Программа учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики" модуля " Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Цель модуля: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_ork._4_kl.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07
E-mail:school8zavuch@mail.
Принято Согласовано школьным заместителем директора методическим по УВР объединением « » августа 2015г. «_____ » ____________ 2015 г. Протокол № 1 | Утверждено. Приказ № __139____ от « 31 » августа 2015 г. |
ПРОГРАММА
по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль ««Основы православной культуры»
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2015/ 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Основы православной культуры учебное пособие для 4 класса,
- Москва: Издательство «Просвещение»,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Макаенко Ирина Анатольевна,
первая квалификационная категория, педстаж 25лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» составлена на основе
1. Требований ФГОС НОО.
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение.
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—4-е изд., перераб. — М. Просвещение.
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
5. Приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ.
Цель комплексного учебного курса:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основной принцип, заложенный в содержании курса - общность в многообразии, многоединство, поликультурность.
Курс служит связующим звеном гуманитарного образования и воспитания школьников:
- дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в нач. школе
- предваряет изучение предмета «История» в 5 классе.
Цель модуля «Основы православной культуры»: способствовать развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, знают о своем духовном наследии, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан.
ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РУЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты:
- проявляет готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знает основные понятия и традиции православной культуры;
- имеет представление об истории возникновения православной культуры, её роли в истории и современности России;
- поступает согласно своей совести;
- соотносит нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- осознаёт ценности человеческой жизни.
Личностные универсальные учебные действия
- испытывает чувство гордости за свою Родину;
- относится с доверием и уважением к истории и культуре всех народов;
- проявляет самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- проявляет в общении доброжелательность и отзывчивость; способен регулировать свои эмоции;
- бережно относится к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- сохраняет учебную задачу;
- принимает установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществляет пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносит необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимает роль в учебном сотрудничестве;
- выполняет учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
- находит несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, классом;
- на основе результатов решения практических задач делает теоретические выводы о свойствах изучаемых объектов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- - самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения учебных действий;
- - вносит необходимые коррективы в учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- пользуется знаками, символами, таблицами, моделями, схемами;
- строит сообщения в устной форме;
- находит в тексте ответ на заданный вопрос;
- воспринимает смысл познавательного текста;
- анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщает;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- подводит анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
- проводит аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществляет поиск нужного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строит небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделяет информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям без указания количества групп;
- понимает структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
Коммуникативные универсальные учебные действия
- выбирает адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимает другое мнение и позицию;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается, приходит к общему решению;
- строит понятные для партнера высказывания;
- задаёт вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
- строит монологическое высказывание;
- ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывает другое мнение и позицию;
- договаривается, приходит к общему решению;
- контролирует действия партнера: оценивает качество, последовательность действий, выполняемых партнером;
- адекватно использует средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- осуществляет взаимоконтроль.
На реализацию программы курса в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 4 классе 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
Тематическое планирование курса «Основы православной культуры»
№ темы | Тема | Количество часов | Внеурочная работа |
1 ЧЕТВЕРТЬ | |||
I | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | |
1. | Россия - наша Родина. | 1 | |
II | Основы православной культуры. | 28 | |
2. | Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. | 1 | |
3. | Священное Писание. | 1 | |
4. | Священное Писание и Священное Предание. | 1 | |
5. | Во что верят православные христиане. | 1 | |
6. | Что говорит о Боге и мире православная культура. | 1 | |
7. | Что говорит о человеке православная культура. | 1 | |
8. | Христианское учение о спасении. | 1 | |
9. | Добро и зло в православной традиции. | 1 | |
2 ЧЕТВЕРТЬ | |||
10. | Христианская этика. Заповеди блаженства. | 1 | |
11. | Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. | 1 | |
12. | Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду. | 1 | |
13. | Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. | 1 | |
14. | Спаситель. Жертвенная любовь. | 1 | |
15. | Спаситель. Победа над смертью. | 1 | |
16. | Творческие работы учащихся. | 1 | |
17. | Подведение итогов. | 1 | |
3 ЧЕТВЕРТЬ | |||
18. | Православие в России. | 1 | |
19. | Православный храм. | 1 | Посещение православного храма |
20. | Православный храм и другие святыни. | 1 | Экскурсия в православный храм |
21. | Православные Таинства. Символический язык православной культуры. | 1 | |
22. | Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). | 2 | Посещение православного храма или музея |
23. | Православный календарь, его символическое значение. | 1 | |
24. | Православный календарь. Почитание святых. | 3 | |
4 ЧЕТВЕРТЬ | |||
25. | Православный календарь. Праздники. | 1 | |
26. | Христианская семья и ее ценности. | 1 | |
III | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |
27. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | |
28. | Подготовка творческих проектов | 1 | |
29. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 | |
30. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | |
31. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, экспозиционный экран );
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Бородина А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Православие – культурообразующая религия России, РУССКОЕ СЛОВО;
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России, Основы православной культуры, ДРОФА;
Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, ПРОСВЕЩЕНИЕ
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...
Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с Федеральным госуда...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...
. «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс
Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кур...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для обучающихся 4-ых классов
Рабочая программа по предмету«Основы религиозных культур и светской этики»«Основы православной культуры»для обучающихся 4-ых классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования, ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОзНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (основы православной культуры) 4 класс
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».Основы религиозных культур и светской эт...