Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Купюры"
методическая разработка (4 класс)

Слепцова Наталья Александровна

Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Купюры" для обучающихся 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Курс внеурочной деятельности: Финансовая грамотность

Класс: 4

Направление: общеинтеллектуальное

Тема: «Купюры»

Цель: знакомство с российскими купюрами

Задачи:

  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам; формировать умение доброжелательного коллективного обсуждения информации и совместного принятия решений;
  • развивающие:  способствовать формированию  и развитию финансовой грамотности; обогащать детскую речь словами «бумажные деньги», «банкноты», «купюры» и т.д.
  • познавательные: познакомиться с понятием «купюра», узнать, как они изменялись; закрепить представления о понятиях «деньги», «купюры»; научиться сравнивать монеты и купюры.

Планируемые результаты:

  • личностные УУД:  внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе; мотивация учебной деятельности; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свою деятельность и других участников.
  • коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставить вопросы,  обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;  определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание; слушать собеседника.
  • познавательные УУД: использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; анализ информации; передача информации (устным, письменным); интерпретация информации; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; сравнение;

Оборудование и материалы: АРМ  учителя, мультимедийный проектор,  презентация, сундучок, подлинные российские монеты и купюр, ксерокопии купюр, карточки с таблицей, полоски бумаги с этапами изготовления купюр, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, листочки для рефлексии.

 

 

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

Время

Орг.момент

Приветствует учащихся, создает условия для потребности включения в деятельность

Учитель демонстрирует «волшебный» сундучок, просит детей задать вопросы  про сундучок.

Приветствуют учителя, задают вопросы о том, зачем сундучок. Включаются в деятельность.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Л: мотивация учебной деятельности.

К: ставить вопросы,  обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

3 мин.

Актуализация полученных знаний (подготовительный)

Организовывает актуализацию изученных способов действий для построения новых знаний. Мотивирует учащихся к учебному действию. Фиксирует учебные затруднения.

Просит детей предположить, что лежит в сундучке (в сундучке находятся деньги). Называет по одному признаку денег, делая после каждого паузу, пока дети не догадаются, что речь идёт о деньгах.

Предметы, которые используют в торговле.

Предметы, которые выдают людям за их труд.

Вещь, за которую можно купить другие вещи.

Предметы, которые принимаются в обмен на другие товары и услуги.

Показывает, что в сундучке лежат деньги. Предлагает поработать со схемой «Деньги»: дополнить схему недостающим понятием

 

Высказывают предположения о том, что может лежать в сундучке. Определяют понятие «деньги» на основе выделения существенных признаков денег.  Предполагают, чего не хватает в схеме.

 

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

К: ставить вопросы,  обращаться за помощью; слушать собеседника.

Р: выполнять учебные действия в материализованной,  умственной формах.

 

3 мин.

Целеполагание и планирование

Организовывает деятельность учащихся по определению темы занятия.

Задаёт вопрос: «Как вы понимаете, что такое купюры?»

Предлагает определить тему занятия, предположить цель.

Выслушав, высказывания детей, даёт определение.

Купюра, банкнота-бумажный денежный знак.

 

Формулируют определение понятия «купюры»,

Формулируют тему занятия, предполагают цель;

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.

К: строить монологическое высказывание.

П: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

5 мин.

Деятельностный (усвоение новых знаний/способов действий)

Последовательно организует групповую, творческую деятельность учащихся.

 

Демонстрирует купюру.

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

Предлагает игровое упражнение на сравнение монет и купюр. Дополните предложение:

  • Монета металлическая, а купюра…
  • Монета круглая, а купюра…
  • Монета звенит, а банкнота…

Практическая работа

Предлагает детям разделиться на команды. Для этого ксерокопии купюр разрезаются на пять частей каждая. Дети по очереди вытягивают из мешочка бумажный кусочек, который является фрагментом купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, дети образуют команды. Каждая команда получает в конверте по две купюры разного достоинства.

Предлагает детям внимательно рассмотреть купюры и сравнить их, заполнить таблицу.

купюра

сходства

отличия

 

 

 

Во время представления работы каждой команды даёт дополнение про изображение на купюрах(приложение 1)

«Выскажи предположение»

Предлагает детям высказать предположение о том, из чего  делают бумажные деньги сейчас.

После предположений детей рассказывает, из чего сейчас изготавливают купюры.

«Для изготовления купюр используют лён и хлопок. Они содержат целлюлозу-материал, который даёт большую прочность и износоустойчивость купюрам».

Спрашивает детей о том, как они понимают слово «износоустойчивость».

Метод «Ассоциативный ряд»

Из предложенных слов и словосочетаний предлагает детям выбрать те, которые ассоциируются со словом износоустойчивость.

Прочность, лёгкость, устойчивость к повреждениям, шершавость, способность долго не рваться, красочность.
Просит детей определить, как они понимают слово износоустойчивость.

Рассказывает ученикам, что такое износоустойчивость. Предлагает задать вопросы на уточнение и понимание понятия.

Физминутка.

Игровое упражнение «Как это сделано»

Предлагает командам восстановить нужную последовательность изготовления купюр.

Каждой команде раздаются листы с нарушенной последовательностью изготовления купюр. (приложение 2)

Дети должны восстановить этапы в нужной последовательности.

После проверки 2-3 команд учитель предлагает сравнить работу детей с эталоном (на экран выводится правильная последовательность изготовления купюр).

Предлагает рассмотреть, как защищают купюру от подделок.

Выводит на экран изображение купюры с составляющими защиты от подделок: водяные знаки, рельефные рисунки, защитные нити. Предлагает найти и рассмотреть эти знаки на купюрах детей.

Спрашивает детей, как они понимают, что такое водяные знаки, рельефные рисунки.

«Мастерок»

Предлагает каждой команде придумать и нарисовать свою купюру.

Организует творческую работу учащихся.

 

 

Сравнивают монеты и купюры, дополняя предложения.

Проявляют активность во взаимодействии, объединяясь в команды.

Сравнивают купюры разного достоинства.

Выделяют необходимую информацию, при рассмотрении и сравнении купюр.

Анализируют и обрабатывают информацию, определяют сходства и различия купюр.

Интерпретируют информацию, заполняя таблицу.

Высказывают предположения о том, из чего изготавливают купюры.

Анализируют понятия и выбирают те, которые ассоциируются со словом износоустойчивость.

Формулируют собственное мнение о том, что такое «износоустойчивость».

Задают вопросы на уточнение и понимание понятия «износоустойчивость».

Находят составляющие защиты от подделок на своих купюрах, рассматривают.

Используют знаково-символические средства.

 

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона.

К: проявлять активность во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; анализ информации; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; сравнение.

Л: навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

20 мин

Оценивания полученных знаний

Организует самооценку и взаимную оценку деятельности учащихся.

Организует выставку созданных командами купюр.

Участвует в обсуждении, представленных командами эскизов купюр. Организует голосование при помощи стикеров (жетонов)  за особенно понравившейся эскиз купюры.

 

Презентуют и защищают свою работу, отвечая на вопросы:

Что на ней изображено?

Почему выбрали такие цвета?

Почему изобразили именно это?

 

Р: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; оценивать свою деятельность и других участников.

К: строить монологическое высказывание.

Л: умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5 мин

Подведение итогов, рефлексия

Подводит итоги занятия

Возвращает учащихся к поставленной теме. Выясняет, достигли ли цели.

Предлагает блиц-опрос

Блиц-опрос

Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

Как говорят о деньгах, если они пропали впустую? (плакали денежки)

Что делает с рублём копейка? (бережёт)

Какой эпитет часто употребляется при описании новой денежной купюры? (хрустящая)

Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир? (водяные)

Какой киевский князь изображён на купюрах номиналом в 1000 рублей? (Ярослав Мудрый)

С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 100 рублей? (Москва)

 

Подводя итог, обращает внимание на нравственный аспект: «Мир денег-удивительный и необычный мир. Но не надо преувеличивать роль денег и превращать их в единственную цель в жизни».

Предлагает оценить свое состояние  выбрать  подходящий жетон  (существующий номинал купюр)  и закинуть в копилочку

Отвечают на вопросы.

Оценивают свое психо-эмоциональное состояние.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать свою деятельность и других участников.

Л: внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Что изображено на купюрах?

Купюра

                                              Что изображено на купюре

на лицевой стороне

на оборотной стороне

50 рублей

Петропавловская крепость, дева-Нева

Набережная Васильевского острова

100 рублей

Большой театр и колесница Аполлона

Театральная площадь

200 рублей

Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Вид на Херсонес Таврический

500 рублей

Памятник Петру Великому

Виды Соловецкого монастыря

1000 рублей

Кремль в Ярославле, памятник Ярославу Мудрому

Храм Иоанна Крестителя

5000 рублей

Памятник графу    Муравьёву - Амурскому

Амурский мост в Хабаровске

 

Приложение 2

Игровое упражнение «Реставратор»

Что получают дети

Что должно получиться

Процесс изготовления купюр

Смесь кладут под пресс

 Растительное сырье превращают в жидкую массу

Высушивают

Выливают её на специальную сетку

Процеживается вода

Процесс изготовления купюр

1. Растительное сырье превращают в жидкую массу

2. Выливают её на специальную сетку

3. Процеживается вода

4. Смесь кладут под пресс

5. Высушивают

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «Финансовая грамотность». Тема: "Путешествие рубля". 2 класс

В современном мире просто необходимо быть финансово грамотным человеком. И давать азы этой грамотности можно и нужно уже  с начальной школы. И именно поэтому одним из направлений внеурочной деяте...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет. Экономия и бережливость"

Вопросы, которые рассматриваются на занятии не сложны для понимания учащихся начальной школы, но очень важны для каждого из них. Ребята познакомятся с семейным бюджетом, узнают об источниках доходов и...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Деньги.История монет"

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности. Тема: «История монет».Целевая аудитория: учащиеся 4 класса.Занятие формирует представления учащихся о происхождении монет,...

Технологическая карта внеурочного занятия финансовая грамотность "Мне нужна копилка"(1 класс)

Цель: создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности у обучающихся ; формирование познавательных способностей (внимания, восприятия, возникновения, различных видов памяти и мышлен...

Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания

Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»1. Цель и задачи мероприятияФорма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повы...