Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.
статья по математике (3 класс)
Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Технология контекстного обучения обычно применяется в профессиональных учебных заведениях. Однако его польза неоспорима в формировании функциональной грамотности. Использование элементов контекстной технологии в виде контекстных задач отнюдь не панацея, но один из шагов к заветной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_i_reshenie_kontekstnyh_zadach_s_ispolzovaniem_pdd.docx | 82.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление и решение контекстных задач с использованием ПДД.
Согласно новым образовательным стандартам основной задачей школы является формирование функционально грамотной личности. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, а именно:
- грамотность в чтении и письме,
- естественнонаучная грамотность,
- математическая грамотность,
- компьютерная грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальная грамотность .
Наш класс работает по образовательной системе «Школа России». К сожалению, учебные материалы в пособиях являются типовыми и стандартными. Работая только по материалам учебников, ученики учатся выполнять задания конкретного типа, не перенося их в жизнь. Дети не умеют применять свои знания в реальной ситуации. Стоит только предложить им нестандартную (нетиповую) задачу, сразу у большинства возникают трудности в ее решении. Учащимся сложно увидеть практическую пользу в учебном материале. Нестандартные задания встречаются в олимпиадах, комплексных диагностических работах. Очень часто ученики, хорошо успевающие по предметам, с таким заданиями не справляются. Убедившись в этом на практике, я как учитель начала поиск инструментов для устранения пробелов. В нашей школе уже несколько лет работает экспериментальная площадка по решению и составлению контекстных задач в начальной школе. Технология контекстного обучения обычно применяется в профессиональных учебных заведениях. Однако его польза неоспорима в формировании функциональной грамотности. Использование элементов контекстной технологии в виде контекстных задач отнюдь не панацея, но один из шагов к заветной цели.
Над контекстными задачами мой класс начал работать в этом учебном году. Прошлогодние комплексные метапредметные работы (КДР) показали, что ребята не умеют применять свои знания в нестандартных условиях, критически мыслить и оценивать результаты, не видят практической пользы от изучаемого материала. Я думаю, что решение и составление контекстных задач поможет восполнить ребятам имеющиеся пробелы. Пока мы только в начале пути освоения такого рода заданий, времени требуется много на понимание системы работы. Потому работать в этом направлении мы начали на занятиях по внеурочной деятельности. В начале учебного года большое внимание уделяется безопасности на пути из дома в школу. Именно поэтому наши первые контекстные задачи, которые мы начали решать, будут связаны с ПДД. Я хочу поделиться одной из первых задач, составленных нашим классом. Поначалу это вылилось в небольшой проект.
Наша школа сотрудничает с Домом детского творчества «Родник», который находится недалеко от школы. Наш класс периодически приглашается на посещение различных мероприятий.
В этом учебном году нас пригласили на мастер-класс. Я решила эту ситуацию использовать в контекстной задаче. Ведь ребята редко задумываются о том, как они идут, сколько времени на это уходит. Большинство третьеклассников ходят в школу и на кружки самостоятельно. Не умея выбрать правильный маршрут и рассчитать время, они часто опаздывают на занятия, а иногда попадают в опасные ситуации. Поэтому перед посещением мероприятия ребятам было предложено составить более удобный безопасный маршрут от школы до ДДТ «Родник» и рассчитать время. Путь пролегает через проезжую часть. Совместно с педагогом клуба «Безопасное колесо» мы работали над этим проектом.
Что нужно было сделать:
- На плане местности проложить возможные маршруты движения с учетом ПДД.
- Практическим путем рассчитать данные по каждому маршруту и внести их в таблицу.
- На основе имеющихся данных составить задачу и решить ее.
- Применить решение на практике.
Какие умения и знания нам понадобятся для выполнения этого задания?
Предметная область | знание | умение |
ОБЖ | Правила перехода через проезжую часть. | Стоить безопасный маршрут на плане местности. |
Математика | Едины измерения времени: час, минута, секунда Сложение и вычитание чисел в пределах 100 | Рассчитывать время выхода и прибытия Складывать и вычитать устно и письменно |
Чтобы построить маршрут, воспользовались приложением Яндекс.карты. Совместно мы проложили варианты возможных маршрутов с учетом ПДД, обсуждая каждый вариант. Далее учащиеся разбились на 2 группы. Каждая группа имела карту-план с маршрутами и табличку для внесения с данных.
Выйдя на улицу, каждая группа измерила расстояние и время выбранного пути и занесла в таблицу. Соединив данные, получилось следующее.
маршрут | Кол-во шагов | Время |
Вариант 1 (з) | 435 | 6 мин. 30 сек. |
Вариант 2 | 515 | 8 мин. 30 сек. |
Используя полученные данные, совместно составили такую задачу:
Учащихся 3 В класса пригласили на мастер-класс в ДДТ «Родник» , который начинается в 13.00. Выбери безопасный маршрут для твоего класса и рассчитай время, во сколько нужно выйти из школы, чтобы не опоздать на мероприятие. При этом нужно учесть время на переодевание по прибытию.
Для удобства мы вместе уточнили условия:
На переодевание на ДДТ «Родник потребует примерно 10 мин. Значит, на месте нужно быть в 12ч 50 мин.
Каждая группа посчитала время для своего маршрута.
1 вариант маршрута
Если на дорогу потребуется 6 мн. 30 сек., из школы класс должен выйти:
12.ч 50 мин. – 6 мин. 30 сек. = 12 ч 43 мин. 30 сек.
2 вариант маршрута
Если на дорогу потребуется 8 мин. 30 сек., то из школы нужно выйти в :
12 ч 50 мин.-8 мин. 30 сек. = 12 ч 41 мин. 30 сек.
Сравнив оба вычисления на доске, учащиеся пришли к выводу, что первый вариант пути удобнее - требует меньше времени на передвижение. Однако это была ловушка. Выбранный вариант пути проходит рядом с перекрестком, что снижает уровень безопасности из-за того, что хуже видимость на дороге, движение автомашин происходит в разном направлении, а мы должны двигаться большой группой, перед переходом нет искусственной неровности для снижения скорости автомобилей.
Второй вариант пути является более безопасным, так как там в первой половине дня находится регулировщик, нет рядом перекрестка, имеется импульсный односекционный светофор-иникатор пешеходного перехода, привлекающий внимание водителя, перед переходом имеется «лежачий полицейский».
В день посещения мастер-класса, мы вышли из школы в рассчитанное время по выбранному маршруту, и пришли на мероприятие вовремя.
Результат работы с этой задачей:
- Учащиеся наглядно увидели, как имеющиеся знания помогают решить жизненные проблемы.
- Полученные решения мы применили на практике.
- Задача заставила рационально мыслить, отойти от привычных шаблонов.
- Ученики учились критически оценивать свои результаты, делать выводы.
- Учились работать с инфографикой.
На следующих занятиях мы составляли похожие задачи, используя заранее подготовленные дома планы с маршрутами и данными в таблицах. Условиями были реальные ситуации из жизни ребят:
1. Рассчитать время выхода из дома по разным маршрутам до места проведения кружка , секции, музыкальной школы, чтобы не опоздать на занятие.
2. Рассчитать время, когда выходить из дома для разных маршрутов, чтобы не опоздать на праздник.
В дальнейшем мы планируем составлять контекстные задачи не только с использованием ПДД, но и других жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Составление и решение простых задач.
Урок математики в 1 классе по теме "Составление и решение простых задач"...
Решение задач. Составление и решение обратных задач.
Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...
Составление и решение контекстных задач в начальной школе
Из опыта работы по составлению и ирешению контестных задач туристическо-краеведческой направленности на уроках математик и внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....
Составление и решение контекстных задач
Презентация по теме "Составление и решение контекстных задач краеведческой направленности, связанных с патриотическим воспитанием в рамках регионального мастер-класса "Составление и решение ...
Составление и решение контекстной задачи по теме "Расчет маршрутов движения"
Данная контекстная задача составляется и решается учениками на уроках математики, окружающего мира и занятиях по ПДД. Учащимся дана проблемная задача без конкретных данных и единственного решения...
Составление и решение контекстных задач, составленных на основе правил дорожного движения
Представлен опыт работы мой и моих коллег на годичном семинаре практикуме по составлению и решению контекстных задач, основанных на материале ПДД....
Составление и решение контекстных задач, составленных на основе краеведческого материала
Представлен опыт работы по составлению и решению контекстных задач на основе краеведческого материала...