МИР ЗВУКОВ МНОГООБРАЗЕН
статья (1 класс)
Материал адресован родителям. В данной статье рассматривается понятие: что такое фонематический слух. Представлена система упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zvukov_mnogoobrazen.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МИР ЗВУКОВ МНОГООБРАЗЕН
РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом или фонематическим восприятием.
Многие исследователи детской речи считают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи. Речь представляет одно из важнейших средств развития личности в целом. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения и нарушения фонематического восприятия еще в дошкольном возрасте до того, как они превратятся в стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное, именно в это время она успешно поддается коррекции.
Фонематическое восприятие и звукопроизношение представляют собой два процесса, которые взаимосвязаны между собой. Нарушение одного из процессов, как правило, влечет за собой нарушение другого.
Примерные упражнения для развития фонематического слуха
Предлагаемые упражнения представлены в порядке усложнения.
- Игра «Хлопни в ладоши»
- когда услышишь звук, например, С среди других звуков.
- когда услышишь слог, например, со звуком С.
- когда услышишь слово, например, со звуком С.
Например, есть ли звук С в словах: мышка, сани, кошка, шапка, сумка, сок, машина.
- Отобрать картинки, в названии которых есть звук С.
- Придумать слова с заданным звуком, например, со звуком С.
- Назвать животных, фрукты, овощи, игрушки в названии которых есть звук, например С.
- Дополнить предложение словами, в которых содержится звук С с опорой на картинки. Например, взрослый называет часть предложения, а ребенок выбирает картинку на звук С и дополняет предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке ...
(свеклу, морковь, лук). Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.
Аналогичная работа проводится с любым звуком.
- Выделение первого звука из слова
- Вычленение первого гласного из слова:
Какой первый звук в словах: астра, удочка, окно и т.д.
Выбрать картинки, которые начинаются на звук А, О, У, И.
- Вычленение первого согласного из слова:
По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука.
Изменить первый звук слова на другой. Например, в слове кость заменить звук К на звук Г и назвать получившееся слово (гость).
- Определение последнего звука в слове
- Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, кровать и т.д.
- Определение места звука в слове:
- Игра «Светофор». Используется бумажная полоска, разделенная на три части: красная левая часть- начало слова, средняя желтая- середина, зеленая правая- конец. Взрослый называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишки на красную, желтую или зеленую часть полоски.
- Выбрать картинки, в которых звук, например С в начале слова.
- Выбрать картинки, в которых звук, например Р в середине слова.
- Выбрать картинки, в которых звук, например Ш в конце слова.
Сейчас рассмотрим несколько упражнений, целью которых является научить ребенка слушать и слышать. Проводя эти упражнения, вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя.
Предлагаем игры в порядке усложнения.
- Отгадай, что звучит
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, погремушка).
Ход игры: взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
- Определение места, последовательности и количества звуков в слове
- Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка и т.д.
- Придумать слово, в котором было бы 3 звука, 4, 5, 6, 7 звуков.
- Какой по счету звук, например Р в словах: рыба, пароход, арбуз и т.д.
- Назови соседей звука, например Ш в словах: кошка, мешок, ушки и т.д.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и логопеда можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.
Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...