Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны рабочая программа, учебный план и календарно-тематическое планирование уроков по Светской этике в 4 классе по учебнику
Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс «Светская этика» |
М.: БАЛАСС, 2013 УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_orkse-_mbou_oosh_d._manyak.docx | 55.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по теме:
Основы мировых религиозных культур
Выполнила: Шамыкева Августина Алексеевна,
учитель начальных классов
МОБУ ООШ д. Маняк
Краснокамского района РБ
Уфа – 2013
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Маняк
Рабочая программа
Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль «Светская этика»
Д. Маняк
2013 год.
Рабочая программа учебного курса
«Светская этика»
I. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.2009)
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080от 24.12.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год».
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-М.:Просвещение, 2011.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.-М: Баласс, 2011.
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Маняк .
- Учебный план МБОУ ООШ д. Маняк на 2013-2014 учебный год.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
- сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации;
- возможность получения начального общего среднего образования ;
- овладение духовно- нравственными ценностями и культурой многонационального народа России.
Задачи:
- Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре и истории современной России;
- Сформировать первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Способствовать становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания и духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни;
II. Общая характеристика учебного предмета
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»..
Основа всех человеческих ценностей — нравственность. Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития, в том числе и период отторжения от исторических корней, резкого отрицания права личности на поиск истины в религиозной вере. В целях консолидации сил общества для его процветания и развития, формирования индивидуальной нравственной культуры человека, ознакомления с духовными
ценностями народа было принято решение об обновлении предметных областей государственного стандарта начального общего образования и введении курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Уже в далекой древности люди понимали, что нравственность — это «наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом» (К. Гельвеций), что «мораль в известном смысле напоминает грамматику. Можно знать правила, но писать безграмотно» (Френе), что «нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Г. Песталоцци), и, конечно, «главное условие нравственности — желание стать нравственным (Сенека).
Сегодня нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», — эта мысль принадлежит Патриарху Кириллу, который заботится о будущем нашей страны не только как представитель Русской Православной Церкви, но и общественный деятель, гуманист, заботящийся о формировании нравственной составляющей человеческого существования. Именно Кирилл, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, вышел с обоснованным предложением к Президенту РФ о введении в учебные планы общеобразовательных школ курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В Конституции РФ закреплено признание конфессионального многообразия российского общества и уважение к людям любой веры. Исходя из этого, запрещается установление обязательной или государственной религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Это должно стать принципом организации, отбора содержания и методов ознакомления с религиями в условиях общеобразовательных учебных заведений. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей, а государство с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов. Указанные потребности заключаются в систематическом изучении детьми (чьи семьи считают себя последователями определенных религий) истории и культуры конкретной религии или всех основных религий, ознакомлении с отдельными религиозными обычаями, ставшими традиционными. То есть разговор идет о культурообразующем содержании духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части исторического и культурного наследия российского общества. В нашем понимании, «Основы религиозных культур и светской этики» отражают не религиозное, а этическое, культурологическое содержание, ориентированное на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.
III Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и ОБУП учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе начальной школы (4 класс-32 часа: 1 час в неделю)
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Тема гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; наиболее убедительно раскрывается на уроках:
2. | Общее на разных языках. | Родина — место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. |
3. | Что для нас всего дороже? | |
4. | Чем богат духовный мир человека? | |
- Тема важнейшие нравственные категории (добро и зло, милосердие, честь, достоинство) нормы морали, осознанного и обоснованного нравственного выбора, наиболее убедительно раскрывается на уроках:
5. | Граница между добром и злом. | Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности. |
7. | Названия для правил поведения. | |
8. | Долг и совесть. | |
- Тема труда, образования, уважение к труду; творчество и созидание, ценностного отношения к природе; окружающей среде наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:
17. | Счастье-это когда… | |
18. | Ради чего живёт человек? | |
19. | Справедливость и милосердие. | |
- Тема семья, родители, взаимоотношения в семье, забота о старших и младших, наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:
24. | Ценность рода и семьи. | |
25. | Зачем семье нужны традиции? | |
Выбор приоритетной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся определяют родители (законные представители)
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
4 класс
Раздел | Содержание |
1. Россия — наша Родина | Родина — место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. РФ — братский союз свободных народов. Конституция — закон, охраняющий их права на территорию, язык, культуру, религию. Русский язык — государственный язык России. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Сибирь. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Дружественные отношения разных народов России. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры (В.К. Арсеньев и Д. Узала; декабристы и представители народов Сибири). Защита Отечества — долг гражданина, не зависимый от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов — представителей разных народов.
|
Как отличить добро от зла? | Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности. Культура каждого народа неповторима. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов. Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты). Народные и религиозные праздники разных народов России: Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками. |
Каковы истоки правил морали? | Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестра милосердия; опыты ученых над собой; Кирилл Белозерский, С. Саровский, Ксения Петербургская и др. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий (Иисус Христос; Георгий Победоносец; Авраам; пророк Мухаммед; апостол Павел; Будда). Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей, грехопадение (Каин и Авель; История блудного сына). |
Какие правила морали особенно важны в школе? | Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление). Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири. Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона — символ православия, знак благословления верующих на благие дела. Роль «красного угла» в русском доме. Исторические и архитектурные памятники разных религий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим, «Стена плача»; пагоды. Легенды, притчи о рождении Будды; о рождении пророка Мухаммада, полумесяце — символе ислама. «Юности честное зерцало…» — книга о воспитании нравственных качеств растущего человека. |
Проектная деятельность |
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;
- высказывать предположения о последствиях неправильного безнравственного) поведения человека;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Личностными результатами изучения курса являются:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
«Основы религиозных культур и светской этики» средствами предметной области:
- Формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы;
- Реализует систему основных национальных ценностей и направления духовно-нравственного воспитания и развития, учащихся младшего школьного возраста;
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование 4 класс
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата плани. | Дата факт. | Приме чания |
Введение. 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | 07.09 | |||
Россия — наша Родина. | 3 | ||||
2. Общее на разных языках. | 1 | 14.09 | |||
3. Что для нас всего дороже? | 1 | 21.09 | |||
4. Чем богат духовный мир человека? | 1 | 28.09 | |||
Как отличить добро от зла? | 19 | ||||
5. Граница между добром и злом. | 1 | 05.10 | |||
6. В чём заключается мудрость сказок? | 1 | 19.10 | |||
7. Названия для правил поведения. | 1 | 26.10 | |||
8. Долг и совесть. | 1 | 09.11 | |||
9. По зову долга. | 1 | 16.11 | |||
10.Когда мучает совесть? | 1 | 23.11 | |||
11. Честь и достоинство. | 1 | 30.11 | |||
12. Честь всего дороже! | 1 | 07.12 | |||
13.Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. | 1 | 14.12 | |||
14. Достоинство человеческой личности. | 1 | 21.12 | |||
15. Готовим проекты. | 1 | 28.12 | |||
16. Счастье и смысл жизни. | 1 | 18.01 | |||
17. Счастье-это когда… | 1 | 25.01 | |||
18. Ради чего живёт человек? | 1 | 01.02 | |||
19. Справедливость и милосердие. | 1 | 08.02 | |||
20. Золотое правило. | 1 | 15.02 | |||
21. Ценные качества человеческой души. | 1 | 22.02 | |||
22-23. Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?» | 2 | 01.03 15.03 | |||
Каковы истоки правил морали? | 5 | ||||
24. Ценность рода и семьи. | 1 | 05.04 | |||
25. Зачем семье нужны традиции? | 1 | 12.04 | |||
26. Образцы культуры народов. | 1 | 19.04 | |||
27. Взгляд светский и религиозный. | 1 | 26.04 | |||
28. Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?» | 1 | 03.05 | |||
Какие правила морали особенно важны в школе? | 3 | ||||
29. Правила поведения в школе. | 1 | 10.05 | |||
30. Этикет-форма для содержания этики. | 1 | 17.05 | |||
31. Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?» | 1 | 24.05 | |||
32. Обобщающий урок. | 1 | 31.05 | |||
ИТОГО | 32 часа |
Учебно-тематический план 4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||
Прак- тические | Контроль- ные и диагности- ческие материалы | Экс- курсии | |||
I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 | ||
II. | Россия-наша Родина | 3 | 3 | 1 | |
III. | Как отличить добро от зла? | 19 | 19 | 2 | |
IV. | Каковы истоки правил морали? | 5 | 4 | 2 | |
V. | Какие правила морали особенно важны в школе? | 3 | 2 | 1 | |
VI. | обобщение | 1 | 1 | ||
Итого | 32 ч. | 34 ч. | 5 ч. | 1 ч. |
№ п/п | класс | Программа (автор, название программы, в каком сборнике опубликована) | Учебник (автор, название, издательство, год издания) | Учебная дополнительная литература для учащихся | Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания |
4 | Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс «Светская этика» | Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс «Светская этика» М.: БАЛАСС, 2013 | Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс «Светская этика» М.: БАЛАСС, 2013 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным госуда...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...