Использование элементов ТРИЗ на уроке математики в начальной школе
статья по теме

Макарова Елена Ивановна

Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов НФТМ-ТРИЗ на уроке математики в начальной школе

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческого мышления и творческих способностей младших школьников. В данной статье раскрывается система многоуровневого непрерывного креативного образования NFTM-TRIZ. Дается краткая характеристика 8 блоков креативного урока. Креативное обучение рассматривается как воспитание личности активной, творческой, креативной, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Практически продолжением работы является методическая разработка урока математики в начальной школе.

Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. [1], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию.

Система образования в целом направлена на развитие созидающего творческого воображения, а не фантазирования, что было бы существенней для развития личности. Поэтому имеющиеся у большинства людей задатки к фантазированию в процессе обучения зачастую гасятся. Многим это не вредит, но тем, кто попадает в творческую среду, на научную, инженерную или изобретательскую работу, часто приходится перестраиваться уже в зрелом возрасте. Огромную помощь в этом может оказать методика развития творческого воображения и фантазирования.

Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить «в разных направлениях».

Развитие креативности способствует решению следующих задач: 1. Научить детей мыслить в разных направлениях; 2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях; 3. Развить оригинальность мыслительной деятельности; 4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон; 5. Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.

Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ – это сложный, но интересный процесс овладения знаниями. Эта система одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому». Познакомившись с курсом «Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся» авторов М. М. Зиновкиной, и В. В. Утёмова, я пришла к выводу, что его технология соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации НФТМ-ТРИЗ. Он требует от учителя большой предварительной подготовки. Занятия носят ярко выраженный диалоговый характер, в основе построения занятий лежит сотрудничество (ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-группа, группа-класс). Для активного участия ребят в обсуждении изучаемого материала, в изобретении или «пере изобретении» знаний учитель должен так сконструировать образовательный процесс, чтобы в ходе занятия обучающиеся смогли не только достигнуть поставленных задач, но и продемонстрировать результативность организации данного процесса. Воспитательный потенциал НФТМ- ТРИЗ заложен в самом его методическом аппарате, т. к. предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения. Это соответствует основному направлению НФТМ-ТРИЗ – формированию неагрессивной творческой личности.

Авторами М. М. Зиновкиной и В. В. Утёмовым  разработаны проблемно-алгоритмические формы предъявления и подачи ядра учебной информации – структура креативного урока. Структура креативного урока  включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом. Каждый креативный урок представляется информационной картой.

Таблица 1

Структура урока, разработанного по системе НФТМ и ТРИЗ

Блоки урока

Сокращение

Время

1

Мотивация («Встреча с чудом»)

М

5

2

Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ)

СЧ-1

20

3

Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза).

ПР

5

4

Головоломка.

Г

10

5

Интеллектуальная разминка.

ИР

10

6

Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ)

СЧ-1

15

7

Компьютерная интеллектуальная поддержка

КИП

10

8

Резюме

 Р

5

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока

Древняя  мудрость гласит «Чего  нет в творце,  не  может  быть  в  творении», поэтому  школе  сейчас  как  никогда  нужен  творческий  педагог. Всем  давно  ясно, что только творческая  личность педагога может  воспитать  творческую личность воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 В 2011 – 2012 учебном году, в связи с переходом на новый ФГОС, кабинеты начальной школы были оснащены интерактивным комплексом. Интерактивная доска – очень удобное оборудование, которое позволяет сде...

Использование логических задач на уроке математики в начальной школе

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нест...

Теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в начальной школе

 Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Описывается актуальность использования ИКТ на уроках математики в начальной школе как необходимая составляющая современного урока...

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Использование исследовательского метода на уроках математики в начальной школе.

Использование исследовательского метода на уроках математики в начальной школе....