Конспект урока "Умножение 5 на 5"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок представлен для 2 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_umnozhenie_5_i_na_5_2_klass.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Моисеевка

Конспект урока

Тема: « Умножение числа 5 и на 5»

Меризанова Ольга Альбертовна,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

2024 год

Тема:

Умножение числа 5 и на 5

Цель

Познакомить с умножением с числом 5и на 5.

Задачи:

#1054;бучающие: составить таблицу умножения с числом 5.

#1056;азвивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимательность, речь и память учащихся.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность, воспитывать интерес к предмету.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные результаты: научатся составлять таблицу умножения с числом 5, закрепить знания таблицы умножения и порядка выполнения умножения и деления на 2 , 3 и 4.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи;

- овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

- уметь осознанно строить речевое высказывание, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

  • выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
  • находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
  • оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- развивать умение работать в паре;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная.

Оборудование

Ноутбук, проектор, карточки с заданием, иллюстрации, листы самооценки.

Основные понятия
и термины

Таблица умножения с числом 5

Технологии

Здоровьесберегающая, проблемное обучение, информационно-коммуникативная

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок

Все задания мы будем выполнять

Чтобы было только…пять!

- Ребята, на уроках математики вы всегда узнаёте что-то новое.

- Этот урок не будет исключением. За работу!

  • Кто сегодня пришёл к нам на урок?
  • Совершенно правильно, Знайка Математик, значит, нас ждёт новая тема. Но эту тему я сейчас объявлять не буду. Тему урока вы назовёте мне сами, если будете очень внимательными.
  • Итак, начнём работу.

(Знайка Математик, он принёс нам что - то новое).

2. Актуализация знаний

1) Актуализация изученных случаев умножения и деления, тренинг вычислительного навыка.

А) Ребята, Знайка Математик пришёл не один, а с кем он пришёл?

- Посмотрите у Печкина для нас письмо.

Давайте прочтём, что в нём? (Зачитываю текст письма)

- Ну что, ребята, поможем построить дом?

Давайте закроем глаза и мысленно перенесёмся в Простоквашино. Итак, мы очутились в Простоквашино. Перед вами проект дома, который мы с вами будем строить. Его нам приготовил архитектор. Вы знаете, кто такой архитектор? Сегодня мы с вами будем строителями. Какие профессии строителей вы знаете?

-Молодцы, ребята, много профессий назвали. Строить дом - дело серьёзное и трудное. Человеку любой профессии необходимы знания математики, в том числе и строителям. Помогать нам будут друзья из сказки. Давайте перечислим, кого мы видим на доске?

Начнём мы строительство с закладки фундамента, вы должны ответить на вопросы, которые приготовил нам Каменщик.

А сейчас мы с вами повторим, что проходили на предыдущих уроках.

Посмотрите внимательно на ряд чисел.

  • Скажите, на какие 2 группы я могу разделить все эти числа?

Какие же числа мы отнесём к 1 группе?

- Какие числа мы отнесём ко 2 группе?

  • Итак, мы разделили эти числа на 2 группы – чётные и нечётные. Давайте вспомним, какие числа мы называем чётными?
  • А нечётными?

Молодцы, ребята! С первым заданием справились, заложили крепкий фундамент дома. У каждого на парте есть листок с самооцениванием. Если вы хорошо усвоили, какие числа называются чётными и нечётными, приклеиваете большой кирпич в первую колонку, если не поняли – маленький кирпич во 2 колонку.

  • Второе задание если правильно выполните, получатся стены дома. Это задание предлагает выполнить штукатур. (Показываю картинку).

2. Арифметический диктант Игра «Математическое лото»

-А сейчас я предложу сыграть вам со мной в математическое лото. Каждый из вас получил свою игровую карточку.

- Вам нужно внимательно слушать задания, а в таблице вычеркивать только ответы. Будьте внимательны.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

- 2 умножить на 7.

- 14 разделить на 2.

- 3 умножить на 3.

- 8 разделить на 4.

- 2 умножить на 6.

- 16 разделить на 4.

- 2 умножить на 4.

- 3 разделить на 3.

- 3 умножить на 5.

- 15 уменьшить на 2

- 9 разделить на 3.

- Что у вас получилось? (Цифра 5) Оцените себя, как вы справились с работой. Молодцы стены готовы!

Что вы знаете об этом числе? Дайте характеристику числа 5.

3. Каллиграфическая минутка (запись цифры 5)

Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Вспомним правила посадки.

Руки на месте.

Ноги на месте.

Локти на месте.

Спинка прямая.

Не забывайте о том, что правильная осанка, залог здоровья.

Посмотрите на образец в тетради и пропишите цифру #1057;равните с эталоном и подчеркните те цифры, которые, на ваш взгляд получились удачно.

Почтальон Печкин (Слайд 1)

Слайд2.

Это человек, который составляет, чертит проекты домов, зданий.

Каменщик, плотник, штукатур, маляр, кровельщик.

Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин и галчонок.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

(Чётные и нечётные)

1 3 5 7 9

( Числа, которые делятся на 2, мы называем чётными)

( Нечётными, мы называем числа, которые не делятся на 2)

14

7

9

2

12

4

8

1

15

13

3

Наклеивают кирпичик

Однозначное, нечётное, содержит 5 единиц, предыдущее число 4, последующие 6.

3. Определение темы и цели урока

Посмотрите внимательно, обратите внимание на экран. –Давайте вспомним таблицу умножения, которую вы уже знаете. Вычислите по «цепочке»:

2 * 5 5 * 2

3 * 5 5 * 3

4 * 5 5 * 4

- Что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения с числами 2, 3, 4.)

- Каким правилом вы воспользовались при вычислении ответов в примерах второго столбика? (От перестановки множителей произведение не меняется.)

- Какой пример будет следующим? (5 * 5.)

- Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5.) А вы знаете таблицу умножение на 5?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Если так звучит тема, скажите, какую главную цель поставим себе на урок ? Где будем применять? (Применять полученные знания при решении примеров и задач).

Итак, переходим к главной теме нашего урока.

Тема урока: «Умножение числа 5 и на 5»

Составить таблицу умножения 5 и на 5

4. Открытие нового знания

#1057;оставление таблицы умножения с числом 5.

Посмотрите на 1-й пример таблицы.

-Почему таблица начинается не с умножения на 1, а с умножения на 5? (мы уже знаем, сколько будет 2х5, 3х5, 4х5).

-Не зная таблицу умножения на 5, как умножить 5х5.

Как найдете значение этого выражения? (5 взяли 5 раз, или 4х5=20, 20+5=25). По «цепочке « заполняем 1 столбик

-Рассмотрите, 1 столбик примеров. Какую закономерность заметили?

-Запишите в тетрадь 1 столбик.

-Рассмотрите второй столбик таблицы - Начнём заполнять 2 столбик.

Вспомните очень важное свойство умножения, с помощью которого я буду составлять 2 столбик примеров. Скажите , какой у меня должен быть записан пример? ( 5 х 5 =25, мы его не будем писать)

-Что вы заметили?

-Почему?

Не надо писать один и тот же случай.

-Действительно, у нас получится точно такой же пример. Хорошо, идём дальше. Пишем ниже 6 х 5 =30. Дальше к доске пойдёт ….(Вызываю к доске ученика)

Запись случаев умножения на 5 на доске и в тетрадях.

Как он составлен? Что используют? (переместительное свойство)

-Назовите правило.

-От перестановки мест множителей произведение не меняется.

- По «цепочке» запишем примеры и ответы примеров, читая их по - разному.

1-множитель не меняется, второй множитель увеличивается на 1, а произведение увеличивается на 5.

нет записи 5х5

(два одинаковых множителя )

От перестановки множителей произведение не меняется

Каждый раз ученик проговаривает правило: «От перестановки множителей произведение не меняется».

5. Физминутка

Мы строители с тобой (ходьба на месте)

Мы построим дом большой,

Кирпичи положим в ряд,

Стены ровные стоят ( раскрыть руки, держать вертикально)

Будут окна, будет дверь( ладони поставить перед лицом)

Не ворвётся страшный зверь!

(руки углом над головой)

( сложить руки «полочкой», 4 раза поменять их местами)

6. Первичное закрепление .

Мы составили таблицу. Для чего нам нужно знать таблицу умножения на 5?

Продолжаем строительство нашего дома нам нужно построить крышу. Ребята, а крышу кроет человек, профессия которого называется кровельщик. Чтобы крыша не протекала, была прочной, поможем Матроскину и Шарику решить примеры.

-Сейчас мы проверим, как у вас получилось запомнить таблицу.

#1054;ткройте учебник на стр 80 задание 1 по «цепочке».

2. Работа в парах по карточке.

Работа в парах по карточке

Ребята у вас на партах лежат карточки, придвиньте их к себе.

Прочтите задание про себя. Что нужно сделать? Выполните задание в парах , работаете дружно.

- Найдите верные равенства и соедините их.

5+5+5+5+5+5+5+5+5 5*2

5+5+5+5+5 +5 5*8+5

5+5+5 5*8

5+5+5+5+5+5+5 5*6

5+5 5*3

Эту таблицу нужно выучить, чтобы потом без ошибок умножать числа на 5.

Кто первым сделал, поднимает руку, учитель проверяет. Дети себя оценивают.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует самостоятельную работу.

- Чтобы достроить дом, нам осталось вставить раму и дверь. Ребята, а кто их изготавливает? Верно, плотник или столЯр. Для того чтобы вставить раму и дверь, дядя Фёдор предлагает решить примеры.

А сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на столах лежат карточки с заданием. Работа по вариантам, поэтому выполняем всё самостоятельно.

I. Вариант

5x7 8x5

5x9 6x5

II. Вариант

5x8 9x5

7x5 5x6

Организует взаимопроверку и оценку по эталону.

(На доске появляются правильные ответы)

У нас получился замечательный дом. Хорошо мы с вами потрудились . Ведь самое важное в жизни – это труд. Труд кормит человека, а лень портит. Сейчас ваш основной труд – учёба в школе.

#1040; сейчас мы решим задачу. Запишите слово «задача». Откройте страницу 80, задача 5. Познакомьтесь с задачей. Прочитайте про себя. Пожалуйста, вслух прочитает Юра, остальные следим.

О чём говорится в задаче? (О кубиках)

Что известно в задаче? (Уложили 15 кубиков и осталось на 5 кубиков меньше, чем уложили)

Повторите вопрос задачи?

Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?(нет)

Что сначала нужно найти? ( сколько кубиков осталось на столе)

Каким арифметическим действием решается 1 действие?( Вычитанием) А потом что будем делать ? ( складывать)

На доске у меня уже есть начало краткой записи, Аня пойдёт к доске и допишет краткую запись , что известно в задаче , что нужно найти.

Проговаривай вслух. Первым действием мы что найдём? ( Сколько кубиков осталось на столе)

  1. 15 – 5=10(к.) – осталось на столе
  2. Вторым действием что мы узнаем? ( Мы узнаем, сколько было кубиков) Как узнаем? 15 +10=25( к) - было

Ответ: 25 кубиков.

Плотник или столяр.

На карточке выполняют

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока.

  • Какую цель вы перед собой ставили в начале урока?
  • Удалось ли достичь цели?
  • А могут ли эти знания где – нибудь пригодиться? Как мы используем таблицу умножения в жизни?
  • Понравилось ли вам строить дом?
  • Что интересного вы узнали?
  • Сдайте свои листы с самооцениванием, я посмотрю и тоже вас оценю, отметки вам скажу на следующем уроке.
  • Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.

-Домашнее задание: выучить таблицу умножения на 5 и задание на листочках ( по выбору)

Раздаётся стук в дверь. Заходит почтальон Печкин.

- Здравствуйте, ребята! Вы хорошо сегодня поработали, все вы очень старались, справились со всеми заданиями. Вы построили красивый, просторный дом для моих друзей и они, в благодарность, отправили вам посылку. ( Передаёт её учителю). А мне пора дальше почту разносить, до свидания, ребята!

(Составить таблицу умножения и деления на 5.)

Когда считаем стоимость покупки в магазине, когда платим за электроэнергию

Как умножать число 5, кто такой архитектор, кровельщик

( Ребята благодарят Печкина и прощаются с ним).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...