Конспект урока по предмету "Математика" по теме "Равенство и неравенство"
план-конспект урока по математике

Цель урока: сформировать представление о равенствах и неравенствах; научить детей находить и различать равенство и неравенство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_uroka_ravenstvo_i_neravenstvo.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «Перспектива»

Класс: 3

Концентр: многозначные числа.

Тема урока: «Равенство и неравенство»

Цель урока: сформировать представление о равенствах и неравенствах; научить детей находить и различать равенство и неравенство.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о равенствах и неравенствах; знать признаки и уметь различать их.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь отвечать на простые и сложные вопросы учителя; уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять тему урока, цель учебной деятельности; уметь оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать других; вступать и участвовать в диалоге; уметь высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД: освоение личностного смысла учения, желания учиться; положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон (2 часть), рабочие тетради, карточки с заданиями (для каждого учащегося), карточки рефлексии (для каждого учащегося).

Логико-математический анализ темы урока:

1) Равенство (отношение равенства) в математике — бинарное отношение, наиболее логически сильная разновидность отношений эквивалентности. Равенство является интуитивно очевидным отношением: значение двух выражений одно и то же. Теория множеств, по определению, считает два объекта (то есть, два множества) равными, если они состоят из одних и тех же элементов.

Неравенство в математике — отношение, связывающее два числа или иных математических объекта с помощью одного из перечисленных ниже знаков.

Свойства числовых неравенств в некоторых отношениях близки к свойствам уравнений:

  • К обеим частям неравенства можно прибавить одно и то же число.
  • От обеих частей неравенства можно отнять одно и то же число. Следствие: как и для уравнений, любой член неравенства можно перенести в другую часть с противоположным знаком .
  • Обе части неравенства можно умножить на одно и то же положительное число.
  • Если все четыре части двух неравенств положительны, то неравенства можно перемножить.
  • Если обе части неравенства положительны, то их можно возвести в одну и ту же (натуральную) степень, а также логарифмировать с любым основанием (если основание логарифма меньше 1, то знак неравенства надо изменить на противоположный).

Конспект урока:

I. Мотивационный этап (организационный)

Общедидактическая задача этапа: создать положительную мотивацию к изучению нового учебного материала.

Вид работы: работа с предложениями.

Дидактическая задача для учителя: мотивировать учеников на изучение нового материала.

Организация деятельности: 

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

учащиеся приветствуют учителя, садятся на свои места.

У: Обратите внимание на слайд, давайте прочитаем эти предложения (учитель просит учащихся по очереди прочитать их).

1у: Больше дела, меньше слов.

2у: Торопись, да не ошибись.

3у: Учение везде найдёт применение.

4у: Где есть желание, найдётся путь.

У: Как вы понимаете смысл этих предложений?

у: На уроке надо разговаривать только по делу, не отвлекаться. Не нужно торопиться, когда выполняешь задания. Если хочешь чему- нибудь научиться, всё получится, главное иметь желание.

У: Какое предложение понравилось вам больше всего? Почему?

у: ответы учащихся, доказательства.

У: Какое из них вы выбрали бы девизом для нашего урока?

у: предлагают предложения для девиза.

У: Все эти предложения подходят для нашего урока.

Контроль-оценка: учитель хвалит учащихся, одобряет их ответы.

II. Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала.

Общедидактическая задача этапа: актуализировать и обобщить знания и умения, которые составляют способ усвоения нового учебного материала.

Вид работы: повторение учебного материала

Дидактическая задача для учителя: систематизировать знания и умения изученного учебного материала.

Организация деятельности: 

У: Ребята, скажите, что вы делали на прошлом уроке? Что изучали?

у: Изучали верные и неверные высказывания, пытались доказать что верно, а что нет.

У: А кто может сказать, что в математике является высказыванием?

у: ответы учащихся.

У: Какие могут быть высказывания?

у: Истинные и ложные.

У: Как называются высказывания, которые содержать неизвестное число?

у: Высказывания с переменной.

У: Верно! А теперь посмотрите на экран и скажите, чем отличаются записи первого и второго столбика?

у: рассматривают записи.

25 + 10 = 35

72 : 9 = 8

12 + (10 + 60) = 82

9 < 76

45 > 3

36 : 6 < 65

У: Ну и чем же они отличаются?

у: В первом столбике везде знак равно, а во втором больше или меньше. В первом столбике равенства, а во втором неравенства, потому что они не равны.

У: Молодцы! Вы всё правильно сказали. Значит тема нашего сегодняшнего урока какая?

у: Равенство и неравенство.

У: Верно! Откройте свои тетрадки, запиши число, классная работа и тему нашего урока.

у: открывают тетради, записывают.

Контроль-оценка: учитель контролирует ответы учащихся, старается дать возможность ответить всем желающим; при верном ответе хвалит, при возникновении трудностей, помогает, направляет на верный ответ.

III. Организация деятельности учащихся по усвоению учебного материала (восприятие и осмысление нового учебного содержания)

Общедидактическая задача этапа: изучить новый учебный материал с учащимися.

1Вид работы: работа с учебником.

Дидактическая задача для учителя: сформировать у детей представление о равенствах и неравенствах.

Организация деятельности:

У: Откройте учебники на странице 74. Давайте прочитаем, что написано в красной рамочке.

у: читают по очереди (по абзацам).

    Равенством называют два выражения, соединённых знаком «=». Выражения могут быть числовыми или буквенными. Если оба выражения числовые, то равенство является высказыванием, так как оно может быть либо верным, либо неверным. Например, равенство 5*5=25 верное, а равенство 3+4=9 неверное.

     Неравенством называют два выражения, соединенных знаком «<» или «>». Числовые неравенства также являются высказываниями. Например, неравенства 15 > 4, 0 < 7 являются верными, а неравенства 3 > 5 неверное.

У: Хорошо! Всем всё понятно?

у: Да!

2Вид работы: работа с карточками.

Организация деятельности:

У: У вас на партах лежат карточки с заданиями, вклейте их к себе в тетрадь.

у: вклеивают карточки в свои тетради.

У: Первое задания выполним устно.

у: учащиеся по цепочке читают выражение и говорят: равенство это или неравенство, верное оно или неверное.

Какие из равенств или неравенств верные, а какие неверные:

а) 35 : 5 = 6

б) 27 = 3 * 9

в) 18760 > 18670

г) 91 < 91

д) 18 + 47 = 47 + 18

е) 64 * 308 = 308 * 64

ж) 84 – 35 < 84 – 45

з) 28 + 398 < 45 + 398

и) 75 * 30 > 75 * 20

к) 90 – 27 > 90 - 17

У: Молодцы, ребята! А сейчас давайте отдохнём.

Физкультурная минутка.

Руки, как ветки,

А мы, как деревья, –

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим –

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки

И плавно помашем –

Так в небе летят журавли.

И как они сядут,

Мы тоже покажем –

Как крылышки сложат они.

У: А теперь тихонько сели, продолжаем работать. Второе задание будете выполнять в тетрадях и на доске (учитель сам вызывает учащихся к доске по очереди)

у: учащиеся по очереди выполняют задание у доски, остальные в тетрадях, потом проверяют.

Запишите в виде равенства высказывания:

а) 5 больше 3 на 2

б) 7 меньше 8 на 1

в) 12 больше 2 в 6 раз

г) 4 меньше 20 в 5 раз

д) а больше b в 4 раза

е) x  меньше y на 3

ж) m меньше n на 10

з) k меньше t в 7 раз

У: Молодцы! Справились с заданием.

Контроль-оценка: учитель контролировал деятельность детей, при возникновении трудностей оказывал помощь.

IV. Закрепление второго предмета усвоения (реализация второй цели урока)

Вид работы: работа с учебником

Дидактическая задача для учителя: научить детей находить и различать равенство и неравенство.

Организация деятельности: 

У: Откройте учебники на странице 75, найдите задание номер 5. Выполните его самостоятельно, затем мы проверим.

у: самостоятельно в тетрадях выполняют задание

страница 75 № 5

Подчеркните равенства одной чертой, а неравенства волнистой линией:

а) 8 + 12 = 20

б) 8 + 12 + 20

в) 8 + 12 > 20

г) 20 = 8 +12

д) a > b

е) a – b

ж) a + b = c

з) a + b * c

У: Заканчиваем работу! Давайте проверять, что у вас получилось.

у: заканчивают работу, поднимают руки, кто закончил.

У: Назовите все равенства, которые вы подчеркнули одной чертой.

у: один учащийся читает равенства, остальные проверяют.

У: Поднимите руки у кого так же?

у: поднимают руки.

У: Молодцы, всё верно! А теперь назовите неравенства.

у: один учащийся читает неравенства, остальные проверяют.

У: Поднимите руки у кого так же.

у: поднимают руки.

У: Хорошо, вы справились с заданием.

Контроль – оценка: учитель контролирует деятельность учащихся и их ответы (хвалит, одобряет).

VI. Организация контрольно-оценочной деятельности (Итог урока)  

У: Давайте подведём итог урока. Ответьте на вопросы:

1) Что нового узнали на уроке?

2) Что такое равенство?

3) Что такое неравенство?

4) Как отличить равенство от неравенства?

у: отвечают на вопросы учителя.

У: Хорошо! У вас на столах лежат карточки, возьмите их и заполните.

Рефлексия:

Сегодня на уроке я узнал (а)____________________

____________________________________________

Научился (ась) _______________________________

____________________________________________

Мне стало понятно, что ______________________

_____________________________________________

Я не понял (а)_________________________________

____________________________________________

У: Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Равенства. Неравенства."

Конспект урока по теме "Равенства. Неравенства." в 1 классе по УМК "Школа России". Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока по математике "Верные и неверные равенства и неравенства"

Конспект урока по математике "Верные и неверные равенства и неравенства" в 1 классе по программе Занкова. Цели:1. Дать понятия “верное” и “неверное” равенство и неравенство.2. Обобщать и си...

конспект урока по математике в 1 классе "Неравенства"

урок математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока математики во 2 классе "Числовые неравенства"

Конспект в виде технологической карты с подробным описанием формируемых УУД...

Конспект урока по математике. Тема урока: «Неравенства. Знаки > , < .»

Цель: Познакомить с понятием  «неравенство».Задачи:1) познакомить со знаками сравнения < , > ;2) сформировать у школьников умения читать и записывать числовые неравенства;3) преобразовывать...

Конспект урока математики на тему: "Равенство. Неравенство". 1 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока  математики в 1 классе по программе "Школа России" на тему: "Равенство. Неравенство"....