Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_osnovam_pravoslavnoy_kultury_4_klass.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
в 4 классе
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2016.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану на изучение «Основ религиозных культур и светской этики» отводится 34ч (1 ч. в неделю.)
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
№ темы | Наименование разделов | Кол-во часов по программе | Планируемое количество часов учителем | Контроль | Примечание |
1 | Введение в православную духовную традицию | 17 | 17 | ||
2 | Православие в России | 17 | 16+1 | Годовая промежуточная аттестация | 1 час на промежуточный контроль |
Итого: | 34 | 34 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименова ние раздела/темы | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1. | Введение в православную духовную традицию | 17 | Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина Предметные: Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства. Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – 6христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. Метапредметные: Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: выражение своих мыслей. |
2 | Православие в России | 17 | Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Личностные: нравственно-эстетическое оценивание Предметные: Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. . Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». Метапредметные: Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения занятий | |||
Планируем. | Фактич | ||||||
1 | Введение в православную духовную традицию | 17 | |||||
1/ | Россия – наша Родина | 1 | |||||
2/ | Культура и религия | 1 | |||||
3/ | Человек и Бог в православии | 1 | |||||
4/ | Православная молитва | 1 | |||||
5/ | Библия и Евангелие | 1 | |||||
6/ | Проповедь Христа | 1 | |||||
7/ | Христос и Его крест | 1 | |||||
8/ | Пасха | 1 | |||||
9/ | Православное учение о человеке | 1 | |||||
10/ | Совесть и раскаяние | 1 | |||||
11/ | Заповеди | 1 | |||||
12/ | Милосердие и сострадание | 1 | |||||
13/ | Золотое правило этики | 1 | |||||
14/ | Храм | 1 | |||||
15/ | Икона | 1 | |||||
16/ | Творческие работы учащихся | 1 | |||||
17/ | Подведение итогов | 1 | |||||
2 | Православие в России | 17 | |||||
18/ | Как христианство пришло на Русь | 1 | |||||
19/ | Подвиг | 1 | |||||
20/ | Заповеди блаженств | 1 | |||||
21/ | Зачем творить добро? | 1 | |||||
22/ | Чудо в жизни христианина | 1 | |||||
23/ | Православие о Божием суде | 1 | |||||
24/ | Таинство Причастия | 1 | |||||
25/ | Монастырь | 1 | |||||
26/ | Отношение христианина к природе | 1 | |||||
27/ | Христианская семья | 1 | |||||
28/ | Защита Отечества | 1 | |||||
29/ | Христианин в труде | 1 | |||||
30/ | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |||||
31/ | Подготовка творческих проектов учащихся | 1 | |||||
32/ | Промежуточная аттестация. Выступление учащихся со своими творческими работами | 1 | Итоговая промежуточная аттестация | ||||
33/ | Выступление учащихся со своими творческими работами | 1 | |||||
34/ | Презентация творческих проектов | 1 | |||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...
Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для обучающихся 4-ых классов
Рабочая программа по предмету«Основы религиозных культур и светской этики»«Основы православной культуры»для обучающихся 4-ых классов...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...
Технологическа карта урока ОРКСЭ «Бог, мир, человек» (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о Боге, вере и о создании мира БогомЗадачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся ...
Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....