Технологическая карта тематического занятия по финансовой грамотности в 4 классе по теме "Личные деньги"
методическая разработка по математике (4 класс)

Данный материал можно использовать на уроке математики в 4 классе по теме "Умножение и деление" (закрепление темы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_urok_fg.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕМАТИЧЕСКОГО УРОКА

Учебный предмет: математика.

Тема, заявленная в программе по предмету: Закрепление темы «Умножение и деление»

Работу выполняла: Прокофьева А.А.

Тема занятия по финансовой грамотности

Личные деньги

Класс

4

Форма занятия

Практикум

Цель урока

Создать условия для развития умения рационально распоряжаться деньгами.

Планируемые результаты

Личностные:

- Осознавать ответственность при пользовании деньгами

Метапредметные:

- работать в малой группе

- решение задач, требующих математических расчетов;

- развитие коммуникативных компетенций;

Предметные:

- умение считать деньги, решать задачи с элементарными денежными расчётами.

Оборудование

Доска-экран с магнитами и маркером, проектор

Расстановка парт и стульев

По группам (5 групп)

Расх. материал

Листы

Дидактический материал

сундук с сокровищами, карточки, рабочие листы для групп

ОПИСАНИЕ ХОДА УРОКА ПО ЭТАПАМ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Шаг 1. Постановка учебных целей (5 минут)

1

Постановка учебных целей (5 минут)

Рассказывает о находке археологов, предлагает выбрать предмет из сундучка, объединиться в группы.

Просит предположить, что объединяет эти предметы, определить тему и цель урока.

-Ребята, недавно археологи при раскопках обнаружили сундук с необычными сокровищами, давайте разгадаем секрет этой находки. Возьмите на урок по одному предмету из сундука (в сундучке по несколько ракушек, монет, купюр настоящих, камушков, золотых слитков – можно сделать из фольги; всего предметов по количеству детей). Прошу тех, у кого одинаковые предметы, объединиться в группы и сесть за столы.

Ребята, как вы думаете, почему эти предметы оказались в одном сундуке? Что их объединяет?

Предположите, какая у нас сегодня тема урока? Какова цель нашего урока?

Слушают учителя, выбирают по одному предмету из сундучка, садятся группами за парты.

Высказывают предположения, определяют тему и цель урока

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу. Регулятивные: понимать поставленные цель и задачи на занятии и стремиться их выполнить; умение ставить цели и добиваться их.

2

Практикум по освоению базовых понятий (20 минут)

Личные деньги.

- Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)

- Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)

- Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)

- Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

-Деньги – великое изобретение людей, но тратить их надо с умом. Надо уметь их зарабатывать и рационально расходовать.

Попробуйте решить задачи.( Каждой группе дается задача из Приложения 1)

участвуют в беседе, решают задачи, записывают решение и ответ

.

Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами, контролировать своё время

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью справляться с непривычными задачами; владеть монологической и диалогической формами речи.

Игра «Отдыхаем на Выдумлянских островах»

Каждая группа имеет 50 выдумлянов, в 1 выдумляне 100 выдумляшек.

На островах встречаются опасные животные, поэтому для безопасности путешествовать по островам можно только группами.

Участники группы составляют общую программу своего отдыха на островах, отбирая в неё только те предложения, с которыми согласны все участники группы.( Приложение 5)

Составляют программу отдыха

Познавательные УУД (осуществлять анализ. строить рассуждения)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

Цели личные и общественные.

- В известной сказке К.И. Чуковского Муха-Цокотуха нашла денежку.

На что Муха-Цокотуха потратила свою денежку?

- Представьте мир, в котором живёт Муха-Цокотуха, и её возможные желания.

#1044;етская площадка для кузнечиков.

#1053;овое платье с бантиком.

#1057;умочка для покупок.

#1055;одарок для Комара.

#1041;иблиотека для муравьёв.

#1041;есплатные столовые для шмелей.

Обведите синим карандашом личные цели Мухи, а зелёным – общественно значимые. (Каждой группе выдается карточка из Приложения 2)

Изучают текст карточки, выбирают личные и общественные цели

Познавательные УУД (осуществлять анализ. строить рассуждения)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

Динамическая пауза

-А сейчас немного разомнемся.

Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.

1. ЗП папы 50 000 тыс рублей.

2. Оплата коммунальных услуг.

3. Плата за обучение дочери.

4. Накопления в банке.

5. Покупка одежды.

6. Оплата мобильной связи.

7. Пенсия бабушки.

8. Похлопайте сами себе!

Хлопают или топают

Регулятивные (самоконтроль)

Траты личные и семейные

ТРАТЫ ДЕНЕГ СЕМЬИ ТРАТЫ ЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Открытка, отдых на море, цветы маме, ремонт машины, телефон.

Составьте схему -покажите синими стрелками, на что лучше потратить личные деньги, а зелёными – деньги семьи.( Каждая группа получает карточку из Приложения 3)

В группах составляют схему.

Познавательные УУД (осуществлять анализ. строить рассуждения)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

4

Закрепление освоенных знаний (5 минут)

Как научиться распоряжаться личными деньгами?

- Из частей составьте полную фразу. Запишите получившееся предложение.

управлять деньгами

только на своём опыте

мы сможем научиться

рационально тратить, сберегать

( Приложение 4)

В группах составляют предложение, размещают на доске

Познавательные УУД (осуществлять анализ. строить рассуждения)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

5

Рефлексия. Запись домашнего задания (5 минут)

Приём «Дерево чувств»:

Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных листочков у вас на столах:

Если вы считаете ,что узнали много нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение приклейте жёлтый листок .

Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то приклейте зелёный листок –волнительное настроение;

И ,если не удовлетворены работой на уроке красный листок – настроение неудовлетворенное, грустное.

Каждый выбирает один листок и приклеивает на «Дерево чувств».

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные (обосновывать свою точку зрения) Регулятивные (самоконтроль)

Приложение 1

Личные деньги

1.

У Маруси ¾ всех карманных денег составляют те, которые

ей дарили на праздники. У Пети таких денег – половина.

Сколько денег подарили детям, если сейчас у Маруси

1440 рублей, а у Пети – 1300 рублей?

Решение: __________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Ответ: _____________________________________________________

#1058;аня и Серёжа решили сложиться и вместе купить плитку шоколада за 80 рублей. У Тани и Серёжи по 50 рублей. Хватит ли им денег, чтобы купить шоколадку? По сколько рублей они должны отдать, чтобы потратить равную сумму денег? Сколько рублей останется у каждого?

Решение: ________________________________________________

________________________________________________________

Ответ: __________________________________________________

3. Ольга и Светлана пошли в кино. Билет стоит 150 рублей. Оля расплатилась двумя 100-рублёвыми банкнотами. Светлана – одной номиналом в 500 рублей. Какую сумму каждая из них получила на сдачу?

Решение: ________________________________________________

________________________________________________________

Ответ: ___________________________________________________

4. Петя накопил 8 банкнот номиналом 100 рублей и 7 банкнот номиналом 50 рублей. Сколько всего рублей накопил Петя?

Решение: _________________________________________________

__________________________________________________________

Ответ: ___________________________________________________

5. У Алёши было 300 рублей. Он купил дневник за 25 рублей и 12 тетрадей по 6 рублей каждая. Сколько денег у него осталось? Сможет ли он ещё купить точилку – машинку за 75 рублей?

Решение: __________________________________________________

__________________________________________________________

Ответ: _____________________________________________________

Приложение 2

Представьте мир, в котором живёт Муха-Цокотуха, и её возможные желания.

Детская площадка для кузнечиков.

Новое платье с бантиком.

Сумочка для покупок.

Подарок для Комара.

Библиотека для муравьёв.

Бесплатные столовые для шмелей.

Обведите синим карандашом личные цели Мухи, а зелёным – общественно значимые.

Приложение 3

ТРАТЫ ДЕНЕГ СЕМЬИ ТРАТЫ ЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Открытка, отдых на море, цветы маме, ремонт машины,телефон

Приложение 4

Из частей составьте полную фразу. Запишите получившееся предложение.

управлять деньгами

только на своём опыте

мы сможем научиться

рационально тратить, сберегать

Приложение5

Карточки для игры «Отдыхаем на Выдумлянских островах»

Стоимость питания туристов

Завтрак для группы – 1 выдумлян

Обед для группы – 2 выдумляна

Ужин для группы – 1 выдумлян

Экскурсии

Пешеходная экскурсия к пещерам и водопадам – 12 выдумлянов

Прогулка на слонах – 30 выдумлянов

Прогулка на яхте вокруг островов – 40 выдумллянов

Полёт на воздушном шаре – 15 выдумлянов

Билет в зоопарк – 6 выдумлянов

Билет в музей динозавров – 5 выдумлянов

Билет в аквапарк – 25 выдумлянов

Сувениры

Брелок – 20 выдумляшек

Магнитик – 50 выдумляшек

Футболка с изображением карты Выдумлянских островов – 2 выдумляна

Кружка с изображением экзотических животных, обитающих на Выдумлянских островах, - 1 выдумлян

Программа отдыха

день

Занятия туристов (питание, экскурсии, покупка сувениров)

Стоимость

1

2

3

4

5

6

7

всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньги?

На данном занятии дети знакомятся с понятием деньги, для чего нужны деньги. Занятие проходит в форме интерактивной беседы....

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности №6 по теме: «Современные деньги России и других стран», 3 класс

Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся представлений о современных деньгах России и других стран, которые сейчас находятся в обращении, о наличных и безналичных деньгах.Задачи:- оп...

Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Купюры"

Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Купюры" для обучающихся 4 класса...

Технологическая карта совместной деятельности по финансовой грамотности воспитателя с детьми средней группы с использованием театрализации: «Деньги надо тратить по уму»

Дети средней группы показали отрывок поучительной сказки "Деньги надо тратить по уму".  Затем по методике  "История лабораторий" из программы ПРОдетей, отвечали на вопрос...

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности "Как и кто печатает деньги"

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности "Как и кто печатает деньги"...

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности 4 класс

Технологическая карта занятия ,внеурочная деятельность. Тема занятия "Семейный бюджет"...

Урок финансовая грамотность 2 класс КВН Какие деньги были раньше в России

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельно...