Проект "Работа с родителями младших школьников"
проект на тему

Фомичёва Надежда Александровна

В этом проекте рассмотрено сотрудничество семьи и школы для плодотворного совместного воспитания учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx84.76 КБ

Предварительный просмотр:

       Содержание.                                                                                                  Стр.

Введение.                                                                                                         2-3

 1.Теоретическая часть.                                                                                                                                                                                                                                                                          

 1. 1.  Сотрудничество семьи и школы.                                                     4-5

 1.2.Методика и формы работы с родителями учащихся .                    5-7

 1.3. Взаимодействие школы и семьи в воспитании.                             7-13

 2.Практическая часть.

 2. 1 .Роль учителя в воспитании младших школьников.                    14-19

 2.2.Анализ семейного воспитания.                                                           19-21                                                

 2.3.  Методика анализа родительского отношения.                              22-23

 2.4.Система работы с родителями в начальной школе .                      24-30                  

Заключение.                                                                                                    31-34

Литература.                                                                                                     35-36

Введение.

     С  самого рождения человек попадает  в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также  на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего.  Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается  и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи. Семья может выступать в качестве как положительного,  так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие  на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких   для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько  о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос  о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные  и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.  

     Современная сельская школа меняется не только под действием внешних социально-экономических условий жизни общества, но и силу внутренних процессов развития. Изменяются цели и задачи содержания общего среднего, дополнительного образования. Другой облик приобретает весь школьный уклад жизни. Меняется характер отношения между учителями и учащимися. Видоизменяются цели, задачи, функции школы. Наряду с традиционными, связанными с обучением, воспитанием, развитием ребенка, большую роль начинают играть социально-правовая функция – защита и охрана прав ребенка, функции социально-педагогической и психологической помощи учащемуся и его семье, функция культурной анимации. Сельская школа нередко играет роль надежного психологического «укрытия» с целью защиты ребенка от травмирующих ситуаций в семье. Наряду с семьей она играет исключительную роль в личностном и гражданском становлении, так как через нее проходит каждый человек. В сельском социуме республики школа — единственное образовательное учреждение. Она выполняет большую социально-педагогическую функцию, содержание которой — развитие духовных сил и способностей учеников; приобщение к богатствам мировой культуры, к участию в сохранении, творческом освоении, обогащении и умножении духовных ценностей; повышение педагогической культуры  и  др.

   

      1.Теоретическая    часть.

1.1.Сотрудничество семьи и школы.

   Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы.

Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики, их неумения,  а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.  В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и школьного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

   В трудах Л.И. Бахкович, В.И. Новиковой, А.А. Люблинской, И.Ф. Свадковского, В.П. Сазонова, А.И. Засимовского, Б.Т. Лихачева и др. исследуется педагогический аспект совершенствования духовно-нравственной воспитанности детей разного возраста. Анализ научной литературы свидетельствует об интересе современных ученых к исследованию различных аспектов формирования высоконравственной личности ребенка в семье и начальной школе.

     Научно - методические основы для эффективного решения проблемы воспитания как личностно значимого качества заложены в трудах ученых древности и современных ученых (Аристотеля и Платона, Я.А. Каменского, Ш.А. Амонашвили и В.А. Караковского  и многих других). Проблема взаимодействия школы и семьи всегда содержала много сложных аспектов.

      Среди основных трудностей на первом месте стоит самоустранение семьи от воспитания детей. На сегодняшний день не все семьи готовы взять на себя всю нагрузку по воспитанию детей школьного возраста. Родителям всё труднее справляться с воспитанием детей, и они всё больше надеются на воспитательную роль школы. А ведь важно, чтобы учитель и родители рассматривали друг друга как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает взаимное уважение, равенство сторон, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

   1.2.Методика и формы работы с родителями учащихся .

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно следующими:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы  ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь   назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную  реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием  других родителей, учащихся и педагогов.

7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той  информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что  любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К  групповым   можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по вопросам реформирования школы.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

  Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы, будущих встреч, но и формы их проведения. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме, а также совместном деле в классе  и организовать будущие встречи максимально эффективно. Родители отмечают наиболее интересные формы взаимодействия, в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.

     1.3. Взаимодействие школы и семьи в воспитании.

   Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребёнка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

 К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру  взаимоотношений  родителей, семьи разделились на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют.

   На основе полученных данных проследили, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности ребёнка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут  - добрыми, отзывчивыми.  Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо.

      В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

     Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого необходимо:

  • разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;
  • пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.
  • совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.

         Разработана  методика  анализа воспитанности детей в семье, которая  помогает  самим   родителям  разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно воспитывать соответствующие качества у своих детей.

  • Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи.
  • Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.

         Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря.

   В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, полноценными участниками учебно-воспитательного процесса. Возросший уровень педагогической компетентности у части родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Некоторые зарубежные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении и воспитании своих детей.

    Но в то же время есть родители, которые не владеют педагогическими знаниями, испытывают трудности в решении проблем психического и личностного развития детей. Поэтому возникла необходимость разработки специальной программы, направленной на проблемы и специфику просвещения, обучения, консультирования родителей.

   Работа с родителями представляет собой очень важный, сложный, необходимый участок для деятельности нашей школы, поскольку статистический анализ социума показывает, что растет число неполных и социально-неблагополучных семей, а также остается достаточно большое число малообеспеченных семей. Кроме того, существует ряд факторов, которые накладывают свой отпечаток на особенности учебно-воспитательного процесса нашей школы, а именно: территориальная замкнутость, низкий социально-культурный уровень населения и сложная криминальная обстановка.

   Результаты проведенных исследований убеждают в том, что знание особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве с родителями, более полно учитывать образовательно-воспитательный потенциал семей, найти разнообразные формы взаимодействия со школой, не зависящие от их статуса и материального положения.

Особенностью программы работы с родителями является углубление и расширение аспектов, связанных со спецификой работы с родителями. Основными этапами работы школы с родителями являются:

  • работа с родителями учащихся начальной школы;
  • работа с родителями учащихся 5-х классов (адаптация перехода в основную школу);
  • работа с родителями учащихся основной школы (6-8-е классы);
  • работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.

Сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Поэтому на наш взгляд организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • изучение семьи с целью выявления ее возможностей воспитания своих детей и детей класса;
  • дифференциацию семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;
  • анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности семьи и школы.

Основными задачами взаимодействия школы и родителей можно назвать следующее:

  • формирование активной педагогической позиции родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;
  • вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей, а так же участие родителей в управлении школой.

Основные мероприятия по реализации программы проходят по таким направлениям как:

  1. Изучение семьи (диагностика, формирование базы данных о семьях учащихся).
  2. Информирование родителей (ознакомление с историей, традициями, уставом школы; ознакомление с положением об итоговой аттестацией; ознакомление с учебным планом и учебно-методическим обеспечением учебного процесса; анализ посещаемости; выполнение санитарно-гигиенических норм и правил содержания детей в школе и т. д.)
  3. Просвещение родителей (семинары, деловые игры, родительские вечера, родительские собрания, тренинги, лектории ) .
  4. Консультирование родителей   ( консультации для родителей, работа консультативной службы для классных руководителей по вопросам семейной педагогики ).
  5. Совместная деятельность учителей и родителей.  ( Ежегодный праздник “День открытых дверей”, участие родителей в общественных акциях “Подари школе книгу”, “Наш школьный двор”, “Сделаем наш двор чище”, “Класс года” ) .

       Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Именно поэтому, подбирая разнообразные формы и методы работы с родителями,  хотелось  уйти от формализма и постараться затронуть как можно больше таких тем и видов работы, которые позволили бы родителям быть полновластными участниками воспитательного процесса. Разрабатывая тематику родительского всеобуча, стремились охватить весь спектр возрастных, психологических ,  учебных и воспитательных проблем, которые возникают на момент обучения ребёнка в школе.

    Так в качестве оригинальной педагогической находки можно назвать такую форму работы как родительские вечера. На таких вечерах помимо родителей присутствуют и дети. Действие превращается в мини утренник. Выступления детей, их рисунки и высказывания позволяют разрядить обстановку и направить беседу в доброжелательное и конструктивное русло даже по таким серьезным вопросам как: “Наказание и поощрение в семье”, “Можно и нельзя в нашей семье” или “Родители глазами детей” и т.д.

   Отлично зарекомендовала себя такая форма работы с родителями младших классов, как деловая игра. Не будет ново, если сказать, что родители первоклассников проявляют особую активность в участии школьной жизни своего ребёнка. Время надежд и веры, что школа станет вторым домом для малыша и принесет ему только хорошее должно быть использовано педагогами, как можно продуктивнее. В игре родители отвечают на шуточные вопросы, делятся на команды и проходят испытания. Вовлечение родителей в игры по вопросам готовности обучения в школе, трудностях адаптации в первом классе и предупреждения школьных неудач помогает учителю получить обратную связь с родителями “своего” класса и увидеть какие методы используются дома в решении определенных проблем.

Ставя  перед собой задачу, с одной стороны привлечь родителей к обсуждению и решению проблем развития ребенка в школе, а с другой стороны, выстроить эти отношения так, чтобы родители признали право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив, но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитывать свое дитя так, как она считает нужным, занять в отношении “своих” родителей партнерскую, сотрудничающую и в то же самое время педагогическую позицию – т. е. сохранить за собой право если не учить, то советовать.

 В работе с родителями  можно говорить об определенных достигнутых успехах. Ежегодный анализ воспитательной работы показывает, что вырос процент посещаемости родителями внеклассных мероприятий и родительских собраний.

Есть убеждение, с которым я соглашаюсь, что только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира и самое главное - умел любить и быть любимым.

   

  2.Практическая часть.

 2. 1 .Роль учителя в воспитании младших школьников.

Работа в школе – большой и нелегкий труд. Учитель начальной школы призван любить  детей, свою профессию, иметь высокий уровень общей культуры и  нравственности, профессионально владеть методами воспитания и обучения. Перед ним стоит  трудная задача – воспитание человека. Целями воспитания и обучения являются формирование здоровья ребёнка, обучение учащихся, развитие  у них умения общаться и других обще учебных умений. Достижение  этих целей должно способствовать формированию у ученика  качеств,  которые помогут ему состояться во взрослой жизни.

Одним из основных видов деятельности классного руководителя является  работа с родителями. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться  со сложнейшими задачами становления человека. Я  как классный руководитель много и с удовольствием работаю с родителями моих учеников. Формы работы самые разнообразные: классные родительские соб-рания, нетрадиционные встречи за чашкой чая, индивидуальные беседы, посещения родителей и учащихся на дому, дни открытых дверей.

      Все 25 лет работы в школе я всеми силами старалась не обижать, не  отталкивать от себя родителей, а дружить с ними. Каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих будущих воспитанников. Будут ли они помогать мне в работе, станут ли моими единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы можем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности.

   Знакомство с родителями моих будущих учеников происходит задолго до 1 сентября. Посещаю занятия в детском саду, праздники, родительские собрания, даю рекомендации, как лучше подготовить ребёнка к школе. Бываю  в семьях своих будущих первоклассников, где знакомлюсь с укладом жизни родителей и детей. Поэтому  считаю  целесообразным  поиск эффективных путей педагогического руководства воспитанием младших школьников в семье. Один из них сводится к глубокому всестороннему изучению семьи, ее воспитательных условий.

     Для изучения семьи в целом, уровня ее социально-педагогической ценности выделены общие критерии эффективности воспитания школьников в семье:

  •  Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
  •  Осознание родителями социальной ответственности.
  • Положительное отношение родителей к педагогическому руководству со стороны школы.
  • Систематическое повышение уровня педагогических знаний родите лей, умение применять их в практике семейного воспитания.
  •  Единство и согласованность школы и семьи в воспитании детей.

    На основе этих критериев определяю  уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.

    ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь школы, работают над повышением уровня педагогических знаний, согласуют свои требования к ребенку с требованием школы (46,5% исследуемых семей).

     ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Родители понимают цели и задачи воспитания, стремятся получать педагогические знания, положительно реагируют на руководство школой воспитанием детей в семье. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями школы, не систематически контролируют учебу (48% исследуемых родителей).

     ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Родители не поддерживают должных контактов со школой, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. В отдельных случаях родители аморально себя ведут, что накладывает соответствующий отпечаток на формирование личности ребенка (4,5% исследуемых родителей). Такой   уровень особенно  характерен для неблагополучных семей.

    Соответственно уровням выделяются три группы родителей:

    Родители первой группы ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.

     Родители второй группы ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.

     Родители третей группы не справляются с возложенной на них обязанностью воспитания детей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании.

При этом необходима системная согласованная работа неблагополучия в семье, исходя из которых строить педагогическое просвещение родителей этого уровня.

   Ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе.

      94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. Однако только 51% родителей получают знания через различные формы просвещения систематически, 48% посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число входят родители из неблагополучных семей.

     Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее  эффективным в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы теоретического и практического направления.

  Это в дальнейшем мне помогает в работе.    В сентябре, когда мамы и папы приводят ребенка в I класс, мы встречаемся уже как старые знакомые. С первых дней стараюсь заинтересовать родителей  школьной жизнью, привлечь их к внеклассной работе, и многие из них охотно откликаются. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, с удовольствием принимающих участие в организации того или иного мероприятия, оказывающих посильную помощь. Остальные родители включаются  в работу постепенно в течение года.

С моими учениками мы  проводим много интересных праздников, экскурсий,   походов, игр, конкурсов. Всегда вместе с нами родители, которые помогают в изготовлении костюмов, оформлении класса, проведении конкурсов.

В нашей школе стало традицией проведение общешкольных  праздников. Это «Праздник Осени», «Новый год», «8 Марта», «Масленица», «День здоровья» и другие. Родители, конечно же, помогают в подготовке и проведении  этих мероприятий.

Незабываемым стало новогоднее представление, подготовленное родителями  для своих детей-первоклассников. Все вместе мы готовили костюмы и декорации, подбирали стихи и конкурсы. И праздник удался! Танцы, конкурсы, веселье, смех – и всё это вместе с мамами и папами!

К проводам зимы начинаем готовиться заранее, составляем ассортимент  выпекаемых изделий. Родители показывают свое мастерство в приготовлении  кондитерских изделий для школьной ярмарки. Возле наших прилавков  всегда много покупателей. Весь товар распродается! А за участие в ярмарке класс получает сладкие призы. Ну а потом мы все вместе пьем чай и делимся впечатлениями. Такие встречи очень сближают, объединяют детей и родителей нашего класса в одну семью.

Одной из форм работы с родителями являются индивидуальные беседы.  Я провожу такие беседы не только с родителями слабоуспевающих  учеников,  но и с теми, чьи дети учатся не в  полную меру своих сил. Такие беседы  способствуют улучшению качества обучения.

  Родительские собрания по определенной тематике проводятся один раз в четверть. На первом собрании выбираем родительский комитет, который решает организационные вопросы и оказывает помощь во всех школьных делах.  Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставок  тетрадей, детских рисунков, поделок, сочинений и других творческих работ.

  Стараюсь использовать разнообразные формы собраний. Это беседы по вопросам воспитания, собрания-диспуты. Собрания начинаю с положительных  слов в адрес каждого ребёнка, стараюсь найти что-то хорошее даже в слабоуспевающем ученике. Рассказываю о том, как мы двигаемся вперед, что у нас уже получается, а над чем еще нужно поработать. Объясняю, как это можно сделать.

   Родители помогают создавать уют в классе, делают ремонт. Вместе с ними общими усилиями мы добиваемся того, чтобы каждый ребёнок полюбил труд, научился наслаждаться красотой окружающего мира, любить Родину, мыслить, наблюдать.

Для каждой матери, любящей своего ребёнка, он  – лучше всех. Так и для меня мои ученики – самые лучшие, самые умные и любимые. Хороших результатов в обучении и воспитании своих учеников я добиваюсь благодаря тесному сотрудничеству с родителями.

    2.2.Анализ семейного воспитания.

      Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в проведении игр.

     В начале   своей работы с семьёй я провожу  анализ семейного воспитания (А С В).

   Каждому родителю я выдаю  бланк ответов, в котором он должен выделить тот номер высказывания, с которым согласен.

     Анализ ответов провожу  по следующим аспектам:

    - Уровень протекции в процессе воспитания.

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребёнка.

Среди родителей младших школьников наблюдалась гиперпротекция - случай крайне пониженного уровня протекции. Ребёнок при этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда, когда случается что-то серьёзное.

  В ответах родителей часто встречается   игнорирование потребностей ребёнка, что означает недостаточное стремление  родителей к удовлетворению потребностей ребёнка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

- Количество требований к ребёнку в семье.

 Анализируя ответы по данному аспекту, среди многодетных семей, в ответах преобладала чрезмерность требований . Это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребёнку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях,  где один ребёнок, преобладали ответы  - недостаточность обязанностей. В этом случае ребёнок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

   - Количеством требований, запретов, т.е. указание на то, что ребёнку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.

У родителей молодых в ответах преобладало -"все нельзя". Такое положение ребёнка стимулирует развитие реакции эмансипации. У более пожилых родителей в ответах преобладала шкала  - недостаточность требований запретов. В этом случае ребёнку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребёнок легко нарушает их.

   Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании:

   Причина нарушения, которая по ответам родителей находится на первом месте - это расширение сферы родительских чувств.

   Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких- либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребёнок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребёнком. Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь".

         На втором месте находится следующая причина - воспитательная неуверенность родителей. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребёнком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребёнка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребёнок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

           На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребёнка.

   При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребёнка.

   Для того чтобы глубже понять причины отклонения в семейном воспитании, данный анализ семейного воспитания необходимо подкрепить методикой родительского отношения. Она позволяет выявить особенность родительского отношения к ребёнку. Особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Для этого родителям был предложен "бланк ответов", который содержит утверждения о родительском отношении. Родителю необходимо выделить тот номер ответа, с утверждением которого он согласен.

2.3.  Методика анализа родительского отношения состоит из  нескольких аспектов:

   1. Принятие - отвержение

Полюс принятия: ребёнок нравится родителям таким, какой он есть, родитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. К числу таких родителей относится 15 % от числа отвечающих

Полюс отвержения: родитель воспринимает ребёнка неприспособленным, неудачным ( 5 % от числа опрошенных ).

   2. Кооперация.

 Это означает, что родитель знает все о делах ребёнка, заинтересован в них, старается быть с ним на равных (10 % от числа опрошенных ).

   3.Симбиоз.

Означает дистанцию в общении с ребёнком. Постоянно ощущает тревогу за ребёнка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным  (40 % от числа опрошенных).

4.Авторитарная гиперсоциализация.

Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания, старается навязать свою волю ( 30 % от числа опрошенных ).

Согласно данным исследованиям главная причина в нарушении воспитания в семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности.

  Одни родители воспитывают ребёнка по авторитарному стилю, их внимание сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках, таких родителей мало заботит, добр ли их ребёнок, способен ли он помогать и т.д.

  Другие родители предоставляют ребёнка самому себе, не желая приложить никаких усилий по воспитанию и обучению ребёнка. Это, конечно же, происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей,  не удается создать оптимальное взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углубленное изучение работы учителей и детей, стараться определить взаимосвязывающие главные "нити" между учителем-ребёнком-родителем.

     

 2.4.Система работы с родителями в начальной школе .

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.  

 На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребёнка во всей ее полноте? На этот вопрос я  нашла ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

  Работая  с коллективом учащихся начальных классов, я хорошо представляют себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет мне  предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы,  выбираю направления и формы работы с родителями.

  Работа  с родителями осуществляю  в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.

 Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эту  работу веду  в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей,  стараюсь объединить  родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направляю  на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.

  Я думаю, что  основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основной  формой работы  с коллективом родителей считаю  - классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.

 Разнообразны темы и формы проведения родительских собраний. Так, например, провожу  родительские собрания: деловая игра «Развитие личности младшего школьника», продуктивная педагогическая игра                      « Воспитание ненасилием в семье», дискуссия «Психофизическое развитие детей младшего возраста», круглый стол « Детская агрессивность», мастерская «Моделирование воспитательной системы класса», собрание                     « Взаимоотношения в семье», тренинг «Законы жизни семьи, законы жизни класса».

  Большую помощь в работе с родителями  мне  оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.

Собрания провожу  в форме «круглого стола», деловой игры с внесением элементов дидактических игр.

  Часто для работы с родителями использую   тематические  лекции  - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаю  родителей.  

Использую  следующие тематические лекции, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.

  Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И я  стараюсь  использовать её  в своей практике. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя , родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.

     В  своей  практике   я использую проведение научно - практической конференции родителей « Воспитание детей в семье».  В ходе конференции решаются  вопросы:
1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?
2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?
3. Педагогический такт родителей.
4. Пути самовоспитания родителей.
5. В чем состоит влияние отца на ребёнка?
6. Как вы организуете свободное время вашего ребёнка?
7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.
В работе конференции принимают  участие директор школы, заместители директора по учебно-воспитаельной и по воспитательной работе.
В ходе подготовки конференции   выпускаем газет , посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей становится  концерт, подготовленный детьми.

    Сложилась традиция использования  такой  формы работы, как родительские тренинги.

  В родительских тренингах участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родителям даётся возможность на время ощутить себя ребёнком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

   С большим интересом родители выполняют такие  тренинговые  задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».

  Часто использую  в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

    Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. В  своей практике   я  часто  использую такое  сотрудничество.  Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья» , утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики» , разговор - встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина- Россия!» , праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.

      Всегда с большой радостью принимаю  - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, утренники «Прощание с начальной школой»).

  В своё время  родители всегда готовы помочь мне . А я , не скуплюсь на добрые слова в адрес самых активных помощников. На каждом собрании звучат слова благодарности в адрес родителей, которые оказывают мне помощь. Общие дела и интересы  класса  сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

  Праздники окончания начальной школы продумываем  вместе с родителями заранее. Родители  готовят  выступление и чайный стол для своих детей.

  Детские праздники в  нашем классе  превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей.

   Индивидуальная работа с родителями   ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому.

   О чем чаще всего   мне приходится беседовать с родителями? Темы бесед и консультаций вытекают из наблюдений за воспитанниками. Если замечаю  какую – либо негативную черту в характере, в поведении ребёнка, провожу  с родителями беседу и вместе с ним решаем, как избежать перехода изъяна в привычку. А значение привычки в формировании личности велико. Недаром народная мудрость утверждает «Посеешь привычку – пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. А потом  я стараюсь  убедить родителей в том, что они должны следить за формированием положительных привычек, которые имеют огромное значение в развитии детей.

  В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывает идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

  Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что это проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашаю  для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это  администрация  школы , представитель правоохранительных органов. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

   Примерная тематика консультаций для родителей.

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
3. Грубость и непонимание в семье.
4. Талантливый ребенок в семье.
5. Вредные привычки. Как с ними бороться.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого я  стараюсь   вначале  поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждаю  причину своего прихода.

  Я  считаю, что сложившаяся система работы  с родителями и учащимися наиболее эффективна. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения. Приятно то, что родители приходят в школу не только по вызову учителя, но и часто сами становятся организаторами интересных дел.

Заключение.

“Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе - воспитать человека лучше, чем ты сам.” (В.А. Сухомлинский)

    В своей работе  «Работа с родителями младших школьников»  я  постаралась раскрыть следующие вопросы: актуальность выбранной  темы, роль учителя в воспитании  учащихся младших классов; методика и формы работы с детьми; взаимодействия семьи и школы и т.д.

     Школа призвана помочь семье в воспитании детей.   Основная главная роль отводится учителю. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений учителя с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, методы её разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако учитель должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений.   Он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

  Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.

“….Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец….всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям.” (А.С. Макаренко)

    Работая с родителями, педагог постоянно даёт оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. в этих оценках должна соблюдаться корректность и мера. Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы.  В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения.  Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Учителю необходимо всегда помнить “золотое правило”: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

 Уважения к себе требуют не только взрослые, но и современные дети. Порой желание малыша отстоять своё собственное мнение мы принимаем за дерзость и невоспитанность. Со временем непонимание, нелюбовь, обиды, несправедливость (в детском представлении) делают ребёнка “трудным”. Уважение и искренняя любовь в сочетании с педагогическим мастерством учителя - вот ключ к воспитанию и развитию личности!

  И педагогу и родителям необходимо подходить к каждому школьнику с оптимистической верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить. Помочь ребёнку поверить в себя, раскрыть свою индивидуальность, громко крикнуть на весь мир: “Это я! Любите меня!” - вот главнейшая задача семьи и школы. Осуществить эту нелёгкую задачу можно лишь при отношениях полного доверия и искренности учителя и родителей. Такие взаимоотношения закладывают основу правильного воспитания, формируют уверенных в себе детей, любящих себя и мир, в котором мы живём.

К сожалению, многие из нас считают нормой “негативные высказывания”. Нам легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей желающих выполнить любое ваше поручение.

    Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные их успехи.

   Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.

   Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом.

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Итак, можно сделать вывод: школа должна пригласить семью к взаимодействию, сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Развитие личности ребёнка напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребёнком семья и школа. Организатором такого взаимодействия становится учитель. Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

В раннем школьном возрасте родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, педагог должен сознавать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе.

Тщательно подготовленное, интересное, значимое общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливее; поднять авторитет школы. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем.

Развитие личности ребёнка является важнейшей задачей родителей и учителя. Младший школьный возраст – возраст интенсивного накопления нравственного опыта. Он формируется под влиянием внешних факторов и внутренних предпосылок детей. Этот период благоприятен, интенсивен для усвоения норм нравственности, так как ребенок верит в авторитет взрослого, его возможности создать добро, красоту.

Литература.

1.Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества – момент истины.// Семья и школа- 1988г. - №9,- с.1-2.

2.Байбородова  Л.В. Формы взаимодействия педагога, учащихся и родителей.- Ярославль 1992г.

3.Буянов М.И.   Ребёнок из неблагополучной семьи. –М.Просвещение,1998г.

4.Быкова М.П.  Воспитание человека // Нач.шк.1997г.-№5.

5.ВершининВ.Н. Роль отца в воспитании детей. /Методические материалы и рекомендации к областному собранию отцов/. –Ульяновск УИПКПРО, 2005г.

6. Давлетшина А.А. Работа с родителями учащихся./ методические рекомендации для учителя начальной школы.- Ульяновск :УИПКПРО 2008г.

7. Дереклеева Н.И. Родительские  собрания в 1-11 классах.- М. Вербум, 2003г.

8.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4кл.-М. « ВАКО» 2006г.

9. Диалоги о воспитании: Книга для родителей.// Под ред. В.Н.Столетова, сост. О.Г.Свердлова – М. Педагогика 1985г.

10.Иголёк А.К. Нравственное воспитание учащихся.// Нач.шк. -1987г. №8.

11. Капралова Р.М.  Работа классного руководителя с родителями.-М.1990г.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика./ -М. 1999г.

13. Родительские собрания: 1 класс/ авт.-сост. С. Р. –М. « ВАКО» 2008г.

14. Сухомлинский В.А.  Родительская педагогика. –изб. соч.  в5т.-т.3 М.Просвящение,1981г.

15.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. –М. Новая школа 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям младших школьников. Из опыта работы.

Материал для  родительских собраний.Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже...

Памятки для родителей младших школьников

Подборка памяток родителям для успешного воспитания детей младшего школьного возраста...

Формы и методы работы учителя с родителями младших школьников

В данной работе рассказывается о необходимости взаимодействия учителя и родителя, о роли этого взаимодействия. Автор также говорит об этапах работы с родителями и формулирует основные правила общения ...

Памятки для родителей младших школьников

В этой статье даны советы родителям по развитию внимания детей, как приготовить домашнее задание, как быть с левшой, как предупредить детскую агрессию  и т.п....

собрание для родителей младших школьников о здоровом питании.

материал для родительского собрания о здоровом питании с презентацией....

Практическое занятие с родителями младших школьников "Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста"

На занятии рассматриваются  особенности взаимодействия родителей с младшими школьниками, трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни и  способы выхода из этих ситуаций. ...