Занятие кружка "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньги?
методическая разработка (3 класс) на тему
На данном занятии дети знакомятся с понятием деньги, для чего нужны деньги. Занятие проходит в форме интерактивной беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1._chto_takoe_dengi.dyakova_s.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дьякова С.А., учитель МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»
Финансовая грамотность
Занятие 1 .
Тема: Что такое деньги?
Форма занятия: интерактивная беседа
Цель занятия: рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Ключевой вопрос: Для чего нужны деньги?
Основные понятия:
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Жизненные ситуации
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Оборудование: карточки с тестом, карточки с практическими заданиями, презентация.
Содержание
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. Тем не менее даже сегодня в опредеённых ситуациях люди используют бартер, начиная с обменов средиколлекционеров и кончая международными коммерческими сделками. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Товарными деньгами может быть любой предмет, который представляет ценность и всеми принимается для обмена. Способность легко обмениваться называется ликвидностью. Основными товарными деньгами стали драгоценные металлы, из которых позже стали изготавливать монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.
Важной характеристикой денег является их покупательная сила, т. е. способность обмениваться на некоторое количество товаров. Если по прошествии некоторого времени за одну и ту же денежную единицу можно приобрести меньше товаров, это означает, что покупательная сила денег уменьшилась. Изменение покупательной способности денег связано с изменением цен на товары.
1.Постановка практической задачи.
Работа с учебником.
Посмотри на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане. Как ты думаешь, что это такое? Колечки для ожерелья великанши?
Нет! Колёса от первобытного танка. Тоже нет! А может, это компакт-диски древних инопланетян? И опять мимо! Низа что не догадаешься! Это... деньги. Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньгами бывают перья и гвозди, а ещё... Стоп! Не будем торопиться. Давай обовсём по порядку.
2. Постановка учебных задач.
Итак, какие задачи поставим перед собой?
1.- что такое деньги; 2.- какие они бывают ; 3 - откуда они взялись.
3. Планирование.
Что нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?
Спланировать свою деятельность: узнать теорию, затем эти знания применить на практике.
4. Освоение теоретического материала.
Появление обмена товаров.
Давным-давно, когда люди ещё охотилисьна мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось. Но шло время…Они стали встречаться и обмениваться товаром между собой.
То, что люди предлагают для обмена называется товаром.
Возникли ситуации при обмене. И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (твоя рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами. Так появились первые деньги.
-Вспомните, что было в качестве первых денег?
А вот другие примеры необычныхденег. На островах Санта-Крус деньгами служили длинные красные перья. А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то – железные гвозди и топоры, а где-то – даже шерсть слона! Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них простописали имя нового владельца. Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью.
Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги – товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если, наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его.
5. Решение практической задачи.
Практические задания
Вопросы
1. Почему люди обмениваются?
2. Если дети обмениваются игрушками, например фигурками из наборов «Лего», какая игрушка становится самой ценной?
3. Какими свойствами должен обладать предмет, чтобы его было удобно использовать в качестве денег?
4. Для чего нужна мелочь?
Тест
Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
6. Презентация решения практической задачи.
2. Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дайте общее название оставшимся словам.
Продукты, одежда, обувь, связь, игрушки, машина, телефон, телевизор.
7. Выполнение тренировочных заданий.
3. Укажите, в каких случаях деньги выполняют функции : средства обмена (а), меры ценности (б) и средства платежа (в).
При обмене мы отдаём деньги и получаем товар или услугу. Если мы видим число, обо-
значающее цену товара, то деньги являются мерой ценности. При платеже мы получаем деньги или только отдаём, ничего не получая взамен, например возвращая долги или выплачивая налоги.
• Мама купила конфеты. (…)
• Папа заплатил штраф. (…)
• Митя купил билет и едет на трамвае. (…)
• Маша знает, что книга стоит 100 р. (…)
• Илья заплатил налоги. (…)
• Поля увидела, что цены на обувь снизились. (…)
• Дедушка купил фотоаппарат. (…)
Задачи
1. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок — на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
2. Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
4. Люди изобрели деньги для того, чтобы
1) Облегчить обмен
2) Измерить ценность разных товаров
3) Иметь возможность делать накопления
4) Все ответы верны
3. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о деньгах?
- Какими свойствами могут обладать деньги?
- Для чего они нужны?
- С какими новыми понятиями познакомились?
- С какими видами денег познакомились?
Р.S.- на следущее занятие принести монеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по теме "Что такое стыд"
Это внеклассное занятие помогает детям отличать хорошие поступки от плохих!...
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС) «Что такое толерантность» Возраст: 2 класс
Описание:Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 3...
Внеклассное занятие на тему :"Что такое цирк?"
внеклассное занятие , проводимое во 2-4 классе...
Презентация урока по окружающему миру на темуЧто такое глобус(2 класс)
Разработка урока по окружающему миру на тему:"Что такое глобус"...
Внеурочное занятие по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо"
Сегодня пришла пора воспитывать детей в гармоничном сосуществовании друг с другом, в психологической готовности сберегать человеческие ценности всегда и везде. Материал мероприятия может б...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо" по теме: "Мы за мир!"
Представлена технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо" по теме :"Мы за мир!" Технологическая карта урока-это современная многоко...