"Цифровой микроскоп - инструмент эффективного обучения в условиях реализации ФГОС НОО"
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
ЦИФРОВОЙ МИКРОСКОП - ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования - целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях
Без использования современных средств ИКТ уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Согласно ФГОС НОО, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.
Дальнейшее развитие начального образования будет связано с более глубоким внедрением ИКТ-технологий для развития познавательной способности младших школьников. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.
Реализовать эти задачи на уроках естественнонаучного цикла помогает работа с цифровым микроскопом. Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Именно естественно-научные и технические интересы обучащихся могут положить начало их научно-исследовательской деятельности и стать основой будущих профессиональных интересов.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей обучающихся к приобретению и усвоению знаний.
Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на: повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся; проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся; реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде; изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности; организацию исследовательской деятельности учащихся.
Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом обучающихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет: изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно; использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе обучающихся; изучать объект в динамике; применять разноуровневые задания для учеников одного класса; создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме; использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.
Достоинствами цифровых микроскопов является: возможность использования компьютерных методов анализа и редактирования изображения; сохранение промежуточных и конечных результатов исследований; возможность без дополнительных трансформаций микроскопа производить наблюдения как визуально, так и на экране монитора, спроецировать при помощи проектора; возможность передачи результатов исследований на расстояния.
Что такое цифровой микроскоп? Цифровой микроскоп – вид интерактивного оборудования, включающий в себя оптическую либо электронно-лучевую системы получения данных (собственно микроскоп) и систему кодирования (цифровая камера).
Что позволяет сделать цифровой микроскоп? Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик в 10, 60 и 200 раз; использовать в качестве исследуемых равно как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные; исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик; фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы. Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера; производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее; распечатывать полученный графический файл в разных режимах; демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране.
Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока
Е. А. Храмцова
Литература
1. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс]// http://sinncom.ru
2. По материалам интернет-журнала «Эйдос» [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/journal
3. По материалам сайта Детская Психология, Загвоздкин В.К. [Электронный ресурс] // http://www.childpsy.ru
4. По материалам сайта Открытый класс, сетевые образовательные сообщества, Суворина В.Г. [Электронный ресурс] // http://www.openclass.ru
5. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=3591
6.Е.И. Булин – Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л Семенов, Е.Н. Хохлова «Формирование ИКТ – компетентности младших школьников» М.: «Просвещение», 2012
7. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г 3.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)http://standart.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся
Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5 на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...
Возможности цифрового микроскопа
Возможности и использование цифровых ресурсов в обучении в рамках ФГОС...
Урок по окружающему миру с использованием цифрового микроскопа
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме: "Свойства воды" с использованием цифрового микроскопа Digital Blue...
Использование лабораторного оборудования и цифрового микроскопа на уроках окружающего мира с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс
Использование лабораторного оборудования на уроках окружающего мира дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников. В данной статье я постарала...
Мастер- класс по работе с цифровым микроскопом
«Формирование мотивации школьников к познанию окружающего мира, освоение ими доступных способов изучения природы…» одни из приоритетных задач по Фгосам. Для их реализации школы оборудуют совреме...
Презентация "Цифровой микроскоп - инструмент эффективного обучения в условиях реализации ФГОС НОО"
...
«Цифровые сервисы как эффективные образовательные инструменты в современной начальной школе»
Информационно коммуникативные технологии. Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс ин...