Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Фомина Ольга Николаевна

Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetskaya_etika.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Рузаевского муниципального района РМ

Рассмотрена и одобрена                 Согласовано                      Утверждена

на заседании МО                         с зам. директора                   директором

 Председатель МО                    по УВР                               МБОУ    «СОШ № 7»

_______∕Г.А.Мадяева               ______/ Е.А. Пилюгина        _______/ И.В. Строкова

 Протокол №______                    «____»________20___г.       Приказ № ____________

от «__»_______20___г,                                                                от «____» ______20___г.

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Основы религиозных культур

и светской этики»

(4Б класс)

по учебнику Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И.. «Светская этика».

Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Баласс, 2013г.

Образовательная система «Школа 2100».

                                                                

                                                              Составитель:

                                                              О.Н.Фомина,

       учитель первой

       квалификационной категории        

Рузаевка, 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа  по основам религиозных культур и светской этике составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева  «Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

Описание места в учебном плане школы

         Рабочая  программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2014-2015 учебный год в 4 классе отведено 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

                                       

Цели  изучения учебного предмета

        Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

        Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:

        Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

        Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

        Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

        В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Общая характеристика учебного предмета

        Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

        Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.

        

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

        Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

        Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

        Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

        Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

        Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

        Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

        Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

        Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

        Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

        Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

        Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

        Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

        Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

        К 1-й линии развития относятся следующие из них:

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
  • Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
  • Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

        Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

        Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Контрольные

работы

Самостоятель

ные

Экскурсии

1

Введение. Россия – наша Родина

2

2

Как отличить добро от зла

13

1

3

Каковы истоки правил морали

9

1

4

Какие правила морали особенно важны в школе?

10

2

Всего:

34

4

Содержание учебного предмета

        Введение. Россия – наша Родина! (2ч)

  Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

        Как отличить добро от зла? (13 ч)

 Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

        Каковы истоки правил морали? (9 ч)

 Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

        Какие правила морали особенно важны в школе? (10 ч)

Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

 

Календарно-тематический план

№ п∕п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Количе-ство часоа

Дата проведения занятия

Плани-

руемая

Факти-

ческая

1

Как работать с учебником

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

1

2

Введение. Россия – наша Родина!

1

Как отличить добро от зла?

13

3,4

Граница между добром и злом

2

5,6

Долг и совесть

2

7,8

Честь и достоинство

2

9,10

Счастье и смысл жизни

2

11.

12

Справедливость и милосердие

2

13,

14

Обобщение главы 1

2

15

Представление проектов

1

Каковы истоки правил морали?

9

16,17

Ценность рода и семьи

2

18,19

Образцы культуры народов

2

20,21

Взгляд светский и взгляд религиозный

2

22,23

Обобщение главы 2

2

24

Представление проектов

1

Какие правила морали особенно важны в школе?

10

25,26

Правила поведения в школе

2

27,28

Этикет – форма для содержания этики

2

29,30

Обобщение главы 3

2

31,32

Представление проектов

2

33,34

Обобщение курса за год

2

 

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд

Учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва, М., Баласс, 2013 г.

К

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Репродукции картин

Д

Многоразового использования.

Технические средства обучения

Классная доска

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Д

Кабинет информатики

 

Список литературы

1.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.

3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.

4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.

5.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки  Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.7.

7.Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта [Текст]// Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 12.- С.3 – 9.

8.Учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва, М., Баласс, 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...