ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАТЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВАМ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazunina_statya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАТЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВАМ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Н.А.Казунина (Нижний Тагил)
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию. [ 6 ] В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». [ 4 ]
Сотни лет назад были созданы эти ценностные ориентиры. Так на протяжении многих лет в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни». [ 2 ]
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы. (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.) [ 3 ]
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Таким образом, формирование любого умения у школьника проходит через такие этапы:
- Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
- Приобретение знаний о способе выполнения действия.
- Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
- Контроль умения выполнять действие.
Современная школа учитывает все эти этапы при обучении детей чтению, письму, решению задач различной степени сложности.
Как действовать учителю при формировании общеучебных умений? А схема такая же.
Например, мы учим ребёнка ставить перед собой цель:
- Формируем у него опыт целеполагания.
- Объясняем ему, что такое цель, почему важно самому её ставить..
- Учим его сознательно применять алгоритм целеполагания.
- Осуществляем постоянный контроль.
Практика показывает, что второй и третий этапы упускаются. У детей в современных условиях нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. Таким образом, для успешного и надёжного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять и корректировать их в своей учебной деятельности. [ 3 ]
Курс «Мир деятельности» направлен на устранение отсеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.
Цель курса: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Курс «Мир деятельности» состоит из четырёх параллельно развивающихся содержательно – методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. [ 5 ]
Большое значение в этом курсе отводится формированию у учащихся умения критериально оценивать свое знание и умение его применять. Поэтому особенностью курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»… В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений. Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ (организационно-рефлексивных общеучебных умений). Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода, формируя, таким образом, надпредметные умения. Данный курс формирует и оттачивает те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
К концу учебного года учащиеся познакомятся с ролью учителя в учебном процессе, с понятием планирование учебной деятельности и правилами поведения на уроке; освоят правила работы в парах и группе; узнают, какую роль играют в учебной деятельности личностные качества ученика, такие как терпение и активность, уважение и терпимость к другим; получат представление о том, что значит быть внимательным.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ). Технология деятельностного метода позволяет учителю: ситемно, надежно и качественно обеспечивать результаты ФГОС, систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования, каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения и т.д. [ 1 ]
Принципиальная новизна подхода данного курса заключается в том, что предложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях (что тоже важно, и это происходит), но главное − позволяет выполнять весь комплекс УУД на каждом уроке.
А в заключении хотелось бы отметить: по каким бы стандартам ни учился ребёнок, любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барабанова Марина Николаевна. Курс «Мир деятельности как основа формирования УУД. – М.: 2012 г.
- Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. С. 94
- Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу / Под ред. Л. Г. Петерсон. – М.: 2012.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Вестник образования 2010, № 4
- Программа надпредметного курса «Мир Деятельности (МИД)» (.txt)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. Приложение № 3. – М.: 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».
В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...
Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.
В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...
Надпредметный курс «Мир деятельности» - новый путь формирования универсальных учебных действий и умения учащихся учиться в целом.
Выступление на семинаре...
"Развитие универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности"
Статья в помощь учителю начальных классов....
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать проф...
Представление педагогического опыта "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством использования детской периодической печати на уроках литературного чтения"
Представление педагогического опыта...
Формирование УУД у учащихся 1-4 классов посредством надпредметного курса "Мир деятельности"
Курс направлен на создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств....