Урок математики 1 класс " Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность."
план-конспект урока по математике (1 класс)

Технологическая карта может быть использована на уроках математики в 1 классе при изучении темы "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_kl_13.02.docx182.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 13.02.2024

УМК: «Школа России» (Моро М.И.)

Класс: 1 «В»

Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                                                                            

Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность                                                                                                                                                                                      

Цели:                                                                                                                                                                                                             Деятельностная: формировать умение называть компоненты и результат вычитания.                                                                      

Содержательная: познакомить с компонентами вычитания.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с компонентами вычитания;

2. Формировать называть компоненты и результат вычитания;

3. Развивать вычислительные навыки;

4. Формировать умение решать простые задачи.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Развивать умение выделять необходимую информацию;

3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;

4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

6. Развивать умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;

8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;

11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;

2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;

4. Формировать умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знание компонентов при вычитании;

2. Умение называть компоненты и результат вычитания;

3. Умение развивать вычислительные навыки;

4. Умение решать простые задачи.

Метапредметные:

Личностные:

1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;

2. Стремятся  развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Умеют аргументировать свою точку зрения;

4. Проявляют самостоятельность.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;

3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Регулятивные:

1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

2. Умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

3. Умение проводить самооценку полученных результатов;

4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Умение выделять необходимую информацию;

3. Умение создавать алгоритм деятельности;

4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: демонстративный материал

План урока

1. Мотивационный этап

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия

2.1. Устные ответы на вопросы учителя

2.2. Игра «день-ночь»

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация выбранного проекта

5.1. Работа по учебнику на стр.29

5.2. Физкультминутка

5.3. Решение примеров

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6.1. Работа в парах

6.2. Решение задачи №3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельное решение задачи №2 на стр.16 в рабочей тетради

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Рефлексия «смайлики»

8.2. Подведение итогов

Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формы контроля

Планируемые результаты

1

Мотивационный этап

1.1.  Приветствие

Прозвенел уже звонок начинаем мы урок!

Какое у вас настроение? Покажите его с помощью цветных карандашей.
Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Я думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока.

           Урок математики мы начинаем,
          Ещё одну тайну сегодня узнаем.
          Не отвлекайся, внимателен будь,
          За новыми знаниями отправимся в путь!

1.2. Проверка готовности к уроку                                                                    - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, рабочий лист (РЛ), пенал.

Приветствуют учителя, гостей.

Дети садятся на свои места.

Проверяют готовность к уроку.

Визуальный внешний контроль  за готовностью детей к уроку

Л1

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1

Ребята, вы любите путешествовать?

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие по необычному океану- Математическому.  Готовы?  (звучит музыка).

И первая остановка «математическая разминка»

  1. Счёт в пределах 10 (прямой и обратный).
  2. Счёт через один.
  3. Это число на один меньше, чем число пальцев на руке. (4)
  4. Это число на один больше, чем число хвостов у шести слонов? (7)
  5. Это число на один меньше, чем число полос у радуги? (6)
  6. Это число больше, чем число ножек у стула, но меньше, чем число ушей у трёх мышей. (5)
  7. Это число обозначает пару предметов. (2)
  8. Игра «день-ночь»

8+1-2-3-2+5-6=1

2+3-1+5+1-5-1+2=6

1+5-2+4+2-1-5+3=7

5-1-2+3-2+2-1=4

- Что мы делали на данном этапе урока?

- Что мы повторили?

Дети при помощи веера отвечают на вопросы

Проверяют задание вместе с учителем

Фронтальный и индивидуальный опрос

Самоконтроль, самоанализ

Л2

П4

3

Этап выявления места и причины затруднения

 Продолжаем наше путешествие (звучит музыка)

  Остановка  «головоломная»:

  1. Какое сегодня число? (13)
  2. Приготовьте РЛ.
  3. Найдите на РЛ задание №1. Из каких элементов состоит цифра 1 (2 палочки, одна длиннее, другая короче; начинаем писать ее немного выше центра клетки, ведем к правому верхнему углу, затем второй элемент к середине нижней стороны клетки).
  4. Пропишите на рабочем листе в первой строке красиво 4 раза цифру -1- . Обведите самую красивую.
  5. Из каких элементов состоит цифра 3 (два полуовала -верхний и нижний; начинаем писать немного выше центра клетки).
  6. Пропишите и два раза цифру 3. Обведите самую красивую
  7. Какие цифры прописали? 1 и 3. Сложите два этих числа.  Какое равенство получится? (1+3=4) Запишите.  Как называются числа при сложении? Прочитайте это равенство, используя термины.
  8. А как по-другому можно это равенство записать? Почему у нас получилось два равенства? Какой закон сложения использовали? Сложите эти два числа. Назовите сумму?

9.  Составьте из данных чисел выражение на вычитание. Как называются эти числа? Почему не получилось их назвать?
- Значит, чего мы еще не знаем?
Сегодня мы с вами это выясним.
На какой вопрос на уроке мы с вами должны ответить? (Как называются числа при вычитании?)

Чистописание.

Примеры на сложение.

Название компонентов   при сложении, перем

Название компонентов (чисел) при вычитании

Узнать, как называются числа (компоненты) при вычитании

Примеры на  вычитание.

Фронтальный устный опрос

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

Перед вами банка с водой. Посмотрите, что происходит. Я отолью часть воды в другую банку. Что произошло? (Вода в банке уменьшилась) Так же и число, из которого вычитают, тоже уменьшается, поэтому ему и дали имя УМЕНЬШАЕМОЕ.
Какой знак мы ставим, если выливаем воду из банки? (минус)
А действие называем вычитанием. Поэтому число, которое вычитаем, так и называется ВЫЧИТАЕМОЕ. А теперь сравним банки, полную и неполную. В них количество воды одинаковое или разное? (разное)
А вот эта (третья) банка показывает разницу между первыми двумя банками. Вот и число, которое получилось в итоге, имеет название РАЗНОСТЬ.
(Все названия компонентов приклеиваются к банкам)

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Фронтальный устный опрос

Р1

5

Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа по учебнику на стр.29

Плывем дальше (музыка) . Следующая остановка

 «Примерная».

 Давайте сверим наше открытие с учебником. 

Откройте учебник на с. 29. Прочитайте выделенные слова. Рассмотрите рисунок.

- Назовите уменьшаемое.

- Назовите вычитаемое.

- Назовите разность.

- Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 5 и 2 равна 3).

5.2. Физкультминутка

Мы считали и устали. Шаги на месте.    

Дружно все мы тихо встали. Встали, руки на поясе.

Ручками похлопали: 1,2,3. Движения

Ножками потопали: 1,2,3. По тексту.

Сели, встали, снова сели, Приседания.

Друг на друга посмотрели.     Руки на поясе, повороты туловища вправо, влево.

Мы немножко отдохнем, Шаги на месте.

И опять считать начнем.

5.3. Устно решим примеры, используя наше открытие, проговаривая вслух названия чисел при вычитании (3 примера) (ВСЕ ВМЕСТЕ ХОРОМ) + самостоятельно

Решают примеры №1 вместе с учителем, затем самостоятельно

Фронтальный устный опрос

П1

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Работа в РЛ

 Работа в парах

Ребята, найдите на своих РЛ задание №2.
Работать будем в парах.  Равенства, в которых пропущены уменьшаемые, подчеркнем
красным карандашом, а равенства, в которых пропущены вычитаемые – синим. Не забудьте
записать пропущенные числа.
Проверьте и оцените свою работу, поставьте + или –

  1. Наше путешествие подходит к концу. Но как же мы останемся без решения задачи. Итак, остановка ЗАДАЧНАЯ

6.2. Решение задачи №3

Найдите на РЛ задание №3. Посмотрите на картинку. Кто догадался, о ком пойдет речь в этом задании? (о рыбах)  

Прочитайте задание. Что прочитали? (задачу- есть условие и вопрос). Выполним задание.

- Сколько рыб поймал старик? (10)

- Сколько рыб взяли на пирог? (2). Зачеркните на рисунке 2 рыбки, начиная с первой слева на право.

- Сколько рыбок осталось? (8)

- Как вы это узнали? (10-2=8)

- Сколько рыб взяли на уху? (1)

- Зачеркните на рисунке то количество рыб, которые взяли на уху.

- Сколько осталось? (7)

- Как узнали? (8-1=7)

- Зачеркните на рисунке такое количество рыб, сколько пожарили.

- Сколько зачеркнули? (2)

-Сколько осталось? (5)

- Как узнали? (7-2=5)

- Составим выражение и найдем его значение. (10-2-1-2=5)

-  Как называются числа 10, 2, 1, 2, 5? (уменьшаемое, вычитаемое, вычитаемое, вычитаемое, разность). Может быть в   математических выражениях несколько вычитаемых?

- Как называется выражение 10-2-1-2?

- Запишите ответ.

Работа в парах

Решают задачу №2 вместе с учителем

Взаимоконтроль

К1, К2

7

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельное решение задачи на РЛ

Прочитайте еще одно задание к этой задаче. Выполните его самостоятельно.

Самостоятельное выполнение. Проверка

8

Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Подведение итогов

Наше путешествие подошло к концу.

- Ребята, какая была тема нашего урока? (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.)

- Какое математическое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке? (узнали, как называются компоненты при вычитании)

- Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?

- Почему второе число называется вычитаемым?

8.2. Рефлексия «смайлики»

- Работали вы дружно, слаженно, помогали друг другу,
поэтому смогли открыть новые знания, даже применить полученные знания в деле.

Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

-Нарисуйте в правом нижнем углу смайлик.  Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то нарисуйте улыбающийся смайлик. А если у вас были какие-либо затруднения, то нарисуйте грустный смайлик.

- Кто испытывал затруднения? Какие?

- Какое чувство вы испытывали, когда разобрались в новом материале?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Какие вы испытали трудности?
- Сегодня на уроке были ребята, которые работали активнее других. Это...

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают своё мнение

Фронтальный устный опрос

П4

                                                                                           Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

Разработка урока математики в 1 классе  ОС "Школа 2100" по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких "Моя математика"...

Конспект урока на тему: "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"

Знакомство с компонентами вычитания, развитие вычислительных навыков....

Конспект урока по теме: "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

Цель данного урока: познакомить с названиями компонентов и результата действия вычитания; формировать умение читать числовые выражения, используя эти термины; рассмотреть связь компонентов действия вы...

урок математики в 1 классе. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

На уроке ребята знакомятся с новыми терминами . Учатся находить вычитаемое и уменьшаемое.Решение задач производится с названиями компонентов вычитания. Ребята закрепляют новую тему работая в парах по ...