Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности» по внеурочной деятельности 22.12.2023
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Программа рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 классы), включает один модуль в 1 классе (читательская грамотность), во 2 – 3 классе включает 3 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая), в 4 классе включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модулей из расчета одного часа в неделю в каждом классе. Таким образом, общее количество часов за год: 1 класс – 33 часа, 2 – 4 класс по 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_funktsionalnoy_gramotnosti_1-4_klassy_1.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»
Рабочая программа курса
«Основы функциональной грамотности»
по внеурочной деятельности
(направление «Научно- познавательное»)
1 - 4 класс
(общее количество часов: 135 ч.)
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
г. Тихвин
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности» для 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ», ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с изменениями;
- Основная общеобразовательная программа НОО ФГОС МОУ СОШ №1;
- Авторская программа под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана
Актуальность
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 1-4 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. Реализация данной задачи осуществляется за счет использования заданий, разработанных на основе системно-деятельностного подхода. Такие задания будут способствовать формированию и оценке способности личности применять полученные знания для решения различных учебных и практических задач.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать знаниями в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование различных понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
- способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность).
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 классы), включает один модуль в 1 классе (читательская грамотность), во 2 – 3 классе включает 3 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая), в 4 классе включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модулей из расчета одного часа в неделю в каждом классе. Таким образом, общее количество часов за год: 1 класс – 33 часа, 2 – 4 класс по 34 часа.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Промежуточная аттестация. Тестирование, опрос.
На изучение курса «Основы функциональной грамотности» по внеурочной деятельности в начальной школе выделяется 135 ч.: 1 класс -33 ч. (1ч. в неделю, 33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Распределение учебного времени прохождения программного материала
по курсу «Основы функциональной грамотности»
№ п/п | Темы | Количество часов (уроков) | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 1-4 класс | ||
Модуль «Основы читательской грамотности» Раздел 1. Настоящий читатель Раздел 2. Технология продуктивного чтения Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» | 33 10 17 6 | 12 | 12 | 9 | 66 | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | - | 11 | 11 | 8 | 30 | |
Модуль «Основы математической грамотности» | - | 11 | 11 | 8 | 30 | |
Модуль «Основы финансовой грамотности» | - | - | - | 9 | 9 | |
Всего | 33ч. | 34ч. | 34ч. | 34ч. | 135ч. |
Основные принципы распределения материала.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Курс «Основы функциональной грамотности» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий.
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок,
- сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление схем, таблиц.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разно-уровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Контроль достижения планируемых результатов.
Низкий
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
Средний
Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
Высокий
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Планируемые результаты освоения программы.
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Метапредметные и предметные результаты
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Находит и извлекает информацию из различных текстов | Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
Личностные
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную точку зрения | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1-4 классы
(135 ч.)
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 4 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
1 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (33 ч)
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
- класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.
Модуль «Основы математической грамотности» (11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
3класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч)
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч)
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ленинградской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (11 ч)
«Удивительный мир чисел».
Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1-4 классы
1 класс
№ урока | Темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Количество часов |
Модуль «Основы читательской грамотности» (33 ч.) | |||
Раздел 1. Я - настоящий читатель. (10 часов). | |||
1 | Кого можно считать настоящим читателем? | Устный опрос, обсуждение | 1 |
2 | Любимая книга. | Участие в конкурсе | 1 |
3 | Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. | Устный опрос | 1 |
4 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Экскурсия | 1 |
5 | Домашняя библиотека. | Обсуждение, составление каталога | 1 |
6 | Писатели и их книги. | Устный опрос | 1 |
7 | Быстрое чтение и получение информации. | Активность в соревновании | 1 |
8 | Сходство и различие текстов разных предметов. | Обсуждение, моделирование | 1 |
9 | Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». | Творческий отчет | 1 |
10 | Проведение рубежной аттестации. | Контроль техники чтения | 1 |
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 часов) | |||
1-2 | Продуктивное чтение – что это? | Мониторинг. | 2 |
3-4 | Глубокое восприятие и понимание текста. | Круглый стол, обсуждение | 2 |
5-8 | Читаем и переживаем. | Круглый стол, обсуждение | 4 |
9-12 | Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. | Беседа, моделирование | 4 |
13-16 | Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении | Беседа, моделирование | 4 |
17 | Проведение рубежной аттестации. | Контроль техники чтения | 1 |
Раздел 3. Проект «Я дружу с книгой» (6 часов). | |||
1 | Уточнение, выбор подтем проекта. Составление плана работы над проектом. | Обсуждение | 1 |
2-4 | Выполнение проекта. | Активность в проектах | 3 |
5 | Защита проекта. | Активность в проектах | 1 |
6 | Итоговый мониторинг. | Контроль техники чтения | 1 |
Итого: | 33 |
2 класс
№ урока | Темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Количество часов |
I модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч) | |||
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. | Обсуждение, | 1 |
2 | Пословицы, поговорки как источник информации | Соревнование | 1 |
3-4 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | Урок-исследование | 2 |
5 | Типы текстов: текст-описание. | Беседа, моделирование | 1 |
6 | Типы текстов: текст-повествование. | Обсуждение, урок- практикум | 1 |
7 | Типы текстов: текст-рассуждение. | Урок-исследование | 1 |
8 | Что такое вопрос? Виды вопросов. | Урок- практикум | 1 |
9-10 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | Урок- практикум | 2 |
11 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | Моделирование | 1 |
12 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
II модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч) | |||
1 | Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. | Игра, обсуждение, игра | 1 |
2 | Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. | Урок-исследование | 1 |
3 | Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. | Урок-игра, урок- исследование | 1 |
4 | Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. | Урок-игра, урок- исследование | 1 |
5 | Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | Урок-практикум | 1 |
6 | Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | Урок-игра, индивидуальная работа в парах | 1 |
7 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. | Урок-игра, индивидуальная работа в парах | 1 |
8 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. | Урок-игра, индивидуальная работа в парах | 1 |
9 | Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. | Урок-игра, индивидуальная работа в парах | 1 |
10 | Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | Урок-игра, индивидуальная работа в парах | 1 |
11 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
III модуль «Основы математической грамотности» (11 ч) | |||
1 | История развития математики. Из истории чисел и цифр. | Игра, обсуждение | 1 |
2 | Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 10. | Практикум | 1 |
3 | Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
4 | Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. | Практикум | 1 |
5 | Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». | Практикум | 1 |
6 | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. | Моделирование | 1 |
7 | Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
8 | Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). | Моделирование | 1 |
9 | Задачи на установления сходства и соответствия. | Практикум | 1 |
10 | Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
11 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
Итого: | 34 |
3 класс
№ урока | Темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Количество часов |
I модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч) | |||
1 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | Обсуждение, урок- практикум | 1 |
2 | Личная ситуация в текстах. | Обсуждение | 1 |
3-4 | Типы текстов: текст-описание. | Беседа, моделирование | 2 |
5-6 | Типы текстов: текст-повествование. | Обсуждение, урок- практикум | 2 |
7-8 | Типы текстов: текст-рассуждение. | Урок-исследование | 2 |
9 | Работа над различными типами текстов. | Урок- практикум | 1 |
10 | Работа со сплошным текстом. | Обсуждение, урок- практикум | 1 |
11 | Несплошные тексты (таблицы, графики, карты, рисунки, фотографии) | Обсуждение, урок- практикум | 1 |
12 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
II модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч) | |||
1 | Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. | Практикум | 1 |
2 | Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
3 | Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
4 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
5 | Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана. | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
6 | Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. | Урок-игра, урок- исследование | 1 |
7 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
8 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ленинградской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. | Исследовательская работа, урок-практикум | 1 |
9 | Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. | Урок-игра, индивидуальная работа в парах | 1 |
10 | Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. | Моделирование | 1 |
11 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
III модуль «Основы математической грамотности» (11 ч) | |||
1 | Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 10 к., 50 к. | Урок-практикум | 1 |
2 | Купюры в 10 р., 50 р., 100 р., 200 р. | Урок-практикум | 1 |
3 | Размен монет и купюр. Оплата проезда. | Урок-практикум | 1 |
4 | Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. | Урок-практикум | 1 |
5 | Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». | Урок-практикум | 1 |
6 | Задачи на комбинированные действия. | Урок-практикум | 1 |
7 | Задачи на активный перебор вариантов отношений. Задачи на активный перебор вариантов отношений. | Урок-практикум | 1 |
8 | Выбор наиболее эффективных способов решения задачи. | Урок-практикум | 1 |
9 | Первые шаги в геометрии. | Урок-игра, индивидуальная работа в парах | 1 |
10 | Простейшие геометрические фигуры | Урок-игра, индивидуальная работа в парах | 1 |
11 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
Итого: | 34 |
4 класс
№ урока | Темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Количество часов |
I модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч) | |||
1 | Определение основной темы и главной мысли в произведении. | Беседа, конкурс. | 1 |
2 | Определение авторской позиции в художественном тексте. | Работа в парах. Ролевая игра. | 1 |
3-4 | Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. | 2 |
5 | Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение | Круглый стол. | 1 |
6 | Учебный текст как источник информации. | Круглый стол. | 1 |
7 | Составление плана на основе исходного текста. | Круглый стол. | 1 |
8 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | Дискуссия в формате свободного обмена мнениями | 1 |
9 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
II модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) | |||
1 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений | 1 |
2 | Воздух и его свойства. | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений | 1 |
3 | Углекислый газ в природе и его значение. | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений | 1 |
4 | Вода. Уникальность воды. | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений | 1 |
5 | Почвы и их свойства | Учебный эксперимент. | 1 |
6 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. | 1 |
7 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | Беседа. Презентация. | 1 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
III модуль «Основы математической грамотности» (8 ч) | |||
1 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | Беседа, обсуждение, практикум. | 1 |
2 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. | 1 |
3 | Задачи на взвешивание. | Обсуждение, урок- исследование. | 1 |
4 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | Беседа, обсуждение практикум. | 1 |
5 | Наглядная геометрия. | Игра, урок- исследование, конструирование. | 1 |
6 | Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | Игра, урок- исследование, конструирование. | 1 |
7 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | Обсуждение, урок- практикум. | 1 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование | 1 |
IV модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч) | |||
1 | Как появились деньги? Что могут деньги? | Беседы, диалоги, дискуссии. | 1 |
2 | Деньги в разных странах | Круглый стол, игра. | 1 |
3 | Деньги настоящие и ненастоящие | Игра. | 1 |
4 | Как разумно делать покупки? | Игра, круглый стол. | 1 |
5 | Кто такие мошенники? | Круглый стол, игра, квест. | 1 |
6 | Личные деньги | Беседы, диалоги, дискуссии. | 1 |
7 | Сколько стоит «своё дело»? | Проект, игра. | 1 |
8-9 | Проведение рубежной аттестации. | Тестирование. | 2 |
Итого: | 34 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник, учебное пособие | |
Дополнительная литература для учителя и учащихся | Для учителя: - Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность обучающихся // Социологические исследования. №5. 2017. С. 140-144. 2. - Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5- ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2011 г.). В 2-х ч. Ч.1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2018. Для учащихся: |
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и др.) | Таблицы: - Комплект динамических раздаточных пособий: |
Оборудование, приборы | Общее оборудование класса:
Технические средства обучения:
Учебно - практическое оборудование:
палетка. |
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников | Учителю: - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru - КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа: http://www.km-school.ru - Детские презентации: коллекция. – Режим доступа: http://www.viku.rdf.ru - Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru - Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа: http://www.maro.newmail.ru - Образовательная платформа Учи.ру– Режим доступа: https://uchi.ru - Образовательная платформа Яндекс.учебник– Режим доступа: https://education.yandex.ru |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20_____/20_____ учебный год
Ф.И.О. учителя: ______________________________
Класс: 1
Курс внеурочной деятельности: «Основы функциональной грамотности»
Программа: Рабочая программа по курсу «Основы функциональной грамотности» 1 – 4 классы.
Количество часов: 33 часа (1 час в неделю).
№ п\п | Название проекта | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
I | Модуль «Основы читательской грамотности» | 33 ч | ||||||||
1. Раздел 1. Настоящий читатель | 10 ч | |||||||||
2. Раздел 2. Технология продуктивного чтения | 17 ч | |||||||||
3. Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» | 6 ч | |||||||||
Всего | 33 ч | |||||||||
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20_____/20_____ учебный год
Ф.И.О. учителя: _________________________________
Класс: 2
Курс внеурочной деятельности: «Основы функциональной грамотности»
Программа: Рабочая программа по курсу «Основы функциональной грамотности» 1 – 4 классы.
Количество часов: 34 часа (1 час в неделю).
№ п\п | Название проекта | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Модуль «Основы читательской грамотности» | 12 ч | Тест - 1 | |||||||
2 | Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | 11 ч | Тест - 1 | |||||||
3 | Модуль «Основы математической грамотности» | 11 ч | Тест - 1 | |||||||
Всего | 34 ч. | Тест - 3 | ||||||||
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20_____/20_____ учебный год
Ф.И.О. учителя: _________________________________
Класс: 3
Курс внеурочной деятельности: «Основы функциональной грамотности»
Программа: Рабочая программа по курсу «Основы функциональной грамотности» 1 – 4 классы.
Количество часов: 34 часа (1 час в неделю).
№ п\п | Название проекта | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Модуль «Основы читательской грамотности» | 12 ч | Тест - 1 | |||||||
2 | Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | 11 ч | Тест - 1 | |||||||
3 | Модуль «Основы математической грамотности» | 11 ч | Тест - 1 | |||||||
Всего | 34 ч. | Тест - 3 | ||||||||
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 20_____/20_____ учебный год
Ф.И.О. учителя: _________________________________
Класс: 4
Курс внеурочной деятельности: «Основы функциональной грамотности»
Программа: Рабочая программа по курсу «Основы функциональной грамотности» 1 – 4 классы.
Количество часов: 34 часа (1 час в неделю).
№ п\п | Название проекта | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы | Сопутствующее повторение | Сроки окончания работы над темой | ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Модуль «Основы читательской грамотности» | 9 ч | Тест - 1 | |||||||
2 | Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | 8 ч | Тест - 1 | |||||||
3 | Модуль «Основы математической грамотности» | 8 ч | Тест - 1 | |||||||
4 | Модуль «Основы финансовой грамотности» | 9 ч | Тест - 2 | |||||||
Всего | 34 ч. | Тест - 5 | ||||||||
Административный контроль | Дата | Ф.И.О. проверяющего | Подпись проверяющего | Ф.И.О. учителя | Подпись учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Для раз...
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности.
Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиц...
Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности», 3 класс, 2022
Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности» разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной п...
Выступление на РМО Формирование функциональной грамотности на внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности"
Авторская разработка доклада и презентации!!!...
Занятия по функциональной грамотности во внеурочной деятельности во 2 классе
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.Данные презентации можно использовать на занятиях по внеурочной деятельнос...