Составление и решение контекстных задач, составленных на основе краеведческого материала
опыты и эксперименты по математике (2 класс)

Бурова Ирина Михайловна

Представлен опыт работы по составлению и решению контекстных задач на основе краеведческого материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burova_i._m.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Бурова И. М.

08.12.21

Семинар «Решение и составление контекстных задач на основе краеведческого материала»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Для тех коллег, которые не были на нашем семинаре в прошлый раз, поясняю, что такое контекстная задача и для чего, то, что мы делаем с коллегами очень актуально на сегодняшний день.

Слайд 2.

Слайд 3.

Все Вы слышали об указе президента от 7 мая 2018 года, который поручил правительству РФ разработать национальный проект в сфере образования и исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкуренцию российского образования и войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

По результатам международного исследования РISA 2018 года наша страна занимала приблизительно 35 позицию, т.е. мы находились в середине всего списка стран, участвующих в данном мониторинге.

Слайд 4.

А что изучает РISA? Функциональную грамотность.

Слайды 5 и 6.

Так вот, составляя контекстные задачи, мы развиваем и читательскую грамотность, и математическую, и естественно-научную, и финансовую, и цифровую, которые являются составляющими функциональной грамотности.

Слайды 7-8.

Перед Вами слайды с требованиями, предъявляемыми к составлению  контекстных задач. Я сейчас не буду подробно на этом останавливаться, так как уже поясняла на прошлом семинаре.

Слайд 9.

Но напомню лишь одно, что основная работа по составлению задач у нас проводится на внеурочной деятельности.

На прошлом семинаре я и мои коллеги поделились опытом работы по составлению контекстных задач по правилам дорожного движения на кружках одаренный ребёнок и безопасное колесо. Сегодня затронем краеведение.

Слайды 10-11

С учениками прошлого выпуска (четвероклассниками) мы с ездили в музей танка Т-34, который находится в Дмитровском районе, в деревне Шолохово. Ехали мы туда через Москву и по пути заезжали в Океанариум, который находится в ТРК «РИО». После поездки я предложила составить задачу об этой поездке. Работали в группах.

Слайды 12-14

Вот получившиеся задачи.

Через Москву

На автомобиле до ТРК «РИО» 71 км, время в пути 1ч 20 минут, от ТРК «РИО» до музея танка Т-34 18 км за 20 минут, обратно в Сергиев Посад за 1 ч 20 минут по прямой 83 км. Расход бензина на 100 км-10 л по цене 45рублей.

На городском транспорте (автобусе) до ТРК «РИО» время в пути 2 часа. Стоимость билета на автобус 200 рублей, на метро 50 рублей. От ТРК «РИО» до музея танка Т-34 1 час 30 минут. Стоимость проезда 150 рублей. Обратный путь тот же.

Рассчитать стоимость проезда и время в пути на автомобиле и городском транспорте для семьи из двух человек. Какой проезд выгоднее и на сколько рублей? Быстрее и на сколько минут?

Через Дмитров

На автомобиле

из Сергиева Посада до Дмитрова ехать 47 км. Время в пути 50 минут.  Из Дмитрова до д. Шолохово, где находится музей танка Т-34, расстояние 39 км автомобиль проезжает за 40 минут. Обратно в Сергиев Посад за 1 ч 20 минут по прямой 83 км. Расход бензина на 100 км-10 л по цене 45рублей.

На городском транспорте. На электричке из Сергиева Посада до Дмитрова ехать 1ч 20 минут. Стоимость билета 110 рублей. Из Дмитрова на автобусе до музея танка Т-34 ехать около 2-х часов. Приблизительная стоимость проезда 170 рублей. Обратно возвращаемся той же дорогой.

Рассчитать стоимость проезда и время в пути на автомобиле и городском транспорте для семьи из двух человек. Какой проезд выгоднее и на сколько рублей? Быстрее и на сколько минут?

Слайды 15 – 17

Наши дети путешествуют со своими семьями на каникулах. Очень часто учителя дают задание написать сочинение на тему «Как я провёл каникулы». А я предложила четвероклассникам вместо зтого составить контекстные задачи.  Вот такие задачи получились.

Поездка в зоопарк.

Мы решили съездить в зоопарк. Есть 2 способа. Первый – на электричке и метро. Второй – на автобусе и метро. Первый способ: на одного человека в одну сторону стоимость билета на электричке 184 рубля и 50 рублей на метро. Время в пути на электричке 1 ч 25 мин, на метро 11 минут и 20 минут пешком. Второй способ: на одного человека стоимость билета на автобусе 200 рублей. Время в пути: 1 час на автобусе, на метро 15 минут и 15 минут пешком. Рассчитайте время и стоимость поездки в зоопарк на семью из 3-х человек разными способами. Каким способом можно сэкономить время и деньги?

Автор Ефимова Валентина

Поездка в Ярославль.

Задача 1

Семья из четырёх человек собирается поехать из Сергиева Посада в Ярославль. Добраться до Ярославля можно на поезде или машине. Билет на поезд для одного пассажира стоит 812 рублей. Автомобиль расходует 10 литров бензина на 100 км пути. Цена бензина – 44 рубля 50 копеек за 1 литр. Расстояние от Сергиева Посада до Ярославля – 200 км. Сколько рублей семья потратит на наиболее дешевую поездку?

Задача 2

Семья из четырёх человек приехала в Ярославль и поселилась в гостинице, запланировав посетить планетарий, кафе, цирк, и вернуться в гостиницу. Добираться до объектов можно на такси, а можно на трамвае. Стоимость поездки на трамвае 26 рублей для одного пассажира. Добираясь от гостиницы до планетария на трамвае семья должна сделать одну пересадку, от планетария до кафе - без пересадок, от кафе до цирка - без пересадок, от цирка до гостиницы - одну пересадку. Стоимость поездки на такси от гостиницы до планетария 82 рубля, от планетария до кафе – 78 рублей, от кафе до цирка – 89 рублей, от цирка до гостиницы - 112 рублей. Какой вид транспорта необходимо выбрать семье, чтобы сэкономить? Какую сумму может сэкономить семья?

Автор Глазунов Михаил

Слайды 18-19

А в этом учебном году, в ноябре, мы с второклассниками посетили парк «Патриот» в Кубинке. Сейчас вся страна отмечает 80-летие битвы под Москвой. Поэтому поездка была очень актуальной и интересной.

Мы за определённое время посетили 5 объектов. У всех вкусы разные. Кому-то понравился один объект, кому-то второй, кому-то третий, и т.д. Я предложила распределить время экскурсии по своему вкусу.

Если бы ребята были постарше можно было бы рассчитать время, скорость и затраты на экскурсию, если добираться разными способами: по платной дороге МЦК или традиционно через Москву (по Ярославскому шоссе, МКАД, Минскому шоссе)

Решаем контекстные задачи на различных конкурсах и олимпиадах,  которые проводятся у нас на предметной математической неделе, частично на уроках (хотя скованны рамками программы), но и конечно же на кружке «Одарённый ребёнок»

Слайды 20 - 21.

Мои коллеги продолжат делиться своим опытом сегодня и конечно же мы будем рады видеть Вас на семинаре в феврале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Составление и решение контекстных задач в начальной школе

Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности  на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....

Составление и решение контекстных задач

Презентация по теме "Составление и решение контекстных задач краеведческой направленности, связанных с патриотическим воспитанием в рамках регионального мастер-класса "Составление и решение ...

Составление и решение контекстной задачи по теме "Расчет маршрутов движения"

Данная контекстная задача составляется и решается учениками на уроках математики, окружающего мира и занятиях по ПДД. Учащимся дана проблемная задача без конкретных данных и единственного решения...

Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.

Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отноше...

Составление и решение контекстных задач, составленных на основе правил дорожного движения

Представлен опыт работы мой и моих коллег на годичном семинаре практикуме по составлению и решению контекстных задач, основанных на материале ПДД....

Сборник контекстных задач, составленных в рамках работы экспериментальной площадки АСОУ по составлению контекстных задач

Данный сборникзадач составлен обучающимися начальных классов МБОУ СОШ №14 г. Сергиева Посада под руководством учителей начальных классов....