Программа учебного курса «Основы моей безопасности» для внеурочной деятельности
рабочая программа по теме
Программа учебного курса «Основы моей безопасности» предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и безопасном поведении в различных ситуациях у детей младшего школьного возраста. Программа включает такой объем специальных знаний и умений, который может обеспечить детям 6-10 лет безопасность нахождения на улицах, на дорогах, в общественных местах, в доме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_osnovy_moey_bezopastnosti.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы моей безопасности»
2 класс
Составитель:
Петрова И. Б.,
учитель начальных классов
высшей категории
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Основы моей безопасности» предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и безопасном поведении в различных ситуациях у детей младшего школьного возраста. Программа включает такой объем специальных знаний и умений, который может обеспечить детям 6-10 лет безопасность нахождения на улицах, на дорогах, в общественных местах, в доме.
Необходимость введения данного курса в систему обязательного обучения вызвана тем, что ежегодно погибают, получают травмы и не справляются с опасными ситуациями многие тысячи детей. Это происходит в результате низкой грамотности подрастающего поколения, несформированности элементарной культуры поведения, неготовности значительного большинства детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам городов и поселков. Становится очевидным, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания.
Цель данного курса: в условиях систематического обучения в школе формировать обязательный минимум знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника, его культуру поведения на дорогах и улицах, в общественных местах, необходимую для устранения опасных ситуаций. В качестве планируемого результата можно ожидать уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий, опасных для жизни ситуаций, участниками которых становятся дети.
Задачами изучения ПДД и безопасной жизнедеятельности являются:
- формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
- формирование культуры поведения в общественном транспорте;
- формирование мотивационно – поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общественной жизни.
Программа построена в соответствии со следующими принципами:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
- актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста; программа написана как обращение к конкретному ребенку каждого класса. Таким образом подчеркивается личностно-ориентированная направленность документа, его субъектный характер;
- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и расширяя их;
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
Обязательный объем знаний
Транспортные средства. По улицам городов и по загородным дорогам ездят разные транспортные средства, как пассажирские, так и грузовые. Транспорт бывает наземный, подземный, воздушный, водный. Автобус, троллейбус, трамвай - городской пассажирский транспорт. Метро - подземная железная дорога - есть в самых больших городах нашей страны.
Велосипед тоже является транспортным средством. На велосипеде должны быть установлены светоотражатели, звонок, надежный тормоз. Важно, чтобы велосипед подходил по росту. Педали должны быть широкими. Все это обеспечит безопасность поездок. Второклассник должен знать, что кататься по дороге ему не разрешается.
Путешествие в прошлое. Когда машин не было, существовал гужевой транспорт. Гуж - часть конской упряжи. Люди ездили в каретах, санях, а грузы перевозили летом на телегах, зимой - на санях.
Дорога. Дороги бывают асфальтовые и грунтовые. Асфальтовая дорога наиболее удобна для движения транспортных средств. Части городской дороги: тротуары и проезжая часть с полосами движения. По краю тротуара проложен бордюр. Дорога с двусторонним движением имеет узкую бе-лую разделительную линию. Здесь движется безрельсовый транспорт. Для трамваев проложены трамвайные пути. Частью дороги может быть велосипедная дорожка. В нашей стране движение транспорта и пешеходов правостороннее. Загородная дорога (шоссе) имеет проезжую часть и обочины.
Нужно соблюдать правила движения по дорогам. Существуют правила перехода улицы: переходить только в установленных местах; обязательно выполнять «приказы» дорожных знаков; опасно выходить на проезжую часть между машинами, стоящими у тротуара или у обочины.
Обязательное для выполнения правило: ездить на велосипедах по дорогам можно с 14 лет. Велосипедист должен ехать по ходу движения машин. Другое обязательное для выполнения правило: по бордюру ходить нельзя, это опасно. Для снижения опасности в сумерки лучше надевать одежду со специальными значками (светоотражающими).
На дорогах (на улицах) нужно всегда проявлять осторожность и с уважением относиться к другим пешеходам и пассажирам, особенно если они не такие, как мы (инвалиды, слепые, престарелые).
Дорожные знаки. Следует различать дорожные знаки по форме и по цвету. Одни дорожные знаки предупреждают (треугольник с красной полосой по краю), другие - запрещают (круги с красной полосой по краю), третьи - предписывают (голубые круги). Есть также знаки особых предписаний (голубые квадраты и прямоугольники) и информационные знаки (голубые квадраты). Все участники движения должны знать дорожные знаки. Для семилетних детей особенно важно знать следующие знаки: «Пешеходный переход», «Дорожные работы», «Прочие опасности», «Движение пешеходов запрещено», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая». Чтобы находить безопасные места для игр, нужно знать знаки «Жилая зона», «Конец жилой зоны», «Местостоянки», «Велосипедная дорожка».
Также необходимо знать и понимать дорожную разметку, прежде всего ту, которая обозначает пешеходный переход (белые полосы на асфальте - «зебра»).
На регулируемых переходах «командуют» светофоры, среди них есть специальные «пешеходные светофоры». При переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо и еще раз налево. Через улицу нужно идти быстро, но бежать нельзя. Дойдя до середины дороги, необходимо посмотреть направо. Так нужно делать всегда, но особенно важно это делать на нерегулируемых участках дороги. Очень опасное место - перекресток. Здесь машинам можно ехать прямо и поворачивать в сторону. Все машины и пешеходы двигаются поочередно.
На перекрестках движением часто управляет регулировщик. Чтобы правильно вести себя при переходе на перекрестке, нужно знать сигналы, которые подает регулировщик водителям и пешеходам, тогда переход будет безопасным. Каждый пешеход должен знать, что может произойти, если кто-то не поймет сигнал регулировщика.
Мы - пассажиры. Пассажиры - тоже участники движения. Нужно знать правила поведения пассажира в транспорте, при входе и выходе из него: нельзя торопиться, расталкивать других пассажиров; нужно спокойно входить в транспорт и выходить из него, в салоне транспортного средства держаться за поручень. Пассажир должен купить проездной билет. Если пассажир находится в личном транспорте, он должен пристегнуться ремнем безопасности. Ехать на переднем сиденье рядом с водителем детям не разрешается. Выходить из машины и садиться в нее можно только со стороны тротуара или обочины.
Ориентировка в понятиях. Нужно понимать, что такое «транспорт водный, воздушный, подземный, наземный», «гужевой транспорт», «машины специального назначения», «части дороги», «проезжая часть», «тротуар», «правостороннее движение», «дорожные знаки» (и их назначение); «регулируемый переход», «нерегулируемый переход», «пешеходный светофор», «сигналы регулировщика».
Основы безопасности жизнедеятельности. Чтобы прожить жизь так или иначе, надо сначала её сохранить. Окружающий мир не всегда спокоен и благополучен. Иногда в нём возникают сложные ситуации. Учимся действовать в трудную минуту так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Основные умения
Пользоваться самостоятельно изученными дорожными знаками: называть, раскрывать назначение (для чего нужен этот знак, о чем он рассказывает), соотносить дорожный знак с конкретной ситуацией; использовать дорожные знаки в игровых и практических ситуациях. Сравнивать изученные знаки: находить сходство и различие. Находить и исправлять в схемах, рисунках ошибки, связанные с изученными правилами ДД. В учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения. Оценивать различные ситуации, отвечать на вопрос «Правильно или неправильно поступают участники движения?». Рассказывать малышам о правилах ДД. Учимся действовать в трудную минуту так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте и других местах с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные), практических занятий.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
- в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке); - наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
- видеометод (просмотр, обучение).
- в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с авторской программой учебных курсов Н.Ф.Виноградовой « Безопасность на дорогах» и Л. П. Анастасовой «Основы безопасности жизнедеятельности» из расчета 1 занятие в неделю. Всего в год 34 часа.
Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:
знать:
- «виды транспорта»,
- «дорожные знаки» (и их значения),
- «вертикальная и горизонтальная разметка»,
- «сигналы светофора и регулировщика»,
- звуковые и световые сигналы транспортных средств»,
- правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги
группой;
- правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- правила перехода проезжей части с односторонним движением;
- правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств;
- опасности, аварии и катастрофы;
- опасные болезни;
- использование электроприборов, газовых плит;
- вода и возможные опасности.
Уметь:
- группировать средства передвижения по видам;
- дополнять рисунки, планы, схемы необходимыми дорожными знаками и разметкой;
- находить и исправлять в схемах, рисунках ошибки, связанные с разными ситуациями на дорогах;
- разыгрывать дорожные ситуации, исполняя роли всех участников дорожного
движения;
- объяснять значение дорожных знаков, группировать их по основным видам;
- выступать в роли сотрудника ДПС, рассказывать о правилах поведения на дорогах, на улицах, в жилых зонах;
- различать дорожную разметку и дорожные знаки, а также пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
- выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений;
- не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
- уметь жить в социальном мире, в своём доме без опасностей.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Безопасность дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе авторской программой учебного курса Н.Ф.Виноградовой « Безопасность на дорогах» и авторской программы Л. П. Анастасовой «Основы безопасности жизнедеятельности» из расчета 1 занятие в неделю. Всего в год 34 часа.
Календарно – тематическое планирование
по курсу « Основы моей безопасности » 2 класс
№ урока | Дата | Тема урока |
О транспорте. |
Дорога |
Экскурсия по городу: «Виды дорожной разметки» |
Дорога за городом. |
Дорожные знаки. |
Части дороги. |
Экскурсия по городу: «Дорожные знаки» |
Окружающая среда-что это такое? |
Внимание! Опасность! |
Опасности. |
Аварии и катастрофы. |
Соблюдаешь ли ты ПДД7 |
Мы здесь живем. |
Будем уважать людей. |
Мы – пешеходы. |
Пешеходный переход. |
Светофор регулирует движение. |
Перекрёсток. |
Регулировщик. |
Мы – пассажиры. |
С кем дружат болезни? |
Человек и климат |
Горящие и негорящие предметы |
Умеешь ли ты пользоваться газовой плитой? |
Будь осторожен с огнём |
Как оказать первую помощь при ожоге. |
Чем опасно электричество? |
Я-один дома |
Я-один дома |
Вода и возможные опасности. |
Мы покупаем велосипед. |
Незнакомые вещества и их опасность |
Дети, телефон и опасные ситуации |
Праздник |
Учебно - методическое обеспечение:
Н.Ф. Виноградова. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста: кн. для учителя. - М.: ЭНАС – КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 160 с.
Н.Ф. Виноградова. Учебник - тетрадь «Безопасность на дорогах» для 2 класса.
Л.И. Тошева. Основы безопасности дорожного движения: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2011.- 240 с. – (Мастерская учителя).
Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Рабочая тетрадь «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-2 классы, части 1, 2. М «Просвещение», 2008 г
А. А. Усачёв, А. И. Березин Учебник «Школа безопасности», Изд АСТ.
Уровни воспитательных результатов
Социальные знания | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"
Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с у...
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...
Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным госуда...
Рабочая программа учебного курса "Основы исламской культуры", 4 класс
Рабочая программа учебного курса "Основы исламской культуры", 4 класс (34 часа (1 час в неделю))...
Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения"
Рабочая программа учебного курса «Основы смыслового чтения» разработана с целью углубленного изучения предмета «Литературное чтение» и формирования метапредметных УУД. Для реал...
Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности» по внеурочной деятельности 22.12.2023
Программа рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 классы), включает один модуль в 1 классе (читательская грамотность), во 2 – 3 классе включает 3 модуля (читательская, естественнонаучная, матема...