Курс на самостоятельность.
классный час (1 класс) на тему

Денисова Наталья Викторовна

Как помочь ребенку стать самостоятельным? Как избежать ошибок в общении с ребенком, воспитывая самостоятельность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnost.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Курс на самостоятельность

«Я сам!» - одна из первых фраз, которые произносит ребенок. С возрастом она звучит все чаще и чаще. Задача взрослых – развивать эту самостоятельность и направлять ее в нужное русло.

Ответ на вопрос «Что такое самостоятельность?» для разных возрастов будет разным. Для малышей это скорее простые навыки – самому отправляться на горшок, когда необходимо, одеваться и раздеваться, чистить зубы, убирать игрушки. Для подростков же она куда больше, чем просто приготовление обеда или поход в магазин. Это еще и умение принимать решения, брать на себя ответственность, делать выбор, планировать свой день. Но развивать это ценное качество нужно постепенно, мягко и с самого детства.

Правила автономии

Универсальных рекомендаций по обучению самостоятельности нет, но можно выделить общие закономерности:

  • Каждый ребенок – личность со своим набором качеств и темпераментом. Один в свои пять лет рвется в бой и хочет все делать сам. Не задумываясь о последствиях. Другой в том же возрасте робеет и долго раздумывает, прежде чем начать действовать. Ставя те или иные задачи, важно учитывать способности и возможности маленького человека.
  • Если новое действие переходит в обязанность, это необходимо оговаривать. Глядя, как кроха вытирает пыль, чтобы помочь маме, мы умиляемся: какой молодец! Семилетка впервые вымыл полы, и мама не устает хвалить его – помощник. Но вот навык освоен, и его воспринимают как должное. Эффект новизны пропал, и ребенок теряет интерес. Тут самое время для важного разговора: «Ты стал взрослый, умелый, самостоятельный. У тебя появились новые права (например, позже ложиться спать, иметь карманные деньги) и обязанности тоже – как и другие члены семьи ты взял на себя часть важных дел».
  • Самостоятельности не должно быть слишком много! Особенно когда речь идет о выборе, принятии решения. Стоит учитывать, насколько ребенок готов к нему. И насколько вы готовы принять его выбор. Предлагая семилетке самому подобрать подарок другу в магазине, вы рискуете, что он укажет на непрактичную, слишком дорогую или ненужную игрушку, ведь он еще не разбирается в качестве и производителях. Вариант «Какая из этих машинок больше подойдет Мише?» - оптимальный.

Младшие школьники

Если у дошколят ведущая деятельность – игровая, то у младших школьников – учебная. Теперь задача родителей – помочь ребенку научиться учиться.

Начинать стоит с правильной организации времени и режима дня. Важно и полезно объяснить, как именно готовиться к занятиям, показать алгоритм: когда сесть за уроки, с какого предмета начать, как усвоить материал. И тогда, быстрее или медленнее, он научится делать это сам. И – почувствует ответственность. Если же главной по школе становится мама: проверяет портфель, звонит одноклассникам узнать задание, руководит приготовлением уроков – у чада закрепляется мысль «За меня все равно все сделают, зачем стараться?» А ведь навыки самоконтроля вырабатываются в этом же возрасте.

Еще одна ошибка – освободить первоклассника от всех домашних дел и даже обслуживания себя – пусть, мол, учится, а посуду мы помоем, школьную форму повесим в шкаф, ботинки почистим. Привычки закрепляются быстро , и эти – в том числе. Но ведь мало кто из родителей готов делать все за чадо до 11-го класса?

В возрасте семи-восьми лет возникает еще одно проявление самостоятельности: ребенок начинает надолго оставаться дома один, сам ходит в ближайший магазин, возвращается из школы. Чтобы все прошло гладко, стоит научить его основным правилам поведения в нештатных ситуациях.

Много или мало?

Британские психологи считают: чем меньше внимания родители уделяют детям, тем более целеустремленными те вырастают. Да, играть и заниматься с ними надо, но при этом стоит давать им возможность побыть одним. Исследования показали: большинство успешных взрослых с детства ощущали ответственность за свои поступки, помогали старшим, умели делать выбор. Именно из таких детей чаще всего вырастали люди, удовлетворенные своей жизнью, работой, социальным статусом.

По своему хотению.

Случается, родители вроде бы хотят видеть ребенка более самостоятельным, но в то же время испытывают страх перед этим.

Такая ситуация может сложиться в семьях, где взрослые жили интересами ребенка в ущерб своим собственным. Например, мама в свое время пожертвовала карьерой или вообще ушла с работы, чтобы провожать дочку в школу, встречать горячими обедами, водить в кружки. А теперь, когда ее девочка подросла и способна все делать сама, чувствует себя ненужной, лишней. Такая мама подсознательно ищет причины для продления гиперопеки: «Она несамостоятельная, забудет поесть и заработает язву желудка», «В наше время за ребенком нужен глаз да глаз, вокруг столько плохих людей», «Студентам лучше жить с родителями, иначе бросят учебу».

Важно честно разобраться в собственных страхах и мотивах. И понять, что отношения с повзрослевшим, самостоятельным ребенком имеют свою прелесть. Да, он сам приготовит завтрак утром, сам пойдет на волейбол или отправится в поход с друзьями. Но теплое дружеское общение с родителями ему по-прежнему необходимо. А мысль, что близкие люди доверяют ему и признают его право на самостоятельность, только укрепит отношения и сделает их более искренними.

Супер и гипер.

Гиперопекой ( гиперпотекцией) называют чрезмерную, излишнюю заботу о ребенке.

Иногда родители окружают ребенка повышенным вниманием, стремятся защитить от любых проблем, пытаются все время держать его рядом, контролируя каждый шаг. В результате ребенок не учится преодолевать никаких трудностей – ведь их берет на себя мама или папа.

Выделяют два типа такого поведения.

Потворствующая гиперопека – это когда ребенок становится центром семьи. Его захваливают, потакают во всем. Когда домашний кумир приходит в детский коллектив, он сразу начинает претендовать на роль лидера и ждать восхищения. Но часто ожидания не сбываются, это приводит к тяжелому стрессу.

Доминирующая опека – воспитание, при котором подавляют волю ребенка. Он должен во всем слушаться родителей: только они знают, как надо и как лучше. В итоге чадо вырастает беспомощным, мало того, подсознательно убеждается: за успехи и достижения родители ( а значит, и другие люди) не похвалят. А вот за неудачи – сначала отругают, но потом пожалеют и помогут.

И не говори!

«У тебя все из рук валится», «Ты еще маленький, у тебя ничего не получится», «Ты устал, отдохни, я сама (сам)», «Сначала научись, а потом делай», «Тебя не допросишься, проще самому». Помните, что этими и подобными фразами мы отбиваем у ребенка всякое желание быть самостоятельным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные контрольные, проверочные, самостоятельные работы за курс 2 класса

Разные виды контрольных, проверочных, самостоятельных работ по русскому языку за курс 2 класса....

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Задание на лето для самостоятельной работы за курс 3 класса

задания по русскому языку и математике на лето (3 класс)...

Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...

Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>

Пояснительная записка         Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАТЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВАМ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в...