Составление и решение контекстных задач, составленных на основе правил дорожного движения
опыты и эксперименты по математике (1 класс)
Представлен опыт работы мой и моих коллег на годичном семинаре практикуме по составлению и решению контекстных задач, основанных на материале ПДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Перед Вами 2 цитаты о математическом образовании.
«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни»
«Математическое образование должно предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе».
Первое высказывание принадлежит французскому политическому деятелю и учёному Лазару Карно, современнику Наполеона. А второе - цитата из Концепции развития математического образования в РФ
Обе цитаты с разницей в 200 лет, но несут один и тот же смысл.
Несколько лет назад мне и моим коллегам предложили поучаствовать в проекте по составлению контекстных задач. В течение двух лет мы являлись экспериментальной площадкой АСОУ по работе в этом направлении.
В 2019 году мы провели региональный семинар, на котором присутствовали в основном учителя математики. Они отметили, что контекстные задачи вызывают наибольшие трудности у выпускников основного звена, при сдаче ОГЭ. То есть, решая стандартные текстовые задачи, школьники опираются на программу, школьные учебники. А контекстные задачи не являются стандартными, хоть и основаны на жизненных ситуациях. И мы, реализуя школьную программу, в основном решаем типовые текстовые задачи.
Слайд 3.
Наша начальная школа состоит из 21 класса, 18 из которых работают по учебно-методическому комплекту «Школа России». В учебных пособиях УМК «Школа России» мало нестандартных задач, а контекстные отсутствуют вообще. 2 класса учатся по УМК «Планета Знаний». В учебниках математики УМК «Планета Знаний» встречаются нестандартные задачи, ориентированные на жизненные ситуации. Есть и контекстные задачи. Как правило, в вариативной части. Но их немного. И 2 класса обучаются по методике Владимира Ивановича Жохова. Данная методика дает возможность получить более глубокие знания по математике, но она ограничена жёстким регламентом. Учителя работают на уроках строго с тем учебным материалом, который предлагает автор.
В современном образовании очень актуально стал вопрос о развитии функциональной грамотности.
Слайд 4.
Это одно из последних определений.
«Функциональная грамотность - знания и умения, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (PISA 2018)
Я уверены, что вы знакомы с работой Натальи Фёдоровны Виноградовой по формированию функциональной грамотности, в которой она выделила основные недостатки начального образования:
Слайд 5.
- трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез;
- не владеют смысловым чтением разных типов текстов;
- низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде;
- низкий уровень моделирующей деятельности
Слайд 6
А так же сформулировала причины такого состояния:
- Недооценка статуса современного младшего школьника: он может больше.
- Ориентировка на освоение предметных знаний-умений.
- Приоритет репродуктивных методов обучения.
- Младший школьник – в «тисках» инструкций, образцов, без права на свое мнение и выбор.
Слайд 7
И мы с коллегами попробуем Вам сегодня показать, как работая в данном направлении, тем самым развиваем функциональную грамотность. Причём практически все её составляющие: читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую, цифровую и глобальную грамотность.
Что же такое контекстная задача? Чем она отличается от обычной текстовой?
И как составление и решение контекстных задач влияет на развитие функциональной грамотности? На эти вопросы мы с коллегами постараемся ответить на наших заседаниях творческой лаборатории.
Слайд 8.
Дата | Тема |
13.10.21 | «Составление и решение контекстных задач, основанных на правилах дорожного движения совместно на кружках «Безопасное колесо» и «Одарённый ребёнок» |
08.12.21 | «Составление и решение контекстных задач, связанных с краеведческим направлением» |
02.02.22 | «Решение контекстных задач на уроках математики основанных на различных жизненных ситуациях» |
Слайд 9.
Контекстная задача – это задача, в условии которой известным, или данным, является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у ребят знаниями и опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней. А результатом ее решения становится встреча с учебной проблемой, то есть осознание неполноты, недостаточности своих знаний и одновременно с этим — понимание их ценности для эффективной дальнейшей деятельности.
Слайд 10.
Контекстные задачи должны отвечать ряду требований:
1) контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт, представления, знания, взгляды, мнения и т. д.;
2) контекстная задача нестандартна, оригинальна. Эта ее особенность обеспечивает эффект новизны, вызывает интерес;
3) в содержании контекстной задачи должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
4) задача должна соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;
5) контекст задачи может быть представлен в различных формах (таблицы, графики, текст, диаграммы);
6) существует математическая модель описанной в задаче ситуации, которая соответствует уровню подготовленности школьника;
7) сюжет задачи должен развиваться в соответствии с последовательностью поставленных в ней вопросов;
8) контекстная задача - это задача- «ловушка», в ней в неявном, свернутом виде заключена проблема, которая соответствует основной идее учебного занятия, его сверхзадаче.
Исходя из этого, мы с коллегами осознавали, что в рамках только учебной деятельности заниматься составлением контекстных задач будет сложно, не только потому что мы ограничены рамками программы по математике, и потому что здесь важна межпредметная интеграция. И в большей степени ориентировались на внеурочную деятельность.
Слайд 11.
Работа по составлению и решению контекстных задач у нас ведётся по следующим направлениям внеурочной деятельности:
- обще-интеллектуальное - на занятиях кружков «Одарённый ребёнок», «Юный исследователь» и «Информатика»;
- социальное направление представлено экологическим кружком, финансовой грамотностью и клубом «Безопасное колесо»;
- духовно-нравственное направление представлено кружком «Краеведение».
Наша задача заключается в том, чтобы мотивировать детей на изучение математики, показав важность интеграции этого предмета в различные отрасли жизни человека: здоровье, безопасность, профессиональную деятельность, финансы, отдых и путешествия.
Самое главное для человека – это его здоровье и безопасность. Поэтому наша первая встреча посвящена теме «Составление контекстных задач, связанных с ПДД.
Слайд 12.
На первых занятиях клуба «Безопасное колесо» дети составляют план безопасного пути в школу, где ребята учатся рассчитывать оптимальное расстояние, время с учетом правил дорожного движения. Разве это не социально-значимая для каждого ребёнка задача? Позднее на практических занятиях в авто-вело-городке ребята, пользуясь разными транспортными средствами (самокатом, велосипедом) или пешком добираются из точки А в точку В разными маршрутами. На основе этого составляется задача по расчету расстояния, скорости и времени в пути. И мы с коллегами сегодня поделимся опытом работы по составлению задач этой тематики.
Слайд 13.
Полученные знания потом применяются при составлении задач туристическо-краеведческой направленности. Мы живем в центре православной культуры. Сергиев Посад входит в состав Золотого кольца России. Также мы находимся вблизи других городов, исторических и культурных центров: Москва, Ярославль, Дмитров, Переславль-Залесский. Наши учащиеся часто путешествуют как в коллективах, так и с семьями.
Поэтому большинство задач у наших учеников туристической тематики.
Конечно, на этих кружках собирается материал для создания задач.
Непосредственная работа по составлению задачи ведется на кружках «Юный исследователь» и «Одарённый ребенок». И, как правило, это групповая работа.
Слайд 14.
Каковы особенности контекстных задач?
- Условие задачи должно быть сформулировано как сюжет, ситуация или проблема (знакомая ребенку из повседневной жизни), для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи.
- Вопрос задачи должен быть поставлен так, чтобы отсутствовал эталон «правильности», вопрос должен предполагать множественность правильных ответов.
- Условие задачи должно/может содержать избыточные, недостающие или противоречивые данные.
- Задача может иметь несколько способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
- Результат, полученный при решении задачи, должен быть значим для ребенка лично или для его ближайшего окружения.
Слайд 15.
Основные требования для составления контекстных задач
Требование | Образовательная функция |
Описанная в задаче ситуация должна быть знакома учащемуся. | Ориентирует учащихся в области реального приложения знаний. |
Разрешение ситуации должно быть личностно значимо для учащегося. | Формирует потребность практического использования знаний. |
Вопрос задачи должен быть поставлен так, чтобы отсутствовал эталон «правильности», вопрос должен предполагать множественность правильных ответов. | Освобождает деятельность от ориентации на внешние критерии правильности (критерии взрослого). Формирует внутренние критерии правильности. |
Слайд 16.
Как рождаются контекстные задачи?
Очевидно, что каждая из них – это плод творческой фантазии учителя, помноженной на знание предмета. Но можно предложить и «алгоритмизированный» вариант творческого поиска:
- Определить тему предстоящего урока, подумать, что в этой теме ученикам уже может быть известно.
- Определить, что в содержании темы будет для учеников новым.
- Подумать, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
- Сформулировать ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно- значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.
- Вспомнить или придумать какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно- значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
- Составить текст – описание данной ситуации, то есть описать условие контекстной задачи.
- Сформулировать задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.
- Оценить качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций:
- во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;
- во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.
Из моего опыта работы.
В этом году у меня 2-й класс. И как я уже говорила, что ребята у нас на кружке «Безопасное колесо» учатся составлять план безопасного пути в школу и наоборот. Единственное я попросила его в этом учебном году модернизировать и сделать 2 варианта пути. В первую очередь это связано с тем, что ребята становятся самостоятельнее и многие в этом году в школу ходят одни без сопровождения родителей. Кого-то утром могут проводить родители, а после уроков идут домой самостоятельно.
И вот что у нас получилось.
Слайд 17.
Как Вы понимаете, что 8-летнему ребёнку трудно полностью выполнить это задание. Поэтому конечно же помогали родители. Но оформляли свои планы всё же преимущественно сами.
Слайды 18 -19.
Потом на кружке «Безопасное колесо» дети достаточно подробно по плану описали оба пути в школу с точки зрения безопасности дорожного движения, назвав знакомые дорожные знаки и пешеходные переходы.
Слайды 20 -21
А на кружке «Одарённый ребёнок», разбившись на группы, ребята перенесли информацию из плана в таблицы.
Как Вы видите на фотографиях, дети работают с информационным материалом: план местности, работа с таблицей (внесение данных) и формулировка вопроса. Кстати на последней карточке ребята сформулировали вопрос устно. И поэтому вместо вопроса сразу записали решение и ответ. Правда потом вопрос оказался записанным на обратной стороне.
Вы возразите, что это стандартная задача на нахождение разницы во времени. И мы с ребятами это обсудили.
Во – первых, они пришли к выводу, что им ещё не хватает вычислительных навыков, чтобы узнать разницу в расстоянии.
Во- вторых, они не умеют пока выполнять расчет времени и расстояния, чтобы воспользоваться разными возможностями попасть домой вовремя. А для этого необходимо уметь рассчитать время выхода из дома в школу или наоборот. И тогда вопрос задачи уже будет звучать так:
Слайд 22
«Успеет ли Маша покачаться на качелях во дворе, если пойдёт длинным путём , проходя мимо детской площадки, если у неё 6 уроков, а дома нужно быть ровно в 15 -00?»
Это и есть контекстная задача.
- Жизненно-важная ситуация для ребёнка отражена.
- Недостаток данных присутствует. Для того чтобы рассчитать время необходимо воспользоваться дорожной картой, таблицей с данными, которую составили ребята. Знать расписание звонков в школе, учесть время, которое уйдет на то чтобы одеться и выйти из школы, а так же рассчитать время на дорогу, учитывая особенности ПДД.
- И конечно же мотивация к учению. Для чего необходимо получать математические знания, умения и навыки.
Есть к чему стремиться!
Эту задачу можно будет решить во втором триместре.
Слайд 23
А вот в 4- м классе можно будет рассчитывать более экономичную стоимость поездки до школы тем детям, которые живут в других микрорайонах города. Но здесь помимо этих данных нужно будет узнать стоимость билетов на общественный транспорт, цену на горючее. А нужно будет выполнить расчёт скорости и расход бензина.
Сейчас подобные задачи приходится решать нам взрослым в своей повседневной жизни, и в т.ч. и родителям наших учеников. Но время бежит быстро. И такая ответственность в будущем ляжет на плечи этих ребят.
Слайд 24.
Применение контекстных задач в обучении способствует:
- изменению организационных форм учебного процесса, структуры образовательного процесса в целом;
- формированию навыков продуктивной деятельности: добыванию знаний непосредственно из реальной действительности;
- овладению приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
- адекватному применению знаний для решения возникающих проблем в повседневной жизни;
- изменению форм и методов оценивания (введению новых критериев оценки, расширению того, что оценивается, и т. д.);
- формированию способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений планировать деятельность по достижению результата, выполнить программу и представить результаты своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач. Составление и решение обратных задач.
Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...
Презентация, составленная из рисунков детей 1 класса на тему "Правила дорожного движения"
Прузентация по ПДД...
Составление и решение контекстных задач в начальной школе
Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....
Составление и решение контекстных задач
Презентация по теме "Составление и решение контекстных задач краеведческой направленности, связанных с патриотическим воспитанием в рамках регионального мастер-класса "Составление и решение ...
Составление и решение контекстной задачи по теме "Расчет маршрутов движения"
Данная контекстная задача составляется и решается учениками на уроках математики, окружающего мира и занятиях по ПДД. Учащимся дана проблемная задача без конкретных данных и единственного решения...
Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.
Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отноше...
Составление и решение контекстных задач, составленных на основе краеведческого материала
Представлен опыт работы по составлению и решению контекстных задач на основе краеведческого материала...