технологическая карта урока математики
методическая разработка по математике (4 класс)

Хмельникова Анжела Викторовна

Технологическая карта урока математики в 4 классе по программе Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика     4 класс       21. 12. 2023 год

Тип урока : урок «открытия»  нового знания

№ 59  Тема: Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме

Цели: формировать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

I. Предметные

·        познакомить учащихся с решением задач нового вида,

·        совершенствовать навыки счета,

·        работать над развитием математической речи,

·        использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),

·        создать алгоритм для решения задач нового вида;

    II. Метапредметные  

 1.Познавательные УУД:

·  находить основное отличие  задач нового вида,

·  выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

              2.РегулятивныеУУД:

·        принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

             3. Коммуникативные УУД:

·        совершенствовать  умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,

·        планировать и согласованно     выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

·        совершенствовать умение договариваться при работе в паре,  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу;

 

III. Личностные УУД

·        развивать познавательный интерес  к  предмету

 

Оборудование: раздаточный материал, две ёлки (50 см), ёлочные игрушки, коробки для игрушек ноутбук

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности

- Всем, всем, здравствуйте.

- Ребята, в преддверии какого праздника проходит наш урок? (В преддверии Нового года).

- У вас хорошее настроение в ожидании этого праздника?

 -Хорошее настроение позволит нам успешно работать и принесёт нам всем  радость общения друг с другом. 

- А какой есть обязательный атрибут новогоднего праздника?  (Ёлка)

- Дома у вас уже появилась ёлочка?

- Ну, конечно же, какой Новый год без нарядной ёлки.

- Главным деревом славян - олицетворением добрых сил был дуб. Так было до 1 января одна тысяча семисотого (1700) года. Именно в этот день по Указу Петра I начали встречать Новый год под нарядной ёлочкой.

- Сегодня я предлагаю и в нашем классе нарядить ёлку, да не одну, а две. Каждая пара (группа) будет украшать свою ёлочку. А что надо для украшения ёлки? (игрушки)

Да не просто украшать, а ещё и развивать свои математические умения (способности).

"Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»  Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать  выводы, приводить "ум в порядок").  Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем.

II. Актуализация и пробное учебное действие

а)Устный счет

- Я читаю задания, а вы называете ответы. Не забываем поднимать руку!

1) Уменьшите число 270 на 90;   (180),

2) Увеличьте число 560 на 240; (800),

3) Если число 60 увеличить в 9 раз, то получится ... 540

4) Если число 630 уменьшить в 70 раз, то получится ... 9

 5)Цена шапки 780 р, шарф на 100 р. дешевле. Сколько стоит шарф? (680 р)

6) На столе восемь книг, на полке в три раза больше. Сколько книг на полке? (24 к),

7) В упаковке 100 бенгальских огней, а хлопушек - на  28 меньше, чем огней. Сколько хлопушек в упаковке? 72

8) В упаковке 100 бенгальских огней, их на 28 больше, чем хлопушек. Сколько хлопушек в упаковке?

- Ребята, два последних задания чем интересны? Задачи в прямой и косвенной форме.

По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

Итог:  С этими заданиями справились хорошо, молодцы! Идём дальше.

Действительно "Математика ум в порядок приводит»  

б) Решите примеры. Запишите буквы под ответами. Прочитайте слово

60 х 4 - А    3х 150- 450    375:375 – Д    3 х 80  - А    72 : 18 – Ч    200 : 5 - И

450

240

1

240

4

40

- По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

III. Выявление места и причины затруднения

а) Самоопределение к деятельности

- Кто мне скажет тему сегодняшнего урока?

- Предположите, чем будем заниматься дальше?  (решать задачи)

- Какие задача обозначим на наш урок?

б) Работа одного из пары у доски

(у доски по одному ученику из каждой пары)

— Нарисуйте круги так, чтобы в верхнем ряду их было 6 и в 2 раза больше, чем в нижнем ряду. Сколько кругов в нижнем ряду? (3.)

—  Как вы узнали? (Если в верхнем ряду кругов в 2 раза больше, то в нижнем в 2раза меньше, 6:2 = 3.)

(у доски по одному ученику из каждой пары)

—  Нарисуйте 4 квадрата в верхнем ряду. Их должно быть в 2 раза меньше, чем треугольников в нижнем ряду. Сколько треугольников нужно нарисовать? (4 х 2 = 8.)

—  Почему вы умножали, если сказано «в 2 раза меньше»? (Меньше квадратов, значит, треугольников  в 2раза больше.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.)

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

IV. Реализация построенного проекта

 Решение простых обратных задач нового вида

—  Значит, нам понадобится при решении задач Алгоритм.

- Прочитаем его.

Алгоритм решения задач в косвенной форме

   1. Прочитать задачу.

   2. Выделить ключевые слова.

   3. Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

   4. Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

   5. Выбрать действие.

   6. Решить задачу.

   7. Записать ответ.

—  Прочитайте задачу 1. На ёлке висит 56 шаров, это в 7 раз больше, чем сосулек. Сколько сосулек висит на ёлке?(Два числа относятся к одному и тому же объекту.Один объект обозначен дважды, причём второй раз относительно неизвестной, другой объект совсем не описан в числах).В ней говорится  только про шары, а просят найти количество сосулек).

- Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (На ёлке шаров больше. Нужно найти, сколько сосулек висит на ёлке. Значит, нужно найти меньшее число.)

—  Запишите решение задачи. (56:7=8 (сосулек)

—  Прочитайте задачу 2.На ёлке висит 8 сосулек, это в 7 раз меньше, чем шаров. Сколько шаров висит на ёлке?

 Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (На ёлке висит сосулек меньше. Нужно найти, сколько шаров висит на ёлке. Значит, нужно найти  большее число.)

—  Запишите решение задачи. (8• 7 56 (шаров)

—  Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

- О чём надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче?   (надо понимать, какое число находим: большее или меньшее).

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

V. Первичное закрепление учебного действия

 Решение составных задач нового вида

—  Прочитайте задачу.

  Шоколадный снеговик стоит 76 рублей, это в 4 раза дешевле, чем шоколадный Дед Мороз. Сколько всего стоят шоколадный снеговик и шоколадный Дед Мороз?

—  Назовите ключевые слова этой задачи. (снеговик, дед мороз.)

—  Что известно о шоколадном снеговике? (он стоит 76 рублей, и это в 4 раза дешевле, чем шоколадный дед мороз.)

—  Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего рублей стоят шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз?.)

—  Что нужно знать, чтобы сказать, сколько всего рублей стоят шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз?) (Сколько стоит шоколадный снеговик и сколько стоит шоколадный дед мороз.)

—  Мы знаем, сколько стоит шоколадный дед мороз? (Нет.)

—  Какие слова помогут ответить на этот вопрос? (Шоколадный снеговик стоит 76 рублей, это в 4 раза дешевле, чем шоколадный Дед Мороз. Значит, шоколадный Дед Мороз стоит в 4 раза дороже).

—  Мы знаем, сколько стоит шоколадный снеговик? (Да, 76 рублей.)

—  Сделайте краткую запись и решите задачу.

Решение

1) 76 х 4= 304 (р) - Дед Мороз;

2) 76 + 304 = 380 (р) - всего

- Кто может составить одно числовое выражению по решению этой задачи?

(76 х 4) + 76 = 380 (р)

Ответ: вместе шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз стоят 380 рублей.

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

VI. Физминутка

Музыкальная игра "Мы повесим шарики"

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах.

- А сейчас поработайте в парах (группах).

- Прочитайте задания.

1 пара(группа): Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В сундуке Снегурочки 85 подарков, а в сундуке Деда Мороза подарков в 3 раза больше, чем в сундуке у Снегурочки. Сколько подарков в сундуке Деда Мороза?

Ответ: В сундуке Снегурочки 85 подарков, их в 3 раза меньше, чем в сундуке у Деда Мороза. Сколько подарков в сундуке Деда Мороза?

2 пара (группа): Из предложенных задач  выберите  задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.

  Задача №1 В новогоднюю ночь мы запустили салют из 42залпов, а у наших соседей в салюте было в 6 раз залпов меньше. Сколько залпов в салюте было у соседей?

  Задача №2 В новогоднем спектакле участвовали 14 детей, что в 3 раза меньше, чем взрослых. Сколько взрослых принимали участие в новогоднем спектакле?

  Задача №3  В книге  17 страниц занимают стихотворения о зиме, а сказки занимают на 28 страниц больше.  Сколько страниц в книге занято сказками?

Проверка:  (Каждая пара (один ученик из пары) представляет решение своей задачи у доски).

VIII.  Включение в систему знаний и повторение

а) Задание на логику

Коля, Лёша, Вова и Саша собираются пойти на новогодний праздник. При этом мальчики хотят надеть маски разных зверей. У Коли есть маски собаки и кролика, у Лёши-кролика и тигра,  у Вовы- быка и собаки, а у Саши -маска быка. Какую маску наденет Коля? (кролика). Какую маску наденет Лёша? (тигра).

б) Соедини условие задачи и выражение для её решения

     

На ёлке 15 жёлтых огоньков, это на 5 огоньков больше, чем красных. Сколько красных огоньков на ёлке?

   

       15 х 5

     

      15 : 5

      15 + 5

   

      15 - 5   

Площадь участка под новогоднюю ёлку в офисе занимает  15 м², что в 5 раз больше площади участка под новогоднюю ёлку в доме. Чему равна площадь участка в доме?

Под ёлкой  15 подарков для девочек, а для мальчиков подарков в 5 раз меньше. Сколько подарков под ёлкой для мальчиков?

На приготовление новогоднего салата маме потребовалось 15 минут, это в 5 раз меньше времени, затраченного ею на приготовление новогоднего торта. Сколько времени мама готовила новогодний торт?

Длина новогодней свечки 15 см. Она на 5 сантиметров короче новогодней звезды. Чему равна длина новогодней звезды?

- Выполним проверку. Обменяемся выполненными заданиями в парах и выполним проверку.

- Кто из пары выступит с результатами проверки?

IХ.   Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, важно ли нам в жизни уметь решать задачи, сформулированные в  косвенной форме?- Приведите примеры?

—  Оцените свою работу на уроке. Какими нарядными стали ваши ёлочки в конце урока! У вас хорошее настроение в конце урока?  Позволило ли вам хорошее настроение успешно работать и принесло ли нам всем  радость общения друг с другом?

—  Чем интересны задачи, которые мы решали?

—  Какие темы мы повторили сегодня на уроке?

—  У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Стр. 84   № 380, № 381

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ c. ЛИПОВКА - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.им. ТЕЛЬМАНА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта урока математики в 4 классе

"Решение задач на увеличение( уменьшение ) числа в несколько раз,

 выраженных в косвенной форме"

урок «открытия»  нового знания

Учитель:

Хмельникова Анжела Викторовна

21. 12. 2023 год

Самоанализ урока математики в 4 классе

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Учащиеся имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе двое учащихся  с высокой работоспособностью и двое учащихся с работоспособностью ниже среднего уровня. Урок построен с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

Тема урока: Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме

Тема урока соответствует календарно тематическому планированию по учебнику «Математика» 4 класс (1 часть) автор М.И. Моро. М: Просвещение 2021 г.

Тип урока: урок «открытия»  нового знания

Данный тип урока имеет своё структуру.

Структура урока «открытия»  нового знания

1.        Мотивирование к учебной деятельности.

2.        Актуализация и пробное учебное действие.

3.        Выявление места и причины затруднения.

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

5.        Реализация построенного проекта.

6.        Первичное закрепление учебного действия.

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.        Включение в систему знаний и повторение.

9.        Рефлексия учебной деятельности.

Цель урока: формировать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки.

В ходе урока  шла работа по формированию универсальных учебных действий:

I. Предметные

·        познакомить учащихся с решением задач нового вида,

·        совершенствовать навыки счета,

·        работать над развитием математической речи,

·        использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),

·        создать алгоритм для решения задач нового вида;

    II. Метапредметные  

 1.Познавательные УУД:

·  находить основное отличие  задач нового вида,

·  выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

              2.РегулятивныеУУД:

·        принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

             3. Коммуникативные УУД:

·        совершенствовать  умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,

·        планировать и согласованно     выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

·        совершенствовать умение договариваться при работе в паре,  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу; 

III. Личностные УУД

·        развивать познавательный интерес  к  предмету

Использовались следующие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие - эмоциональный настрой, физминутка, смена видов деятельности;
  • технология деятельностного метода - обучение на основе учебных ситуаций.

    - технология сотрудничества (работа в группах-парах). 

На уроке я использовала следующие приёмы и методы:

  • словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
  • наглядные (карточки с текстами задач,  алгоритм, две ёлки, ёлочные игрушки);
  • письменных и устных заданий и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;
  • В ходе урока были использованы  коллективная форма работы учащихся и  работа в группах (парах).

Перед уроком проверено оборудование рабочего места (есть ли всё необходимое к работе).

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-практической.

На уроке проходило соблюдение техники безопасности, санитарно и гигиенических норм. Организация динамической паузы.

 Организованность и дисциплина учащихся на уроке. Создавала на уроке спокойную и деловую атмосферу сотрудничества. Проходила работа над переутомлением и перегрузкой учащихся.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Осуществлялась  связь с жизненными ситуациями.

Наличие интереса к изучаемому материалу и предмету в целом.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, сформированость умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Материал, подобранный для урока, был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения себя оправдали.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали хорошее качество знаний. Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоение темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.



Предварительный просмотр:

Математика     4 класс       21. 12. 2023 год

Тип урока : урок «открытия»  нового знания

№ 59  Тема: Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме

Цели: формировать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

I. Предметные

·        познакомить учащихся с решением задач нового вида,

·        совершенствовать навыки счета,

·        работать над развитием математической речи,

·        использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),

·        создать алгоритм для решения задач нового вида;

    II. Метапредметные  

 1.Познавательные УУД:

·  находить основное отличие  задач нового вида,

·  выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

              2.РегулятивныеУУД:

·        принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

             3. Коммуникативные УУД:

·        совершенствовать  умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,

·        планировать и согласованно     выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

·        совершенствовать умение договариваться при работе в паре,  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу;

 

III. Личностные УУД

·        развивать познавательный интерес  к  предмету

 

Оборудование: раздаточный материал, две ёлки (50 см), ёлочные игрушки, коробки для игрушек ноутбук

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности

- Всем, всем, здравствуйте.

- Ребята, в преддверии какого праздника проходит наш урок? (В преддверии Нового года).

- У вас хорошее настроение в ожидании этого праздника?

 -Хорошее настроение позволит нам успешно работать и принесёт нам всем  радость общения друг с другом. 

- А какой есть обязательный атрибут новогоднего праздника?  (Ёлка)

- Дома у вас уже появилась ёлочка?

- Ну, конечно же, какой Новый год без нарядной ёлки.

- Главным деревом славян - олицетворением добрых сил был дуб. Так было до 1 января одна тысяча семисотого (1700) года. Именно в этот день по Указу Петра I начали встречать Новый год под нарядной ёлочкой.

- Сегодня я предлагаю и в нашем классе нарядить ёлку, да не одну, а две. Каждая пара (группа) будет украшать свою ёлочку. А что надо для украшения ёлки? (игрушки)

Да не просто украшать, а ещё и развивать свои математические умения (способности).

"Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»  Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать  выводы, приводить "ум в порядок").  Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем.

II. Актуализация и пробное учебное действие

а)Устный счет

- Я читаю задания, а вы называете ответы. Не забываем поднимать руку!

1) Уменьшите число 270 на 90;   (180),

2) Увеличьте число 560 на 240; (800),

3) Если число 60 увеличить в 9 раз, то получится ... 540

4) Если число 630 уменьшить в 70 раз, то получится ... 9

 5)Цена шапки 780 р, шарф на 100 р. дешевле. Сколько стоит шарф? (680 р)

6) На столе восемь книг, на полке в три раза больше. Сколько книг на полке? (24 к),

7) В упаковке 100 бенгальских огней, а хлопушек - на  28 меньше, чем огней. Сколько хлопушек в упаковке? 72

8) В упаковке 100 бенгальских огней, их на 28 больше, чем хлопушек. Сколько хлопушек в упаковке?

- Ребята, два последних задания чем интересны? Задачи в прямой и косвенной форме.

По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

Итог:  С этими заданиями справились хорошо, молодцы! Идём дальше.

Действительно "Математика ум в порядок приводит»  

б) Решите примеры. Запишите буквы под ответами. Прочитайте слово

60 х 4 - А    3х 150- 450    375:375 – Д    3 х 80  - А    72 : 18 – Ч    200 : 5 - И

450

240

1

240

4

40

- По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

III. Выявление места и причины затруднения

а) Самоопределение к деятельности

- Кто мне скажет тему сегодняшнего урока?

- Предположите, чем будем заниматься дальше?  (решать задачи)

- Какие задача обозначим на наш урок?

б) Работа одного из пары у доски

(у доски по одному ученику из каждой пары)

— Нарисуйте круги так, чтобы в верхнем ряду их было 6 и в 2 раза больше, чем в нижнем ряду. Сколько кругов в нижнем ряду? (3.)

—  Как вы узнали? (Если в верхнем ряду кругов в 2 раза больше, то в нижнем в 2раза меньше, 6:2 = 3.)

(у доски по одному ученику из каждой пары)

—  Нарисуйте 4 квадрата в верхнем ряду. Их должно быть в 2 раза меньше, чем треугольников в нижнем ряду. Сколько треугольников нужно нарисовать? (4 х 2 = 8.)

—  Почему вы умножали, если сказано «в 2 раза меньше»? (Меньше квадратов, значит, треугольников  в 2раза больше.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.)

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

IV. Реализация построенного проекта

 Решение простых обратных задач нового вида

—  Значит, нам понадобится при решении задач Алгоритм.

- Прочитаем его.

Алгоритм решения задач в косвенной форме

   1. Прочитать задачу.

   2. Выделить ключевые слова.

   3. Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

   4. Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

   5. Выбрать действие.

   6. Решить задачу.

   7. Записать ответ.

—  Прочитайте задачу 1. На ёлке висит 56 шаров, это в 7 раз больше, чем сосулек. Сколько сосулек висит на ёлке?(Два числа относятся к одному и тому же объекту.Один объект обозначен дважды, причём второй раз относительно неизвестной, другой объект совсем не описан в числах).В ней говорится  только про шары, а просят найти количество сосулек).

- Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (На ёлке шаров больше. Нужно найти, сколько сосулек висит на ёлке. Значит, нужно найти меньшее число.)

—  Запишите решение задачи. (56:7=8 (сосулек)

—  Прочитайте задачу 2.На ёлке висит 8 сосулек, это в 7 раз меньше, чем шаров. Сколько шаров висит на ёлке?

 Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (На ёлке висит сосулек меньше. Нужно найти, сколько шаров висит на ёлке. Значит, нужно найти  большее число.)

—  Запишите решение задачи. (8• 7 56 (шаров)

—  Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

- О чём надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче?   (надо понимать, какое число находим: большее или меньшее).

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

V. Первичное закрепление учебного действия

 Решение составных задач нового вида

—  Прочитайте задачу.

  Шоколадный снеговик стоит 76 рублей, это в 4 раза дешевле, чем шоколадный Дед Мороз. Сколько всего стоят шоколадный снеговик и шоколадный Дед Мороз?

—  Назовите ключевые слова этой задачи. (снеговик, дед мороз.)

—  Что известно о шоколадном снеговике? (он стоит 76 рублей, и это в 4 раза дешевле, чем шоколадный дед мороз.)

—  Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего рублей стоят шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз?.)

—  Что нужно знать, чтобы сказать, сколько всего рублей стоят шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз?) (Сколько стоит шоколадный снеговик и сколько стоит шоколадный дед мороз.)

—  Мы знаем, сколько стоит шоколадный дед мороз? (Нет.)

—  Какие слова помогут ответить на этот вопрос? (Шоколадный снеговик стоит 76 рублей, это в 4 раза дешевле, чем шоколадный Дед Мороз. Значит, шоколадный Дед Мороз стоит в 4 раза дороже).

—  Мы знаем, сколько стоит шоколадный снеговик? (Да, 76 рублей.)

—  Сделайте краткую запись и решите задачу.

Решение

1) 76 х 4= 304 (р) - Дед Мороз;

2) 76 + 304 = 380 (р) - всего

- Кто может составить одно числовое выражению по решению этой задачи?

(76 х 4) + 76 = 380 (р)

Ответ: вместе шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз стоят 380 рублей.

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

VI. Физминутка

Музыкальная игра "Мы повесим шарики"

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах.

- А сейчас поработайте в парах (группах).

- Прочитайте задания.

1 пара(группа): Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В сундуке Снегурочки 85 подарков, а в сундуке Деда Мороза подарков в 3 раза больше, чем в сундуке у Снегурочки. Сколько подарков в сундуке Деда Мороза?

Ответ: В сундуке Снегурочки 85 подарков, их в 3 раза меньше, чем в сундуке у Деда Мороза. Сколько подарков в сундуке Деда Мороза?

2 пара (группа): Из предложенных задач  выберите  задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.

  Задача №1 В новогоднюю ночь мы запустили салют из 42залпов, а у наших соседей в салюте было в 6 раз залпов меньше. Сколько залпов в салюте было у соседей?

  Задача №2 В новогоднем спектакле участвовали 14 детей, что в 3 раза меньше, чем взрослых. Сколько взрослых принимали участие в новогоднем спектакле?

  Задача №3  В книге  17 страниц занимают стихотворения о зиме, а сказки занимают на 28 страниц больше.  Сколько страниц в книге занято сказками?

Проверка:  (Каждая пара (один ученик из пары) представляет решение своей задачи у доски).

VIII.  Включение в систему знаний и повторение

а) Задание на логику

Коля, Лёша, Вова и Саша собираются пойти на новогодний праздник. При этом мальчики хотят надеть маски разных зверей. У Коли есть маски собаки и кролика, у Лёши-кролика и тигра,  у Вовы- быка и собаки, а у Саши -маска быка. Какую маску наденет Коля? (кролика). Какую маску наденет Лёша? (тигра).

б) Соедини условие задачи и выражение для её решения

     

На ёлке 15 жёлтых огоньков, это на 5 огоньков больше, чем красных. Сколько красных огоньков на ёлке?

   

       15 х 5

     

      15 : 5

      15 + 5

   

      15 - 5   

Площадь участка под новогоднюю ёлку в офисе занимает  15 м², что в 5 раз больше площади участка под новогоднюю ёлку в доме. Чему равна площадь участка в доме?

Под ёлкой  15 подарков для девочек, а для мальчиков подарков в 5 раз меньше. Сколько подарков под ёлкой для мальчиков?

На приготовление новогоднего салата маме потребовалось 15 минут, это в 5 раз меньше времени, затраченного ею на приготовление новогоднего торта. Сколько времени мама готовила новогодний торт?

Длина новогодней свечки 15 см. Она на 5 сантиметров короче новогодней звезды. Чему равна длина новогодней звезды?

- Выполним проверку. Обменяемся выполненными заданиями в парах и выполним проверку.

- Кто из пары выступит с результатами проверки?

IХ.   Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, важно ли нам в жизни уметь решать задачи, сформулированные в  косвенной форме?- Приведите примеры?

—  Оцените свою работу на уроке. Какими нарядными стали ваши ёлочки в конце урока! У вас хорошее настроение в конце урока?  Позволило ли вам хорошее настроение успешно работать и принесло ли нам всем  радость общения друг с другом?

—  Чем интересны задачи, которые мы решали?

—  Какие темы мы повторили сегодня на уроке?

—  У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Стр. 84   № 380, № 381

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ c. ЛИПОВКА - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.им. ТЕЛЬМАНА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта урока математики в 4 классе

"Решение задач на увеличение( уменьшение ) числа в несколько раз,

 выраженных в косвенной форме"

урок «открытия»  нового знания

Учитель:

Хмельникова Анжела Викторовна

21. 12. 2023 год

Самоанализ урока математики в 4 классе

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Учащиеся имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе двое учащихся  с высокой работоспособностью и двое учащихся с работоспособностью ниже среднего уровня. Урок построен с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

Тема урока: Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме

Тема урока соответствует календарно тематическому планированию по учебнику «Математика» 4 класс (1 часть) автор М.И. Моро. М: Просвещение 2021 г.

Тип урока: урок «открытия»  нового знания

Данный тип урока имеет своё структуру.

Структура урока «открытия»  нового знания

1.        Мотивирование к учебной деятельности.

2.        Актуализация и пробное учебное действие.

3.        Выявление места и причины затруднения.

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

5.        Реализация построенного проекта.

6.        Первичное закрепление учебного действия.

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.        Включение в систему знаний и повторение.

9.        Рефлексия учебной деятельности.

Цель урока: формировать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки.

В ходе урока  шла работа по формированию универсальных учебных действий:

I. Предметные

·        познакомить учащихся с решением задач нового вида,

·        совершенствовать навыки счета,

·        работать над развитием математической речи,

·        использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),

·        создать алгоритм для решения задач нового вида;

    II. Метапредметные  

 1.Познавательные УУД:

·  находить основное отличие  задач нового вида,

·  выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

              2.РегулятивныеУУД:

·        принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

             3. Коммуникативные УУД:

·        совершенствовать  умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,

·        планировать и согласованно     выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

·        совершенствовать умение договариваться при работе в паре,  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу; 

III. Личностные УУД

·        развивать познавательный интерес  к  предмету

Использовались следующие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие - эмоциональный настрой, физминутка, смена видов деятельности;
  • технология деятельностного метода - обучение на основе учебных ситуаций.

    - технология сотрудничества (работа в группах-парах). 

На уроке я использовала следующие приёмы и методы:

  • словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
  • наглядные (карточки с текстами задач,  алгоритм, две ёлки, ёлочные игрушки);
  • письменных и устных заданий и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;
  • В ходе урока были использованы  коллективная форма работы учащихся и  работа в группах (парах).

Перед уроком проверено оборудование рабочего места (есть ли всё необходимое к работе).

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-практической.

На уроке проходило соблюдение техники безопасности, санитарно и гигиенических норм. Организация динамической паузы.

 Организованность и дисциплина учащихся на уроке. Создавала на уроке спокойную и деловую атмосферу сотрудничества. Проходила работа над переутомлением и перегрузкой учащихся.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Осуществлялась  связь с жизненными ситуациями.

Наличие интереса к изучаемому материалу и предмету в целом.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, сформированость умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Материал, подобранный для урока, был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения себя оправдали.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали хорошее качество знаний. Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоение темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.



Предварительный просмотр:

Математика     4 класс       21. 12. 2023 год

Тип урока : урок «открытия»  нового знания

№ 59  Тема: Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме

Цели: формировать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

I. Предметные

·        познакомить учащихся с решением задач нового вида,

·        совершенствовать навыки счета,

·        работать над развитием математической речи,

·        использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),

·        создать алгоритм для решения задач нового вида;

    II. Метапредметные  

 1.Познавательные УУД:

·  находить основное отличие  задач нового вида,

·  выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

              2.РегулятивныеУУД:

·        принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

             3. Коммуникативные УУД:

·        совершенствовать  умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,

·        планировать и согласованно     выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

·        совершенствовать умение договариваться при работе в паре,  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу;

 

III. Личностные УУД

·        развивать познавательный интерес  к  предмету

 

Оборудование: раздаточный материал, две ёлки (50 см), ёлочные игрушки, коробки для игрушек ноутбук

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности

- Всем, всем, здравствуйте.

- Ребята, в преддверии какого праздника проходит наш урок? (В преддверии Нового года).

- У вас хорошее настроение в ожидании этого праздника?

 -Хорошее настроение позволит нам успешно работать и принесёт нам всем  радость общения друг с другом. 

- А какой есть обязательный атрибут новогоднего праздника?  (Ёлка)

- Дома у вас уже появилась ёлочка?

- Ну, конечно же, какой Новый год без нарядной ёлки.

- Главным деревом славян - олицетворением добрых сил был дуб. Так было до 1 января одна тысяча семисотого (1700) года. Именно в этот день по Указу Петра I начали встречать Новый год под нарядной ёлочкой.

- Сегодня я предлагаю и в нашем классе нарядить ёлку, да не одну, а две. Каждая пара (группа) будет украшать свою ёлочку. А что надо для украшения ёлки? (игрушки)

Да не просто украшать, а ещё и развивать свои математические умения (способности).

"Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»  Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать  выводы, приводить "ум в порядок").  Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем.

II. Актуализация и пробное учебное действие

а)Устный счет

- Я читаю задания, а вы называете ответы. Не забываем поднимать руку!

1) Уменьшите число 270 на 90;   (180),

2) Увеличьте число 560 на 240; (800),

3) Если число 60 увеличить в 9 раз, то получится ... 540

4) Если число 630 уменьшить в 70 раз, то получится ... 9

 5)Цена шапки 780 р, шарф на 100 р. дешевле. Сколько стоит шарф? (680 р)

6) На столе восемь книг, на полке в три раза больше. Сколько книг на полке? (24 к),

7) В упаковке 100 бенгальских огней, а хлопушек - на  28 меньше, чем огней. Сколько хлопушек в упаковке? 72

8) В упаковке 100 бенгальских огней, их на 28 больше, чем хлопушек. Сколько хлопушек в упаковке?

- Ребята, два последних задания чем интересны? Задачи в прямой и косвенной форме.

По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

Итог:  С этими заданиями справились хорошо, молодцы! Идём дальше.

Действительно "Математика ум в порядок приводит»  

б) Решите примеры. Запишите буквы под ответами. Прочитайте слово

60 х 4 - А    3х 150- 450    375:375 – Д    3 х 80  - А    72 : 18 – Ч    200 : 5 - И

450

240

1

240

4

40

- По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

III. Выявление места и причины затруднения

а) Самоопределение к деятельности

- Кто мне скажет тему сегодняшнего урока?

- Предположите, чем будем заниматься дальше?  (решать задачи)

- Какие задача обозначим на наш урок?

б) Работа одного из пары у доски

(у доски по одному ученику из каждой пары)

— Нарисуйте круги так, чтобы в верхнем ряду их было 6 и в 2 раза больше, чем в нижнем ряду. Сколько кругов в нижнем ряду? (3.)

—  Как вы узнали? (Если в верхнем ряду кругов в 2 раза больше, то в нижнем в 2раза меньше, 6:2 = 3.)

(у доски по одному ученику из каждой пары)

—  Нарисуйте 4 квадрата в верхнем ряду. Их должно быть в 2 раза меньше, чем треугольников в нижнем ряду. Сколько треугольников нужно нарисовать? (4 х 2 = 8.)

—  Почему вы умножали, если сказано «в 2 раза меньше»? (Меньше квадратов, значит, треугольников  в 2раза больше.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.)

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

IV. Реализация построенного проекта

 Решение простых обратных задач нового вида

—  Значит, нам понадобится при решении задач Алгоритм.

- Прочитаем его.

Алгоритм решения задач в косвенной форме

   1. Прочитать задачу.

   2. Выделить ключевые слова.

   3. Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

   4. Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

   5. Выбрать действие.

   6. Решить задачу.

   7. Записать ответ.

—  Прочитайте задачу 1. На ёлке висит 56 шаров, это в 7 раз больше, чем сосулек. Сколько сосулек висит на ёлке?(Два числа относятся к одному и тому же объекту.Один объект обозначен дважды, причём второй раз относительно неизвестной, другой объект совсем не описан в числах).В ней говорится  только про шары, а просят найти количество сосулек).

- Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (На ёлке шаров больше. Нужно найти, сколько сосулек висит на ёлке. Значит, нужно найти меньшее число.)

—  Запишите решение задачи. (56:7=8 (сосулек)

—  Прочитайте задачу 2.На ёлке висит 8 сосулек, это в 7 раз меньше, чем шаров. Сколько шаров висит на ёлке?

 Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (На ёлке висит сосулек меньше. Нужно найти, сколько шаров висит на ёлке. Значит, нужно найти  большее число.)

—  Запишите решение задачи. (8• 7 56 (шаров)

—  Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

- О чём надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче?   (надо понимать, какое число находим: большее или меньшее).

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

V. Первичное закрепление учебного действия

 Решение составных задач нового вида

—  Прочитайте задачу.

  Шоколадный снеговик стоит 76 рублей, это в 4 раза дешевле, чем шоколадный Дед Мороз. Сколько всего стоят шоколадный снеговик и шоколадный Дед Мороз?

—  Назовите ключевые слова этой задачи. (снеговик, дед мороз.)

—  Что известно о шоколадном снеговике? (он стоит 76 рублей, и это в 4 раза дешевле, чем шоколадный дед мороз.)

—  Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего рублей стоят шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз?.)

—  Что нужно знать, чтобы сказать, сколько всего рублей стоят шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз?) (Сколько стоит шоколадный снеговик и сколько стоит шоколадный дед мороз.)

—  Мы знаем, сколько стоит шоколадный дед мороз? (Нет.)

—  Какие слова помогут ответить на этот вопрос? (Шоколадный снеговик стоит 76 рублей, это в 4 раза дешевле, чем шоколадный Дед Мороз. Значит, шоколадный Дед Мороз стоит в 4 раза дороже).

—  Мы знаем, сколько стоит шоколадный снеговик? (Да, 76 рублей.)

—  Сделайте краткую запись и решите задачу.

Решение

1) 76 х 4= 304 (р) - Дед Мороз;

2) 76 + 304 = 380 (р) - всего

- Кто может составить одно числовое выражению по решению этой задачи?

(76 х 4) + 76 = 380 (р)

Ответ: вместе шоколадный снеговик и шоколадный дед мороз стоят 380 рублей.

 - По количеству правильных ответов - сколько правильных ответов - столько игрушек на ёлку повесить.

VI. Физминутка

Музыкальная игра "Мы повесим шарики"

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах.

- А сейчас поработайте в парах (группах).

- Прочитайте задания.

1 пара(группа): Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В сундуке Снегурочки 85 подарков, а в сундуке Деда Мороза подарков в 3 раза больше, чем в сундуке у Снегурочки. Сколько подарков в сундуке Деда Мороза?

Ответ: В сундуке Снегурочки 85 подарков, их в 3 раза меньше, чем в сундуке у Деда Мороза. Сколько подарков в сундуке Деда Мороза?

2 пара (группа): Из предложенных задач  выберите  задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.

  Задача №1 В новогоднюю ночь мы запустили салют из 42залпов, а у наших соседей в салюте было в 6 раз залпов меньше. Сколько залпов в салюте было у соседей?

  Задача №2 В новогоднем спектакле участвовали 14 детей, что в 3 раза меньше, чем взрослых. Сколько взрослых принимали участие в новогоднем спектакле?

  Задача №3  В книге  17 страниц занимают стихотворения о зиме, а сказки занимают на 28 страниц больше.  Сколько страниц в книге занято сказками?

Проверка:  (Каждая пара (один ученик из пары) представляет решение своей задачи у доски).

VIII.  Включение в систему знаний и повторение

а) Задание на логику

Коля, Лёша, Вова и Саша собираются пойти на новогодний праздник. При этом мальчики хотят надеть маски разных зверей. У Коли есть маски собаки и кролика, у Лёши-кролика и тигра,  у Вовы- быка и собаки, а у Саши -маска быка. Какую маску наденет Коля? (кролика). Какую маску наденет Лёша? (тигра).

б) Соедини условие задачи и выражение для её решения

     

На ёлке 15 жёлтых огоньков, это на 5 огоньков больше, чем красных. Сколько красных огоньков на ёлке?

   

       15 х 5

     

      15 : 5

      15 + 5

   

      15 - 5   

Площадь участка под новогоднюю ёлку в офисе занимает  15 м², что в 5 раз больше площади участка под новогоднюю ёлку в доме. Чему равна площадь участка в доме?

Под ёлкой  15 подарков для девочек, а для мальчиков подарков в 5 раз меньше. Сколько подарков под ёлкой для мальчиков?

На приготовление новогоднего салата маме потребовалось 15 минут, это в 5 раз меньше времени, затраченного ею на приготовление новогоднего торта. Сколько времени мама готовила новогодний торт?

Длина новогодней свечки 15 см. Она на 5 сантиметров короче новогодней звезды. Чему равна длина новогодней звезды?

- Выполним проверку. Обменяемся выполненными заданиями в парах и выполним проверку.

- Кто из пары выступит с результатами проверки?

IХ.   Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, важно ли нам в жизни уметь решать задачи, сформулированные в  косвенной форме?- Приведите примеры?

—  Оцените свою работу на уроке. Какими нарядными стали ваши ёлочки в конце урока! У вас хорошее настроение в конце урока?  Позволило ли вам хорошее настроение успешно работать и принесло ли нам всем  радость общения друг с другом?

—  Чем интересны задачи, которые мы решали?

—  Какие темы мы повторили сегодня на уроке?

—  У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Стр. 84   № 380, № 381

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ c. ЛИПОВКА - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.им. ТЕЛЬМАНА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта урока математики в 4 классе

"Решение задач на увеличение( уменьшение ) числа в несколько раз,

 выраженных в косвенной форме"

урок «открытия»  нового знания

Учитель:

Хмельникова Анжела Викторовна

21. 12. 2023 год

Самоанализ урока математики в 4 классе

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Учащиеся имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе двое учащихся  с высокой работоспособностью и двое учащихся с работоспособностью ниже среднего уровня. Урок построен с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

Тема урока: Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме

Тема урока соответствует календарно тематическому планированию по учебнику «Математика» 4 класс (1 часть) автор М.И. Моро. М: Просвещение 2021 г.

Тип урока: урок «открытия»  нового знания

Данный тип урока имеет своё структуру.

Структура урока «открытия»  нового знания

1.        Мотивирование к учебной деятельности.

2.        Актуализация и пробное учебное действие.

3.        Выявление места и причины затруднения.

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

5.        Реализация построенного проекта.

6.        Первичное закрепление учебного действия.

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.        Включение в систему знаний и повторение.

9.        Рефлексия учебной деятельности.

Цель урока: формировать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки.

В ходе урока  шла работа по формированию универсальных учебных действий:

I. Предметные

·        познакомить учащихся с решением задач нового вида,

·        совершенствовать навыки счета,

·        работать над развитием математической речи,

·        использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),

·        создать алгоритм для решения задач нового вида;

    II. Метапредметные  

 1.Познавательные УУД:

·  находить основное отличие  задач нового вида,

·  выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

              2.РегулятивныеУУД:

·        принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

             3. Коммуникативные УУД:

·        совершенствовать  умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,

·        планировать и согласованно     выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

·        совершенствовать умение договариваться при работе в паре,  правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу; 

III. Личностные УУД

·        развивать познавательный интерес  к  предмету

Использовались следующие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие - эмоциональный настрой, физминутка, смена видов деятельности;
  • технология деятельностного метода - обучение на основе учебных ситуаций.

    - технология сотрудничества (работа в группах-парах). 

На уроке я использовала следующие приёмы и методы:

  • словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
  • наглядные (карточки с текстами задач,  алгоритм, две ёлки, ёлочные игрушки);
  • письменных и устных заданий и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;
  • В ходе урока были использованы  коллективная форма работы учащихся и  работа в группах (парах).

Перед уроком проверено оборудование рабочего места (есть ли всё необходимое к работе).

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-практической.

На уроке проходило соблюдение техники безопасности, санитарно и гигиенических норм. Организация динамической паузы.

 Организованность и дисциплина учащихся на уроке. Создавала на уроке спокойную и деловую атмосферу сотрудничества. Проходила работа над переутомлением и перегрузкой учащихся.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Осуществлялась  связь с жизненными ситуациями.

Наличие интереса к изучаемому материалу и предмету в целом.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, сформированость умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Материал, подобранный для урока, был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения себя оправдали.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали хорошее качество знаний. Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоение темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....