Рабочая программа учебного курса "Основы исламской культуры", 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Рагиля Имираслановна Тагирова

Рабочая программа учебного курса "Основы исламской культуры", 4 класс (34 часа (1 час в неделю))

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Рекомендовано:

Предметной комиссией  протокол от _________ №__

__________  _____________

Подпись            ФИО

Согласовано:

Заместитель директора по УР

______________________

дата

_________   _____________

Подпись              ФИО

Утверждено:

Приказ от __________ № ___

Директор МАОУ СОШ №1

_________   _____________

Подпись                    ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса "Основы исламской культуры"

для 4 класса

34 часа (1 час в неделю)

Составитель рабочей программы:

Тагирова Рагиля Имираслановна

Квалификационная категория:

соответствие занимаемой должности

2020 – 2021 учебный год


 «Вступительная часть/введение»

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по предмету «Основы исламской культуры» 4 классы.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-     Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Устав МАОУ СОШ №1;

  • Приказ МАОУ СОШ №1 от 31.08.2020 г. № -О «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2018 – 2019 учебный год»;

  • Приказ МАОУ СОШ № 1 от 12.05.2016г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».

  • ОРКСЭ. Рабочие программы. Модуль «Основы исламской культуры» -4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений по учебнику Латышиной Д.И. и Муртазина М.Ф.- «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». - М.: Просвещение, 2012

Рабочая программа курса ОРКСЭ

модуль «Основы исламской культуры»

разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МАОУ гимназии № 29 г.Томска, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Муртазин М.Ф., Латышина Д.И. «Просвещение», 2012.  

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы исламской культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы исламской культуры». В учебно-методический комплект входят: учебное пособие для учащихся 4 классов, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения.

Цель данной программы: изучение истории возникновения, распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1.Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в

многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

2.Способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных

и религиозных традиций многонационального народа России.

3.Содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных исламских традиции

в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

4.Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Принципы построения учебного предмета «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад —

образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

При построении учебного предмета «Основы исламской культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы исламской культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–ых классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности.Учебный предмет «Основы исламской культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

В процессе изучения основ исламской культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

МЕСТО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса, из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы исламской культуры» рассчитана на 34 часов.

Сроки реализации программы.

Рабочая программа разработана на 2020-2021 учебный год.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

                Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям  и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков  можно проводить  для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины.  У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках  второго  блока учащиеся должны получить целостное представление о том,  что есть культура ислама.  Школьники знакомятся с основателем ислама  - Пророка Мухаммада. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные  и общественные обязанности. Изучение второго блока  завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы исламской культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют   большинство тем третьего блока.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других  модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка  и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы исламской культуры» учащимися 4 класса:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину;

–формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре

всех народов;

–развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

–развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

–адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач;

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

знакомство с основными нормами исламской морали, понимание ее значения в

выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

–формирование первоначальных представлений об исламской религии, ее роли в

культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли исламской религии в становлении

российской государственности;

–формирование первоначального представления об отечественной религиозно-

культурной традиции как духовной основе многонационального много-конфессионального народа России;

–осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоe поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязанности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного  курса "Основы исламской культуры»

(Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин)

4 класс


№ п/п

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты (задачи)

Основные понятия

Виды деятельности

Необходимое оборудование ЦОР и  проекты

Дата урока

предметные  результаты

УУД

(познавательные, коммуникативные, регулятивные)

личностные результаты

Раздел1.Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества в целом. (2 часа)

1

Вводный урок.

Как работать с  учебником

Россия- наша Родина.

Познакомить учащихся с учебником

Дать представление о понятии Родина, духовном мире человека, культурных традициях.

Формирование представлений о том, чему можно научиться изучая исламскую культуру

Формирование

первоначальных

представлений о происхождении нашей страны.

Использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решение задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

 Пересказывать,

составлять рассказ, называть ценности в каждой семье.

Развитие  потребности выражать  своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила  поведения и традиции культуры  народов России

Воспитание добра и

нравственности

на основе культурных традиций народов России.

 Основной вопрос, проблема урока, главные  выводы.

Родина,

Россия, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции.

Изучение нового

материала

(беседа, чтение,

Работа с учебником)

Изучение нового

материала

(беседа, чтение,

пересказ по опорным словам.

Учебник

диск,

справочники, карта

Сообщение «Культурные традиции моего народа».  

Раздел 2 . Основы исламской культуры. (16 часов)

1

Колыбель ислама.

Воспитание уважительного отношения учащихся к исламской культуре на основе изучения истории возникновения ислама.

Формирование представления о возникновении ислама.

Формирование умений слушать собеседника, излагать своё мнение, вести диалог, сотрудничать со сверстниками в различных социальных ситуациях.

Воспитывать доверие и уважение к истории и культуре всех народов.

Ислам, Коран, мусульмане, Мекка, Медина, Кааба, арабы-бедуины, язычники,

Беседа, участие в диалоге(групповая работа)выборочное чтение, монологическое высказывание по теме.

Учебник

2

Пророк Мухаммад- основатель ислама.

Формирование у учащихся представления о возможностях духовного самосовершенствования человека на примере истории о том, как Мухаммад стал основателем ислама.

Понимание смысла новых слов, ознакомление с жизнью пророка Мухаммада, начиная с раннего возраста.

Развитие умений слушать собеседника, вести диалог со сверстниками, правильно излагать своё мнение.

Развитие понятий особенностей культуры, в которой зарождается новая мировая религия.

Посланник, пророк, основатель, основатель ислама.

Рассказ учителя, чтение статьи учебника, рассказ с фрагментарным чтением, беседа по прочитанному. Отвечают на

вопросы;

выдвигают гипотезы;

формулируют проблему.

Ставят

вопросы.

Читают  учебник,

отвечают на

вопросы; выполняют

словарную

работу.

Учебник

,электронное приложение к учебнику, презентации.

 3

Начало пророчества.

Формирование представления о распространении ислама в связи с пророчеством Мухаммада.

Формирование представления о роли самосовершенствования и самовоспитания в жизни человека.

Выявление общечеловеческих

Ценностей.

Создание условий для формирования представления о начале распространения ислама.

Воспитание потребности в добрых делах. Развитие интереса к информационным источникам, определяющих направления в усвоении новой информации.

Коран, ангел, Божественное откровение, язычники, проповедь, пророчество.

Беседа, поисковое чтение, фрагментарное чтение с комментарием и анализом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Учебник, электронное приложение к учебнику, диск, иллюстрации по теме.

Презентация.

4

Чудесное путешествие пророка.

Формирование представления о деятельности пророка Мухаммада по распространению и укреплению ислама.

Продолжить формировать представления о роли самосовершенствования и самовоспитания в жизни человека о роли нравственных качеств в характере человека.

Создание условий для формирования ценностно-нравственных основ личности

Развитие положительного отношения к необходимости самовоспитания и формирование в себе высоких нравственных качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Обращение в новую веру. Принятие ислама. Молитва, истина, мечеть.

Беседа, комментированное чтение, пересказ по теме, ознакомительное чтение самостоятельная работа с иллюстрациями и источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Учебник, электронное приложение к учебнику, Коран или изображение Корана .иллюстрации с изображениями городов.

5

Хиджра.

Формирование представлений о важности и значимости такого события в истории ислама как хиджра.

.

Продолжить знакомство с историей распространения ислама, его культурными ценностями, событием хиджры и его значением в исламе.

Формирование одной из ценностей ислама – стремление поддерживать добрые отношения с последователями разных религий.

Формирование толерантности к учащихся. Понимать и осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой

жизни.

Хиджра, Медина, праведные халифы, мусульманский календарь, хадж, умма. Воспитание

доверия и уважения .

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Презентация, учебник, электронное приложение к учебнику. Использование ресурсов Интернета.

6

Коран и сунна.

Формирование первоначального общего представления о Коране и Сунне и о ценностях ислама, изложенных в этих священных для мусульман книгах.

Формирование первоначального представления о ценностях ислама, о Сунне, о роли Корана и Сунны в жизни верующих людей.

Создание условий для формирования представления о структуре Корана, его содержании и об отношении к нему.

Развитие этических чувств, доброжелательности и высоких нравственных качеств.

Коран, сура, аят, Сунна, хадисы.

Беседа, выразительное чтение хадисов, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с текстом, презентация итогов, подготовка творческой беседы с членами семьи

Учебник. Презентация.

7

Вера в Аллаха.

Дать представление о вере в Аллаха как об одном из столпов ислама, определяющим особенности религиозных верований и культуру мусульман.

Сформировать у учащихся представление об основных идеях, характеризующих веру мусульманина в Аллаха, о 99 именах Аллаха.

Формирование нравственности в воспитании мусульман.

 Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Вера, Аллах, Адам, 99 прекрасных имён Аллаха, ангел, джинн, шайтан, Иблис, имам, исхан.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Презентация.

Учебник,Коран,

иллюстрации по теме.

8

Божественные Писания. Посланники Бога.

Формирование представлений об одном из постулатов веры в исламе- вере в Божественные Писания и посланников Бога.

Раскрыть содержание понятий Божественные Писания, Посланники Бога. Развивать представления об уважительном отношении мусульман к священным писаниям.

.

Ориентирование на необходимость самовоспитания и самообразования

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Божественные Писания- Тора, Евангелие, Коран, грех, чудо, посланник, пророк..

Беседа, комментированное чтение, работа с репродукциями,

обсуждение по предложенной проблеме

Изображения Корана, Библии, Торы, презентация, учебник.

  1. нтиров

9

Вера в судный день и судьбу.

Формирование представления об одном из постулатов веры в исламе – вере в Судный день и предопределение судьбы.

Грамотно формулировать понятия «предопределение судьбы», «вера в Судный день»,

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

-ориентировать на необходимость самовоспитания и самообразования

- строить рассуждения, в соответствии с известными понятиями .

Формирование ответственности за собственные поступки и дела. Уважение к  общечеловеческим ценностям;

развитие интереса к изучению предмета.

Судный день, рай, ад, судьба, конец света..

Беседа, чтение, аудирование, Формируют творческие группы.

Готовят материалы для викторины

Разрабатывают  проект

Проект, учебник, иллюстрации по теме, электронное приложение.

10

Обязанности мусульман.

Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества через знакомство с религиозными обязанностями мусульман.

Понимание значения «столпы ислама», роли шахады в жизни.

Формировать потребность в самовоспитании и самообразовании.

Воспитание веры в достойную жизнь, семьи, общества через уважение  к религиозным обязанностям.

Столпы ислама, шахада, намаз, ураза, закят, хадж.

Решение познавательных задач,  

чтение и обсуждение

диалог по предложенной проблеме

Учебник,  

Извлечение материала из различных источников, использование ресурсов Интернета.

Презентация.

11

Поклонение Аллаху.

Знакомство с одной из религиозных обязанностей мусульман- молитвой.

Ознакомление с представлением  молитвы в исламе, содержания ритуала молитвы и её роли в жизни мусульманина.

Формировать потребность выполнять в повседневной жизни определенные нормы и правила поведения.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Молитва (намаз), пятничные молитвы, муэдзин, имам, мечеть, минарет, правила поведения в мечети, омовение.

Беседа, ролевая игра, решение познавательных задач, комментирование чтение. выполнение письменных заданий.

Диск, фрагменты источников, учебник, электронное приложение.

12

Пост в месяц рамадан.

Знакомство с одной из религиозных обязанностей мусульман- постом в священный месяц рамадан.

Раскрыть понятие «пост» и поведения во время поста. Роль поста в жизни. Сформировать понимание значения нравственности в жизни общества и человека.

Формирование представления о роли самовоспитания и самообразования в жизни человека, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения.

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Воздержание, рамадан, ураза. Ураза- байрам.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Иллюстрации учебника, электронное приложение, фотографии учащихся.

13

Пожертвование во имя Всевышнего.

Знакомство с одной из религиозных обязанностей мусульман- закятом. Обобщить ранее изученный материал.

Грамотно формулировать представление о пожертвовании во имя Всевышнего. Воспитывать  ценностное, бережное отношение к обязанностям..

Развивать интерес к истории своей религии, формировать позитивный опыт семейных отношений.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Закят, пожертвование, садака, подаяние.

Презентация, обсуждение проектов, самостоятельное чтение, беседа.

презентации, проектор, интерактивная доска, иллюстрации учебника.

14

Паломничество в Мекку.

Знакомство с одной из религиозных обязанностей мусульман- хаджем.

Иметь представление о паломничестве (хадже),его обряде. Понимать ценность обрядов в  человеческой жизни.

Создание условий для формирования необходимости самовоспитания и самообразования.

Формирование представления о паломничестве.

Хадж, прародитель, Мекка, Кааба, Черный камень, источник Замзам, Хаджар, Исмаил, Мухаммад.

Беседа. Сообщение или презентация учащихся, работа с репродукциями, отчеты групп, культурологические комментарии.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. Иллюстрации учебника, электронное приложение, фотографии и презентации.

15

Основы исламской культуры. Творческая работа.

Подведение промежуточных итогов изучения модуля «Основы исламской культуры», закрепление основных понятий, проверка понимания основных  нравственно- этических категорий..

Систематизировать  и повторить знания, новые слова и понятия. Формировать для  учащихся условия для эффективного выполнения творческого задания  или проекта.

Создание условий для формирования ценностно-мировоззренческих качеств личности, условий для рефлексии учащихся по итогам работы..

Знание основ исламской культуры, понятий, и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности.

Связаны с историей возникновения ислама, столпами веры мусульман, обязанностями мусульман и исламской этики.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, знакомство с творческими работами, презентация групповой работы

Репродукция учебника, электронное приложение, презентации учителя и учащихся.

16

Основы исламской культуры Творческая работа.

Подвести промежуточные итоги изучения модуля. Закрепить основные понятия, знания и понимания основных нравственно- этических категорий.

Формулировать собственное мнение и позицию,

учитывать мнение и позицию другого человека, организовать и провести презентацию результатов,  стремиться к координации различных позиций.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств, доброжелательности.

Вера, знания, нравственность, исламская культура.

Решение проблемных ситуаций, ролевые игры, моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития.

Использование материалов из

Интернета.

Проект. Обсудить с родными, насколько близко для них жизненное правило  нравственности.

Раздел 3 . История ислама в России. Особенности исламской культуры в России (12 часов)

1

История ислама в России.

Формирование

представления

об истории распространения ислама на территории России.

Расширять

представления об исторической роли традиционных религий в становлении Российской государственности.

Развивать интерес к истории своей религии и народам, исповедующих ислам.

Воспитывать ценностное, бережное отношение к истории.

Названия народов России, исповедующих ислам, горцы, булгары, татары, башкиры, Средняя Азия.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

Сообщение или презентация.

проектор, интерактивная доска ,иллюстрации учебника.

2

Нравственные ценности ислама.

Формирование представления об основных нормах религиозной морали; понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Уточнить понятия:

значения нравственных норм и ценностей в исламской культуре.

Развивать умения и способствовать осознанию нравственности и духовности в человеческой жизни. .Развивать интерес к истории  ислама.

Формирование нравственных ценностей как общечеловеческих

Воспитывать ценностное, бережное отношение к религиозным учениям.

Нравственные ценности, счастье, добрые отношения, любовь к Родине, защита Отечества.

 Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации.

Материал из

Интернета

презентации, фотографии проектор, интерактивная доска.

3

Сотворение добра.

Формирование представления о том, что понимают под категорией «добро» в исламе.

- вычленять основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

Формирование представления религии «добра» и «любви». Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения.

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию и самовоспитанию.

Добро, доброе дело, благотворительность, притча.

Презентация проектов, чтение, беседа, обсуждение проектов, аудирование.

Презентации, проектор, интерактивная доска, иллюстрации учебника, фрагменты из фильмов.

4

Дружба и взаимопомощь.

Формирование представлений о нравственной категории исламской культуры «добро и взаимопомощь»

-актуализация и развитие представлений обучающихся о нравственных категориях человеческих взаимоотношений

- формирование ценностей человеческой жизни через раскрытие значения слов «дружба, взаимопомощь».

- формирование представления о ценности дружбы и взаимопомощи в исламской культуре, развитие доверия и уважения к истории, культуре всех народов.

Бескорыстие, взаимопомощь, дружелюбие, кунак, куначество, побратимство, побратимы.

Проекты, Беседа, чтение, обсуждение проблемы в группах, работа с репродукциями.

Сообщение или презентация.

проектор, интерактивная доска, иллюстрации учебника, фотографии.

5

Семья в исламе.

Сформировать представление о ценностях семьи в исламе.

Знакомство с существующими в исламской культуре традициями и нормами взаимоотношений членов семьи. Развитие самостоятельности и  ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Понимание значения нравственности в жизни человека и общества. Воспитывать умение бережно относиться к духовным ценностям,

Знание традиций и норм взаимоотношенийчленов семьи и содержание обязанностей.

Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.

Семья, прочный семейный союз, семейные обязанности, счастье, согласие.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи об обязанностях и традициях.

Фрагменты из периодической печати.

Сообщение или презентация, иллюстрации учебника, электронное приложение.

6

Родители и дети.

Дать представление о воспитании детей в мусульманских семьях.

Иметь представление понятия «родительская любовь», знакомство с традициями имянаречения в мусульманских семьях.

Понимание важных задач родителей в воспитании своих детей. Освоение основ взаимоуважения и любви в семье.

Воспитание ответственного и добросовестного отношения к воспитанию в семье. Формирование доброжелательных взаимоотношений к родным и близким.

Родительская любовь, родительский дом, трудолюбие, труд и учеба, предостережение от вредных привычек.

Беседа, чтение с комментариями, работа с иллюстрациями, диалог по предложенной проблеме.

Репродукция учебника, электронное приложение.

7

Отношение к старшим.

Формирование представления об отношении к взрослым в исламской культуре.

Познакомить с правилами поведения детей в присутствии старших, с представлениями отношений к взрослым в исламской культуре

Освоение существующих взаимоотношений в мусульманских семьях. Расширение знаний о мусульманских семьях, описание правил поведения.

Знание норм поведения младших со старшими. Воспитание уважения к старшим.

Любовь и уважение к родителям, почтение к старшим, к любому пожилому человеку.

Беседа, чтение, аудирование, работа с текстами, работа с иллюстрациями.

Учебник, иллюстрации, электронное приложение, сообщение.

8

Традиции гостеприимства

Дать представление о традициях гостеприимства в исламской культуре.

Объяснить понятие «гостеприимство» как одну из нравственных ценностей в исламской культуре,

Формирование представления о гостеприимстве, традициями гостеприимства.

Воспитание добропорядочного отношения к гостям. Знание традиций гостеприимства, существующих с давних пор.

Гостеприимство, радушие, хлебосольство, щедрость, приветливость, гостинцы, застолье, традиции, обычаи.

Беседа, презентация, работа с иллюстрациями, групповая работа по теме, комментированное чтение.

Учебник, иллюстрации, электронное приложение, презентации, фотографии.

9

Ценность и польза образования.

Формирование представления о ценности образования для исламской культуры.

Формулировать значение понятия «ценность и польза образования»

Освоение роли образования, системы образования, отношения к образованию. Сравнение с древними исламскими школами и современными медресе.

Воспитание серьёзного и добросовестного отношения к собственному образованию. Осознание пользы обучения для собственного развития.

Образование, учение, медресе, мектеб, библиотека, мулла.

Беседа, презентация, монологическое высказывание по теме, решение познавательных кроссвордов, составление материала для викторины.

Учебник, электронное приложение, иллюстрация.

10

Ислам и наука.

Дать представление об отношении ислама к науке и о развитии науки в исламской культуре.

Формулировать своё понимание «наука в исламе», отношение мусульман к науке.

Готовность слушать собеседника и вести диалог по данной теме. Понимание значимости достижений и открытий учёных Востока в разных областях знаний.

Знание истории развития науки в исламском мире, мусульманские ученые, их открытия, воззрения мусульман на роль науки в жизни человека.

Наука, медицина, астрономия, математика, география, научные исследования, Улугбек, Абу Али Ибн Синна (Авиценна), Нобелевская премия.

Комментированное чтение, беседа, групповая работа, презентация итогов,

Учебник, иллюстрации, электронное приложение. Презентация.

11

Искусство ислама.

Дать представление о видах искусства в исламе.

Сформировать представление об искусстве, видах искусства  в исламе, особенностями исламского искусства.

Понимание роли искусства в развитии исламской культуры. Развитие эстетических чувств учащихся.

Знание разных видов искусства в исламе. Выделять основные виды .Сотрудничать со сверстниками в различных ситуациях.

Искусство, декоративно- прикладное искусство, каллиграфия, орнаменты, геометрический узор, шамаилы, архитектура: мечети, минареты, мавзолеи, дворцы, медресе; декор, изразцовые плитки.

Чтение, беседа по прочитанному, сообщение, презентации.

Иллюстрации учебника, электронное приложение, презентации.

12

Праздники мусульман.

Формирование представления о праздниках мусульман.

Иметь представление о природе и особенности праздников  в исламской религиозной культуре, их ритуалы и традиции.

Понимание значимости для мусульман важности праздников, их культурными традициями поздравления. Готовность принимать различные точки зрения.

Знание различных праздников мусульман и умение выделять главный праздник. Воспитание культурного отношения к традициям, развитие эстетических чувств.

Праздники народные и религиозные, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Сабантуй, Навруз, Маулид, Лейлят аль-кадр.

Беседа, диалогические высказывания, работа с новыми словами и понятиями, тестовые задания, работа в группах по материалам викторины.

Учебник, электронное приложение, иллюстрации, фотографии, презентации.

Раздел 4 .Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

1

Любовь и уважение к Отечеству.

Развитие ценностного отношения к Отечеству.

Обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России.

Развитие эстетических качеств для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения.

Воспитание ответственного и добросовестного отношения к духовным и культурным традициям. Знание ценностей любви .

Развитие этических чувств, доброжелательности

Служение патриотизм.

Работа с источниками, комментированное чтение, диалог по предложенной проблеме.

Решение проблемных ситуаций, моделирование различных ситуаций, анализ поведения.

Презентации, проектор, интерактивная доска, карта России, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений.

2

Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.

Подведение итогов изучения курса, закрепление основных понятий, актуализация знаний учащихся и понимания ими основных нравственно-этических категорий. Развитие ценностного отношения к святым православия ислама, буддизма, иудаизма.

Сформировать уважительное отношение к святым различных религий и религиозному чувству людей, исповедующих различные религии.

Развитие этических чувств к общекультурным достояниям всего человечества и представления о том, как нужно относиться к святым различных религий.

-расширить общекультурную эрудицию учащихся - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения,

-  сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях;

Святыня, священные книги, священные сооружения.

 Читают;

анализируют текстовой

материал.

Отвечают

на вопросы, обсуждают проблему.

Слушают,  анализируют

текстовой

материал;

выполняют

творческое

задание в группах.

выполняют

словарную

работу.

Материалы электронного приложения, фотографии и рисунки, иллюстрации. Сообщение или презентация.

3

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма,     иудаизма, светской этики.

Подведение итогов изучения курса, закрепление основных понятий, актуализация знаний учащихся  и понимания ими основных нравственно-этических категорий.   Развитие ценностного отношения к нравственным заповедям православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики.

-  знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей,- познакомиться с нравственными заповедями различных религий.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Формирование уважительного отношения к заповедям, значениям их жизни людей. Делать вывод о нравственной основе человеческих взаимоотношений.

Религия, культура, нравственность, этика, заповедь, золотое правило нравственности.

Презентация проектов, обсуждение проектов.

  Сообщение или презентация, проектор, интерактивная доска, фотографии и рисунки, видеоматериалы

4

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.

Подведение итогов изучения курса. Развитие понимания семейных ценностей как основы жизни каждого человека, представлений о связи поколений, духовном и историческом единстве многонационального и многоконфессионального народа России.

Актуализировать и развить представления о семейных ценностях как основе жизни каждого человека. Учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения

Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию

Семья, традиция, род, предки, история, духовные традиции.

Презентация проектов, обсуждение проектов, рейтинг проектов

презентации, проектор, интерактивная доска, фотовыставка.

5

Отношение к труду и природе православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике.

Подведение итогов изучения курса, закрепление основных понятий, актуализация знаний и понимания ими основных нравственно-этических категорий.

Обобщение знаний и понятий о роли труда в жизни человека, о ценностях природы и об отношении               к ней человека.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения.

Воспитание бережного отношения к природе и готовности к нравственному самосовершенствованию и духовному саморазвитию.

Труд, природа, Человек.

Отвечают на

вопросы;

выдвигают гипотезы;

формулируют проблему.

Ставят

вопросы.

Читают  учебник, составляют схемы;

отвечают на

вопросы; выполняют

словарную

работу.

презентации, проектор, интерактивная доска, иллюстрации, рисунки.

        

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», Муртазин М.Ф., ЛатышинаД.И.  «Просвещение», 2014.

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для учеников:

1.Учебник для учащихся «Основы исламской культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2014г

2.Электронное приложение к учебному пособию Муртазин М.Ф., Латышина Д.И.. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры.

Для родителей:

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

Для учителя:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2014

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию Муртазин М.Ф., Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «физическая культура» в 3 классе

Рабочая программа  по предмету  «Физическая культура» для  3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «физическая культура» в 4 классе

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе фундаментального ядра Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравств...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования и примерной программы на основе программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» в 4 классе на 2014-2015 учебный год

Тематическое планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2012) и являе...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» класс 3

Рабочая программа по физической культуре 3 класса составлена на основе следующих документов:·...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (в. 8.2) 2024/2025 учебный год

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 1 класса разработана в соответствии: - с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2...