Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.
учебно-методический материал на тему
В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.
Надеюсь,они могут быть полезными для вас,уважаемые коллеги!
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра начального образования.
Итоговая практико-значимая работа
«Программа внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления»
Выполнила:
слушательница курсов по программе
«Организация проектной деятельности
младших школьников как условие освоения ФГОС НОО»
учительница начальных классов
Неделина Наталия Владичевна
МОУ СОШ № 27
Г.о. Подольск
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры начального образования АСОУ
Любовь Анатольевна Громова
Москва, 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методический конструктор» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Данная программа рассчитана для учащихся 1 класса на 1 год обучения. На реализацию курса отводится 33ч (1 час в неделю). Направленность программы кружка «Следопыт» по содержанию является проектной деятельностью, по форме организации кружковой.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Характеристика класса:
В классе 28 человек. Из них 18 девочек и 10 мальчиков.
В целом класс дружный. Есть ребята, которые до школы знали друг друга, ходили в один детский сад .Все учащиеся класса старательные и опрятные.
Ребята любят выполнять свои поручения. Дети с большим удовольствием приминают участие во всех общешкольных и общеклассных мероприятиях.
Родители активно участвуют в жизни класса и школы, помогают в проведении различных праздников, организовывают поездки.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы – формирование проектной деятельностиучащихся.
Задачи программы:
1. Сформировать у обучающихся стойкую положительную мотивацию к проектной деятельности.
- Формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- формирование коммуникативности, инициативности.
4. Сформировать умение работать с информацией ( сбор, систематизация, хранение, использование).
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные универсальные учебные действия:
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
-развитие познавательных навыков учащихся;
- умений самостоятельно конструировать свои знания;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Средства формирования: организация на уроке парно-групповой работы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Средства формирования:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Средства формирования:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Колич. Час. | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Личностные | ||
Понятия | Предметный результат | УУД | результаты | ||||
1 | Проект? Проект! | 1 | Знаем ли мы , что такое проект? | Проект | Знать ,что такое проект | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; | -ориентироваться в информационном пространстве; -развитие познавательных навыков учащихся; |
2 | Как выбрать тему проекта? Какими могут быть проекты? Учимся выбирать дополнительную литературу. | 2 | Умеем ли мы выбирать тему? | Способ. | Уметь выбрать тему для проекта. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | -формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; |
3 | Развитие умения видеть проблемы. Развитие умений задавать вопросы. Обоснованный выбор способа выполнения задания. | 4 | Как выбрать способ выполнения задания? | Способ | Научиться подбирать способ выполнения задания. | Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов. | -осознание ответственности человека за общее благополучие, -формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; |
4 | Работа над проектами. Презентация проектов: «Моя малая Родина». | 7 | Как выбрать и составить план, распределить по этапам, выбор источников информации, их описать | Вопрос, проблема | использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя. | Регулятивные: работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; | |
5 | Сбор информации для проектов. | 7 | Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. | Вопрос, проблема | добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; | Регулятивные: выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. | развитие познавательных навыков учащихся; -умений самостоятельно конструировать свои знания; -ориентироваться в информационном пространстве; -развитие критического и творческого мышления |
6 | Работа над проектами. | 12 | Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта | Вопрос, проблема | использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя. | Регулятивные: В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); | социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, |
Учебно-методическое обеспечение:
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Электронные ресурсы:
http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479
http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm
previous post: Загадки про осень | next post: Стихи про зиму для детей
Технические средства:
1.Проигрователь.
2.Компьютер.
3.Телевизор.
Предварительный просмотр:
Неделина Н.В. Подольская проектная деятельность.
Самостоятельная работа №2
Духовно-нравственное развитие в проектной деятельности младших школьников.
№ | Вопрос | Ответ |
1 | В чем состоит национальный воспитательный идеал, обоснованный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России? | Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. |
2 | Какие задачи развития, воспитания и социализации младших школьников решаются на этапе начального общего образования? | Проектно-исследовательская деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству. |
3 | Каковы цели организации проектной деятельности школьников? | 1) Формирование творческой активности 2) Развитие самостоятельности 3) Обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания 4 ) Формирование мотивации исследовательской деятельности 5) Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования |
4 | Какие педагогические проблемы решает проектная деятельность младших школьников? | 1) повышается уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; 2) меняется уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они начинают рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию; 3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличивается использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников; 4) ярче проявляются познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 5) школьники начинают активно участвовать в творческой проектной деятельности. |
5 | Какие задачи воспитания и социализации решаются в процессе формирования проектной деятельности младших школьников? | Проектно-исследовательская деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству. |
6 | Как развивается социальная компетентность младших школьников в проектной деятельности? | Социальное проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности ребенка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества. Через проектную деятельность, социальное проектирование и формируется социальная компетентность школьника. Социальное проектирование следует определять как социальное творчество. Такая деятельность помогает осваивать и усваивать такую составляющую правового государства, как права человека. И если ребенок знает права человека и умеет ими пользоваться, то, значит, он социально компетентен. Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Включение учащихся в процесс работы подразумевает овладение ими следующими умениями и компетенциями:
|
8 | Каковы социальные риски формирования проектной деятельности учащихся? | 1) изъяны воспитательного процесса, возникающие в результате формального подхода педагогов к проблемам, связанным с научной этикой (нарушения авторского права, подделка результатов, недопонимание ответственности исследователя за результаты своей работы и так далее); 2) личностные проблемы, связанные с неадекватным восприятием себя и окружающих ребенка людей, как результат неуспешности или успешности исследовательской деятельности (пониженная или завышенная самооценка, элитарность, проблемы коммуникабельности за счет сужения интересов до избранной области науки); 3) неадекватность способностей, наклонностей ребенка его предметной (профессиональной) ориентации, навязываемой родителями и педагогами (выполнение ребенком исследования в конкретной области знаний не может и не должно неизбежно приводить его к выбору соответствующего профеля в будущем). |
9 | Как соотносятся профессиональная этика учителя и научная этика, как часть воспитательного результата проектной деятельности младших школьников? | В области исследовательской деятельности главным законом существования научного сообщества является универсализм – «убежденность в том, что изучаемые наукой явления во всех условиях протекают одинаково и истинность научного утверждения не зависит от пола, характера, титулов, авторитета». Следовательно, не существует разницы в том, кто открыл и сообщил новые знания – учитель или ученик. А значит, учитель должен с уважением относиться к тем сведениям, которые излагает ученик. Еще одним императивом научной этики является общность – убеждение, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его получил, не вправе монопольно им владеть. Актуальный казалось бы только для ученых, которые касаются границ непознанного и извлекают из него научные знания, этот принцип важен и в работе с самыми юными исследователями. Любой ученик имеет право выбрать темой своей работы такую область знаний, над которой уже кто-то работает. Индивидуальность подхода в данном случае должна только приветствоваться. Правда, только в одном случае – если эти работы не будут скопированы из одного источника. Вот тогда, действительно может возникнуть неприятная нравственная коллизия. Здесь мы подошли к следующему императиву - организованный скептицизм - ученый несет ответственность за публикуемые положения, то есть в отношении к работе с младшими школьниками, автор работы не имеет права приводить те данные, которым он не доверяет. Он должен знать и понимать все, о чем он докладывает. Перегрузка материала работы научными терминами, которые ученик просто не может в силу своего возраста правильно осмыслить, приводит к потере личностного значения проделанной им работы. Последний императив научной этики, который хотелось бы рассмотреть в данной статье, это – бескорыстность знания. Стимулом деятельности истинного ученого является истинность (а не деньги, слава, признание). Как бы ни странно звучало это высказывание в настоящее время рыночных отношений, в нем нет ничего высокопарного. Без признания этого императива ученый не может доверять ни своим, ни чужим исследованиям. Как только к научной истине примешивается желание подкорректировать полученные результаты для соответствия их критериям хорошо оплачиваемого открытия, сразу возникает опасность фальсификации. К сожалению, к исследовательской работе младших школьников нарушения этого императива имеют самое прямое отношение. |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа №3. Анализ программы, направленной на развитие проектной деятельности младших школьников.
№ | Вопрос | Ответ |
Какова цель, поставленная автором программы? | Цель программы:
| |
Какие задачи ставит перед собой автор? | Задачи программы:
Развивающие:
Воспитательные:
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. | |
Соответствуют ли задачи поставленной цели? | Соответствуют. На мой взгляд можно было бы добавить в программу обязательную короткую пояснительную беседу-историю о том предмете, который дети делают. Что это? Откуда? Почему? И т.д. | |
Соответствуют ли поставленные задачи возрастным особенностям младших школьников? Если нет то, какие конкретно задачи не выполнимы для этого возраста? | Абсолютно все задачи, поставленные автором в этой программе соответствуют возрастным особенностям. | |
Какие основные характеристики выпускника начальной школьника формируются в процессе выполнения данной программы? | Выпускник начальной школы - это школьник, который уже понимает свое место в коллективе, понимает себя, умеет ставить перед собой вопросы "Что я?" и "Зачем я?" Он должен уметь ставить перед собой цель и планировать ее достижение, в основном уже самостоятельно. Если эти качества формируются в процессе обучения, это помогает ему стать организованным, коммуникативным, толерантным, да и необходимые знания поможет приобрести. В процессе выполнения данной программы учащийся будет положительно мотивирован на дальнейшее обучение. | |
Каковы запланированные автором результаты освоения данной программы? | Автор запланировал помощь в освоении чтения, графических основ письма, в математике и геометрии, черчении, природоведении, истории. Дети будут увлечённо изучать литературу, связанную с оригами, находиться в постоянном поиске нового. | |
Соответствуют ли заявленные автором результаты программы требованиям, предъявляемым к планируемым результатам начального образования? | Полностью соответствуют. | |
Какие формы деятельности младших школьников включает данная программа? | Моделирование, презентации, беседы, поиск информации в интернете и литературе. | |
Соответствуют ли эти формы возрастным особенностям младших школьников? | Полностью соответствуют. | |
Какие личностные результаты смогут получить учащиеся в результате реализации данной программы? |
| |
Какие универсальные учебные действия разовьются в результате занятий младших школьников по данной программе? | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование; Коммуникативные -постановка вопросов; Регулятивные - контроль и оценка; | |
Как, по мнению автора программы, в деятельности школьников должны участвовать родители? | Родители должны содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы и праздники. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования учащиеся готовят к праздникам с большим удовольствием. Конечно же родители должны помогать детям и в изготовлении самих поделок и в подготовке самих мероприятий. Родители могут участвовать в конкурсах и как жюри. |
Предварительный просмотр:
Неделина Н.В.Подольская проектная деятельность.Самостоятельная работа №4 Разработка рабочей программы, направленной на развитие проектной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС.
№ п/п | Тема раздела, количество часов | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
1. | .Аппликация из природных материалов на картоне. (2ч.) | различать предметы рукотворного мира | самоопределение: что уже известно, а что нет. | научатся контролировать свою деятельность | учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами | научатся взаимодействовать с соседом по парте |
2. | Аппликация из геометрических фигур. (2ч.) | конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные | Названия геометрических фигур. | Учащиеся научатсяПравильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | самоопределение: что уже известно, а что нет. |
3. | Аппликация из пуговиц. (2ч.) | выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему | Что такое объемная и плоская аппликации. | научатся контролировать свою деятельность | учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами. | научатся взаимодействовать с соседом по парте |
4. | Аппликация из салфеток. (2ч.) | анализировать устройство изделия, определять его назначение; | ставить вопросы; выдвигать гипотезы | научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | художественно-эстетическое оценивание. |
5. | Обратная мозаика на прозрачной основе. (2ч.) | выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, | Что такое мозаика, какой она бывает.Термины,связанные с этим видом искусства. | Научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал. | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
схему | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности....
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС НОО II поколения
Проектная деятельность учащихся...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...
Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Сафонова Ольга Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»РБ, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС«Один ...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....