Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Меньшенина Светлана Александровна

«Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. … Новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.Среди этих задач:

• интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс»

                                                                                                                                                    «12 решений для нового образования» – предложения  ВШЭ по образовательной реформе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust.docx70.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование на уроках эффективных  цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального  вовлечения  школьников в образовательный процесс.

Центр стратегических  разработок (ЦСР) в апреле 2018 года представил на XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ доклад «12 решений для нового образования» – предложения  ВШЭ по образовательной реформе. Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что современного образования возможно преодолеть с помощью 12 проектов.

Одним из основных проектов, реализация которого приведет среду образования в новое качество:  «Школа цифрового века».

«Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отставание имеет несколько измерений. Во-первых, в школах не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности. Во-вторых, школы не используют возможности цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации школьников (интерактивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ). Новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.

Среди этих задач:

• интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс.

Мы хотим поделиться своим опытом реализации этой задачи с помощью цифровых технологий.

На уроках и занятиях внеурочной деятельности мы активно используем ИКТ технологии: QR коды, linoit.com, упражнения learningapps, plickers, Class Dojo.

Давайте рассмотрим некоторые из них. (Раздаем буклеты учителям.)

  1. QR – код.

С помощью QR кодов  мы   кодируем  ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; размещаем такие коды на информационных, новостных стендах; используем QR-код в виде закодированного теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и заданий для квест – игры.

Например: на внеурочной деятельности при изучении темы «Самые полезные продукты» учащиеся отгадывают загадки, зашифрованные qr кодами, работая в рабочих листах. Там же отмечают свои достижения.

 Практическая работа. Коллегам раздаются листы, пробуем работать. Читаем, переходим по ссылкам, отмечаем свои достижения. (Во время выполнения работы коллегами используем приложение class dojo- отмечаем активность.)

А теперь у вас, возможно, возникает вопрос, как же закодировать информацию? Для этого существует онлайн-генератор QR – кода, скриншот которого на экране. Вставляете любую информацию и получаете QR – код.

  1. Plickers — это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Использовать приложение Plickers целесообразно при проведении  игр, опросов, рефлексии:

       (Практическая работа. Раздаются карточки Plickers, учителя отвечают на вопросы.)

Конкурс между командами. Учащиеся читают вопросы и варианты ответов, поднимают карточки с выбранным ответом. Команда получает столько баллов, сколько человек ответили правильно.

Опрос общественного мнения. Учащиеся поднимают карточки со своим ответом, учитель выводит на экран результаты опроса в виде графика. Класс комментирует полученные результаты.

Рефлексия. Варианты использования Plickers на этом этапе урока почти безграничны. Начиная с вопросов «Понравился ли вам урок?» и заканчивая кратким опросом на проверку усвоения нового материала. (рефлексия)

Plickers – это очень удобный инструмент для учителя. Использование дополнительной функции позволяет выводить вопросы на монитор и показать классу результаты опроса. Учащиеся же с удовольствием отвечают на вопросы, потому, что воспринимают это как игру.

На уроках и  занятиях курсов внеурочной деятельности нами были разработаны тесты и, с помощью приложения Plickers , использованы на занятиях.

 Основной целью использования цифровых инструментов, как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности является формирование положительной познавательной мотивации учащихся.  В  этом году мы стали использовать для этого онлайн-сервис Class Dojo 

Приложение работает так: у каждого ученика в классе есть свой профайл с количеством очков. Очки даются за достижения (к примеру, креативность или упорство). Чем больше очков, тем выше уровень. Учитель проецирует интерфейс прямо на доску, так что весь класс видит, как радуются их аватары. Секрет успеха ClassDojo в нескольких главных принципах. Первый — фидбэк в режиме реального времени — сразу после того, как ученик сделал что-нибудь хорошее. Например, ученик  прочитал интересный доклад — он получает +1 за креативность и +1 за упорство. Результат такого подхода мгновенный: первую неделю дети пребывают в восторге от своих профайлов, а потом меняется их поведение.

Учитель может поощрять учеников за демонстрацию любых навыков или моральных ценностей — усердную работу, доброту, помощь другим и так далее.

Использование нами   цифровых инструментов  на уроках и занятиях курса внеурочной деятельности  показывает  высокое  вовлечение детей в  поисковую и творческую работу.

Покажем это на примере внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании».

В программе внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании» прописывается форма проведения промежуточной аттестации - творческий проект,  происходит безотметочное оценивание планируемых результатов (зачет/ не зачет)

В конце каждого года обучения  обучающиеся защищают творческие проекты.

 Каждый пункт листа  оценивается в 1 балл. Обучающийся, набравший:

8- 9 баллов - имеет высокий уровень сформированности компетенций;

6 - 7 баллов – средний уровень, педагог должен помочь обучающимся к концу курса достичь более высоких результатов.

4 – 5 балла – низкий уровень сформированности  компетенций,  педагог должен постоянно активизировать детей, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.

Так же в конце учебного года ученики заполняют рефлексивные карты.

Рефлексивная карта ученика.

Чему я научился на занятиях?

Буду ли я продолжать занятия в следующем учебном году?

Над чем еще надо поработать?

Где пригодятся знания?

В полную ли силу я занимался?

За что могу себя похвалить?

Карта рефлексии достигнутых результатов кружка

Достигнутые результаты

Самооценка 0-3 балла

Оценка педагога

0-3 балла

Предметные результаты

 

 

Знаю…

 

 

Метапредметные и личностные результаты

 

 

1.Вношу вклад…

 

 

2.Умею договариваться с товарищем

 

 

3.Умею найти нужную информацию

 

 

4.Умею найти себе работу в паре, группе

 

 

5.Умею работать по аналогии

 

 

6.Умею планировать свою работу

 

 

Критерии оценивания:

1 балл – не умею,

2 балла – затрудняюсь,

3 балла – умею хорошо.

Результаты диагностики представлены за два учебных года:

                                  Ценностно-смысловые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Информационные компетенции

Коммуникативные компетенции

Хотелось бы отметить, что в ходе промежуточной аттестации по внеурочной деятельности  в 2015 -2017 учебных годах  100% обучающихся начальных классов получили зачет.

Результатом контроля должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

    В своей работе учителю обязательно надо видеть обратную связь. Диагностический метод позволяет нам  оценить ход и результат своей деятельности.

Для этого мы используем анкетирование учащихся.

 Примерные вопросы анкет:

1.Как ты считаешь, что нужно делать для того, чтобы вырасти сильным, здоровым и крепким?

- правильно питаться

- заниматься спортом

- соблюдать режим дня

2.Какие продукты или блюда ты любишь больше всего?

- молочные

- мясные

-  мучные

- овощи

-  фрукты

- напитки

3. Как ты считаешь, что лучше выпить, если хочется утолить жажду? (выбери 2 варианта)

- негазированная вода

- молоко

- кефир

- какао

- сок

- кисель

- сладкая газированная вода

- морс …

Проводим  диагностику  с родителями на  родительских собраниях, анализируем анкеты и даем  рекомендации. На вопрос о внедрении программ о правильном питании в школе, родители высказали единое мнение о необходимости и полезности данного курса.

Вывод: Таким образом, при использовании цифровых технологий в обучении  происходит интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс.

                                                                                                         Михайлова Е.В.

                                                                                                         Меньшенина С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе»

Нравственное воспитание младших школьников в образовательном процессе. Перечислены методы, формы работы в этом направлении...

"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта ста...

Об эмоциональном благополучии младших школьников в образовательном процессе

В статье содержится краткая теория вопроса, приводятся примеры из практики работы по поддержанию эмоционального благополучия младших школьников....

Использование на уроках эффективных цифровых инструментов для интеллектуального и эмоционального вовлечения школьников в образовательный процесс.

laquo;Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отс...