Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Макаенко Ирина Анатольевна

Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._po_ork._4_kl.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

E-mail:school8zavuch@mail.

Принято                                               Согласовано

школьным                                             заместителем директора

методическим                                       по УВР

объединением

«   » августа 2015г.                            «_____ » ____________ 2015 г.

Протокол № 1

                                        Утверждено.

                   Приказ № __139____ от «   31  »  августа 2015 г.

 ПРОГРАММА

по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль ««Основы православной культуры»

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2015/ 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Основы православной культуры учебное пособие для 4 класса,  

- Москва: Издательство «Просвещение»,

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик  программы:

учитель начальных классов

Макаенко Ирина Анатольевна,

 первая квалификационная категория, педстаж  25лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» составлена на основе

1.   Требований ФГОС НОО.

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение.

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—4-е изд., перераб. — М. Просвещение.

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

5. Приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального   общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования  РФ.

Цель комплексного учебного курса:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Основной принцип, заложенный в содержании курса - общность в многообразии, многоединство, поликультурность.

Курс служит связующим звеном гуманитарного образования и воспитания школьников:

- дополняет обществоведческие аспекты  предмета «Окружающий мир» в нач. школе

- предваряет изучение предмета «История» в 5 классе.

Цель модуля «Основы православной культуры»: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, знают о своем духовном наследии, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан. 

ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РУЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Предметные результаты:

- проявляет готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знает основные понятия и традиции православной культуры;

- имеет представление об истории возникновения православной культуры, её роли в истории и современности России;

- поступает согласно своей совести;

- соотносит нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- осознаёт  ценности человеческой жизни.

Личностные универсальные учебные действия

- испытывает чувство гордости за свою Родину;

- относится с  доверием и уважением к истории и культуре всех народов;

- проявляет самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- проявляет в общении доброжелательность и отзывчивость; способен регулировать свои эмоции;

- бережно относится к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  •  сохраняет учебную задачу;
  • принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществляет  пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • вносит  необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-  принимает роль в учебном сотрудничестве;

  • выполняет  учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
  • находит  несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, классом;
  • на основе результатов решения практических задач делает  теоретические выводы о свойствах изучаемых  объектов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • -  самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения  учебных действий;
  • -  вносит необходимые коррективы в  учебные действия.

Познавательные  универсальные учебные действия

 - пользуется знаками, символами, таблицами, моделями, схемами;

  • строит  сообщения в устной форме;
  • находит в тексте ответ на заданный вопрос;

- воспринимает смысл познавательного текста;

- анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщает;

- проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • подводит  анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

- проводит  аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществляет  поиск нужного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
  • строит  небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • выделяет  информацию из сообщений разных видов  в соответствии с учебной задачей;
  • проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;
  • понимает  структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • выбирает  адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
  • воспринимает другое мнение и позицию;
  • формулирует  собственное мнение и позицию;
  • договаривается, приходит к общему решению;
  • строит  понятные для партнера высказывания;
  • задаёт  вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
  • строит монологическое высказывание;
  • ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывает другое мнение и позицию;
  • договаривается, приходит  к общему решению;
  • контролирует  действия партнера: оценивает качество, последовательность действий, выполняемых партнером;
  • адекватно использует  средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- осуществляет  взаимоконтроль.

На реализацию программы курса в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 4 классе 34  часа (34 недели по 1 часу в неделю).

Тематическое планирование курса  «Основы православной культуры»

№ темы

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

 1 ЧЕТВЕРТЬ

I

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

1.

Россия  - наша Родина.

1

II

Основы православной культуры.

28

    2.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  

Культура и религия.

1

3.

Священное Писание.

1

4.

Священное Писание и Священное Предание.

1

5.

Во что верят православные христиане.

1

6.

Что говорит о Боге  и мире православная  культура.

1

7.

Что говорит о человеке православная культура.

1

8.

Христианское учение о спасении.

1

9.

Добро и зло в православной традиции.

1

 2     ЧЕТВЕРТЬ

     10.

Христианская этика. Заповеди блаженства.

1

     11.

Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

1

     12.

Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

1

     13.

Христианская этика. Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

1

     14.

Спаситель. Жертвенная любовь.

1

  15.

Спаситель. Победа над смертью.

1

     16.

Творческие работы учащихся.

1

     17.

Подведение итогов.

1

   3 ЧЕТВЕРТЬ

     18.

Православие в России.

1

     19.

Православный храм.  

1

Посещение православного храма

     20.

Православный храм  и другие святыни.

1

Экскурсия в православный храм

     21.

Православные Таинства. Символический язык православной культуры.

1

22.

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

2

Посещение православного храма или музея

23.

Православный календарь, его символическое значение.

1

24.

Православный календарь. Почитание святых.

3

 4 ЧЕТВЕРТЬ

25.

Православный календарь. Праздники.

1

26.

Христианская семья и ее ценности.

1

III

Духовные традиции многонационального народа России

5

27.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

28.

Подготовка творческих проектов

1

29.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

30.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

31.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор,  экспозиционный экран );
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Бородина А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Православие – культурообразующая религия России, РУССКОЕ СЛОВО;

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России, Основы православной культуры, ДРОФА;

Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, ПРОСВЕЩЕНИЕ

  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...

Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена  в соответствии с  Федеральным  госуда...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

. «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс

Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кур...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для обучающихся 4-ых классов

Рабочая программа по предмету«Основы религиозных культур и светской этики»«Основы православной культуры»для обучающихся 4-ых классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОзНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (основы православной культуры) 4 класс

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».Основы религиозных культур и светской эт...