Форум (чат) как инструмент цифровой коммуникации
статья

Опыт использования форума (чата) как инструмент цифровой коммуникации. Представлен на Петербургском международном образовательном форуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum_chat_kak_instrument_tsifrovoy_kommunikatsii.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Форум (чат) как инструмент цифровой коммуникации»

        Цифровые инструменты широко вошли в жизнь учителя, классного руководителя. Мы сегодня осваиваем информационное пространство для организации сетевого взаимодействия участников образовательных отношений, управления развитием и совершенствованием образовательного процесса в школе.

Сегодня хочу представить опыт повышения информационной компетентности классных руководителей Лицея при организации виртуального общения с родителями обучающихся при использовании таких инструментов, как чат и форум.

Определимся в терминах.

Чат - это виртуальный обмен сообщениями в режиме реального времени, через какой-нибудь сайт или информационную сеть. Чаще всего чаты организуются родителями одного класса, одной группы.

Форум - платформа, на которой пользователи открывают определенные темы или задают актуальные вопросы, после чего начинается виртуальное общение других форумчан на эту тему. Общение публичное, в отличие от чата, где можно писать личные сообщения. На форуме более жесткие правила, чаще всего запрещен офф-топ, в отличие от чата. Очевидно, что форум – аналог тематического родительского собрания.

Мы провели небольшое исследование для определения актуальности этих форм работы, выявления перспектив и проблем в его использовании для организации продуктивного общения «родитель – учитель».

Главным идеей настоящего исследования является тезис о том, что цифровизация образования и опосредованное общение – это не столько электронные социальные, образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии, сколько пути изменения привычных форм взаимодействия с семьями учеников как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. И основным вопросом является, конечно, вопрос цели организации этой коммуникации.

Рассмотрим чуть подробнее:

  1. Если цель – информирование родителей. Для ее достижения достаточно организовать размещение информации на всех удобных для адресатов носителях, включая цифровые, создавать чаты и форумы в этом случае совершенно не обязательно. Достаточно повысить уровень подачи и логистики информации.
  2. Цель – принятие решений. В этом случае мы должны предоставить участникам возможности для обсуждения, обмена мнениями, с нашей стороны должны быть представлены внятные объяснения о необходимости принятия решения, связи целеполагания и результативности деятельности школы.
  3. Если цель – вовлечение родителей в совместную воспитательную деятельность. Очевидно, что это относительно новое информационное поле для школы, где необходимы и маркетинговые приемы, и PR (пиар) технологии, внимание к опыту участников, методы поощрения и самоорганизации групп.
  4. Цель – осуществление обратной связи, определение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг. Эффективными для ее достижения будут онлайн-анкетирования, опросы и более быстрая обработка результатов.

Мы предложили нашим учителям и классным руководителям анкету, состоящую из десяти вопросов, посвященные анализу их личного опыта работы с цифровыми инструментами.

«Вы состоите в сообществах родителей в мессенджерах типа WhatsApp, Viber, Telegram?»

«Ведете ли Вы свой блог в Инстаграм, ВКонтакте и других соцсетях?»

«Какие виртуальные способы связи с родителями Вы используете?»

«Какие положительные результаты можно ожидать от использования дистанционного взаимодействия и какие негативные стороны такого взаимодействия Вы можете назвать?»

«Какова основная цель дистанционного взаимодействия с родителями обучающихся?»

«В каком направлении, по Вашему мнению, необходимо совершенствовать виртуальное взаимодействие школы с родителями?»

По результатам анкетирования выяснили, что подавляющее большинство педагогических работников широко применяют различные цифровые инструменты для разных целей, включая виртуальную коммуникацию с родителями.

76% имеют аккаунт в различных мессенджерах. У 70% опрошенных есть свой личный блог в социальных сетях, у 30% таких блогов нет. И 90% тех учителей, которые ведут свой личный блог, используют его для взаимодействия с родителями учеников. Подавляющее большинство педагогов на вопрос «Нравится ли Вам использование такой связи с родителями?» отвечали положительно и приводили самый популярный аргумент – «это удобный способ держать родителей в курсе всех событий, происходящих с их детьми в учебном заведении». Лишь 7% педагогов выразили недоверие к «виртуальным формам взаимодействия». Обобщив опыт виртуального взаимодействия учителей с родителями, мы выявили, что среди опрошенных наибольшей популярностью пользуется такие площадки и формы, как группа в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники или Инстаграм (95%); мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram (66%); проведение вебинаров по Skype/Zoom с участием всех родителей (14%); родительский форум на сайте школы (10%); проведение индивидуальных консультаций по скайп/зум (5%); личный блог (5%). (эти диаграммы пойдут фоном), проговаривать это не надо).

Работа с фокусной группой классных руководителей выявила определенную тенденцию, связанную с их опытом и отношением к осуществлению дистанционного взаимодействия с помощью чатов, форумов.

Задачи, которые мы ставили при организации работы фокусной группы:

  • определить уровень компетентности классных руководителей по терминологии, целям и задачам использования чатов и форумов,
  • выявить аналогию этой формы взаимодействия с опытом подготовки и проведения очных встреч с родителями.

Выяснилось, что при популярности этих форм взаимодействия, большинство респондентов затруднились ответить на вопрос: чем различаются форумы и чаты. Единодушны они были лишь в отношении к родительским чатам, больше негативном, чем каким-либо другим.

Более подробно о мнениях классных руководителей:

  1. Родительский чат – это не сообщество друзей. Преобладали мнения, что в родительском чате есть люди, которые часто даже не видели и не знают друг друга. Есть родители, которые используют чат для выяснения отношений. Это очень плохая идея. Чат часто родителями рассматривается как пространство для общения, где можно поговорить о всяком разном, важном и интересном. Это тоже не совсем верно. Для этого существуют другие социальные сети. Это не досуговая площадка, где мы можем проводить время за интересной беседой
  2. Надо ли включаться в деятельность родительского чата?

Только 30 % участников высказали мнение, что надо, но при этом обосновали необходимость расширения их полномочий как модераторов взаимодействия. Большинство классных руководителей сегодня уже негативно относятся к работе таких чатов, считая их неуправляемыми и отказываются принимать в них участие.

  1. Какие правила надо устанавливать в чате и как им управлять?

Основной недостаток чатов — это информационная перегрузка, которую создают поток ненужных учителю сообщений, выплескивание эмоций, реклама. Учителя единодушно ссылались на огромное количество публикаций о том, как ограничивать возможности для общения родителей. Это и правила, которые должны приниматься и соблюдаться, и блокировка, исключение провинившихся, штрафы за определенные деяния, выбор модераторов из числа наиболее лояльных родителей и т.д. Обоснование сводилось в основном к тезису, что родители не соблюдают регламент и этику общения.

  1. Какова основная цель создания чата? Большинство участников фокусной группы склонялось к основной цели – информирование родителей. На вопрос ведущего, можно ли использовать для этого другие инструменты, такие как электронную рассылку, параграф, сайт и т.д., половина участников затруднились с ответом.

Очевидно, что помочь сегодня классному руководителю, учителю в освоении такого важного цифрового инструмента как чат или форум можно, если начать профессиональный диалог о целях и задачах их использования, выработки алгоритмов управления тематикой общения.

Для подготовки классных руководителей мы использовали проектный подход, позволяющий структурировать методическую работу, ступенчато отработать этапы планирования результатов, которые нам важны в каждом конкретном случае, целеполагания, выбора технологий взаимодействия, информационной логистики, обратной связи и т.д.

Представляем алгоритм подготовки и проведения одного из общелицейских форумов «Ребенок – исследователь» как или повысить познавательную мотивацию?»

Продукт форума – видео контент «Науч-поп», где представлен опыт семей по вовлечению детей в исследовательскую деятельность.

Успех проекта определяется качеством информационных материалов, предложенных родителям.

По сути мы предложили родителям самим все сделать, предложив платформу, форум, регламенты видеороликов, направив их усилия на достижение цели: повысить, развить интерес детей к экспериментированию, конструированию, моделированию. Результат превзошел наши самые смелые ожидания.

Выводы:

  1. Родительские чаты не являются перспективными инструментами для работы с родителями обучающихся.
  2. Тематические форумы должны готовиться как сетевые события, где акценты должны быть смещены от привычного информирования, просвещения, «нужного» в кавычках обсуждения каких-либо тем. Это праздник творчества, обмена родительским и школьным опытом вовлечения детей в те виды деятельности, которые вызывают у них неподдельный интерес.
  3. Информация для размышления, сближения позиций и просвещения родителей подается через регламенты положений виртуальных событий, которые изучаются родителями самостоятельно.
  4. Продуктивный форум – тот, который актуализирует лучший опыт родителей в воспитании и развитии собственных детей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках окружающего мира с помощью современных цифровых инструментов и коммуникационных сред.

Презентация содержит рекомендательные материалы по формированию ИКТ-компетентности  младших школьников на уроках окружающего мира....

Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.

laquo;Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отс...

Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.

laquo;Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. &helli...

Электронные образовательные ресурсы и цифровые инструменты в учебной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

Процессы информатизации, протекающие в современном обществе, выдвигают информационные технологии в качестве основного ресурса развития системы образования в XXI веке, позволяющего обеспечить качество ...