступление на родительском собрании, подведение итогов;

-выступление родителей, обмен опытом;

-оформление презентации по проекту;

- трансляция опыта;

Май 2023г.

Ожидаемые результаты

  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
  • разработка новых подходов к взаимодействию школы и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
  • повышение уровня образованности родителей в области психолого-педагогической и правовой культуры, обогащение педагогических знаний и умений родителей;
  • осознанное отношение родителей к личностному развитию своих детей;
  • формирование представлений родителей о возможностях обучающихся, о предъявлении единых требований к ребенку при формировании новых навыков и развитии  умений;

Оценка проектной деятельности

Работа по проекту началась с изучения литературы по теме проекта и  определения актуальности.

Как известно, изучением формирования навыков самообслуживания занимались многие авторы, которые отмечали, что навыки самообслуживания – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (С. А. Козлова, Т. А. Куликова). Т. А. Власова понимает навыки самообслуживания, как первоначальную ступень трудового воспитания. Обучающегося нужно научить выполнять последовательные действия и закрепить у него привычку к их выполнении.

Н. В. Новотворцева понимает навыки самообслуживания – как взаимодействие личности с окружающим миром. Формирование навыков самообслуживания увеличивает запас представлений об окружающей действительности и обогащает собственный жизненный опыт, именно этим объясняется изучение и поиск эффективного использования предметно-практической деятельности, а также решаются общие и специальные задачи, стоящих перед образовательными организациями, реализующих АООП.

Р. С. Буре и Г. Н. Година отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации Необходимо научить обучающегося соблюдать при выполнении навыков самообслуживания определённую последовательность действия по подражанию и словесной инструкции. Для некоторых обучающихся характерны некоторые особенности при выполнении навыков самообслуживания такие, как несоблюдение этапов действий или их пропуск. Навыки самообслуживания, необходимы в повседневной жизни овладение данными навыками придаёт обучающемуся чувство уверенности, что необходимо в социальной сфере. В работах Р. С. Буре отмечено, что во многом решение данной проблемы зависит от характера воспитания детей в семье. Важно, чтобы семья способствовала включению обучающегося в различные виды деятельности, такие как бытовая, трудовая и хозяйственная Формирование навыков самообслуживания у обучающихся влияет на удовлетворение их жизненных потребностей, способствует развитию аккуратности, любви к труду, воспитывает культуру поведения и бережное  отношение к окружающим предметам. Индивидуальные особенности обучающихся, напрямую влияют на скорость формирования данных навыков, а именно тип ЦНС, скорость запоминания и влияние семьи, направленное на формирование необходимости соблюдения чистоты и порядка. Эффективность формирования навыков самообслуживания зависит от воспитания и уровня психофизического развития у обучающегося. Сформированность навыков, направленных на обслуживание самого себя характеризуется умением выполнять одеваться и раздеваться, умываться и вытираться полотенцем, по назначению использовать столовые приборы, сообщать о нужде в туалет, поддерживать чистоту и порядок в комнате.

Формирование навыков самообслуживания остается актуальной задачей, так как качество и осознанность действий у обучающихся происходит по-разному.

Анализ изученной  литературы и обобщение личного опыта по данному вопросу были представлены на методическом объединении учителей и воспитателей, реализующих АООП вариант 2. Решением педагогов методического объединения, данный проект был принят к разработке. Для того, чтобы полноценно  организовать работу по проекту, были привлечены классные руководители и воспитатели, которые помогли собрать сведения о категории детей.

На подготовительном  этапе проходило родительское собрание.

C:\Users\User\Desktop\фото\0-02-05-0c2d9b6a7e280bd037100866a87408b51ca04cad9c97526735cc3d0f537e042b_dcdf0de23c2e6619.jpg

Родителям была представлена информация о важности формирования самостоятельности при формировании навыков самообслуживания обучающихся, предоставлены буклеты и презентация.

IMG_20221123_081618.jpg

IMG_20221123_081625.jpg

Главной задачей на данном этапе стало привлечь внимание родителей к проблеме формирования навыков самообслуживания детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. В ходе собрания родители были ознакомлены с итогом диагностики обучающихся по формированию навыков самообслуживания за 2021-2022 учебный год.

2022-11-23_11-27-54.png

Домашним заданием родителям было задание заполнить анкету и оценить уровень овладения навыками самообслуживания детей с учетом степени самостоятельного выполнения действий.

Далее проходил анализ полученных данных от родителей и определение задач на дальнейшую деятельность.

Для удобного общения и получения своевременной актуальной информации по проекту, была создана группа в сети Телеграмм, где были представлены этапы проекта и поставлена задача родителям- по возможности, оптимизировать пространство дома для успешной социализации обучающихся. Итогом подготовительного этапа стало получение согласия родителей принимать участие в проекте.

Далее началась основная работа. Первая тема, над которой мы работали- составление технологической карты «Моем ручки».

Родителям было предложено выполнить иллюстрации по данной теме, представив пошаговую инструкцию. В домашних условиях они изготовляли карточки, предложенные педагогом.

C:\Users\User\Desktop\Анюта\Проект с родителями\IMG20221122153438.jpg

При изготовлении карточек родителям было рекомендовано привлекать детей к работе.

После того, как пособие было готово, была проведена консультация родителей, как правильно с ними работать.

Предлагалось ряд игр и заданий:

«Что нарисовано на картинке»

«Что сначала, что потом»

« Выложи в правильном порядке»

 «Карточки запутались»

 «Посмотри и повтори»

C:\Users\User\Desktop\фото\0-02-05-cb83523d3ead9c43c149edc9385196f83d99918815d84e6d4b3c9efabaf6c1ae_9b48bf774a4f8d03.jpg

Далее предлагалось выполнять практические задания с опорой на карточки, основываясь на возможностях ребенка на доступном уровне  самостоятельности

Родителям было рекомендовано, при возможности отработать данные навыки вне дома.

Результатом работы по данной теме стала систематизация материала в виде визуальных карточек и заполнение первой страницы альбома. Работа по первой теме заняла период октябрь. Для родителей эта деятельность является новой, поэтому требовалось много времени на индивидуальную работу, объяснение и консультации.

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.241\IMG_20221122_221411.jpg

В ноябре мы начали работать по теме «Составление технологической карты «Чистим зубки». Работа проводится по тем же этапам. Выполнение работы идет быстрее, т.к. родителям уже знаком данный вид деятельности и последовательность работы.

Данный проект актуален и доступен для родителей при выполнении его в домашних условиях. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект - работа с пластилином

презентация к теории по теме лепка...

Проект Работа над стихотвореним Г.Тукая "Туган авыл"

Этот проект сделан с воспитательной целью: любовь к родной земле,к творчеству Г.Тукая....

Презентация проекта "Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"

Методические рекомендации для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Проект "Работа с родителями младших школьников"

В этом проекте рассмотрено сотрудничество семьи и школы для плодотворного совместного воспитания учащихся....

Тема проекта: Работа с одаренными детьми в классе

Проблема с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.       Все маленькие дети наделены с рождения определ...

Образовательный проект "Работа с одарёнными детьми"

Образовательный проект "Работа с одарёнными детьми"...