урок математики в 1 классе. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Григорьева Любовь Константиновна

На уроке ребята знакомятся с новыми терминами . Учатся находить вычитаемое и уменьшаемое.Решение задач производится с названиями компонентов вычитания. Ребята закрепляют новую тему работая в парах по карточкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 04.02.2021

УМК: «Школа России» (Моро М.И.)

Класс: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний                                                                                                                            

Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность                                                                                                                                                                                      

Цели:                                                                                                                                                                                                             Деятельностная: формировать умение называть компоненты и результат вычитания.                                                                      

Содержательная: познакомить с компонентами вычитания.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с компонентами вычитания;

2. Формировать называть компоненты и результат вычитания;

3. Развивать вычислительные навыки;

4. Формировать умение решать простые задачи.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Развивать умение выделять необходимую информацию;

3. Развивать умение создавать алгоритм деятельности;

4. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

5. Развивать умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

6. Развивать умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

7. Развивать умение проводить самооценку полученных результатов;

8. Развивать умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

9. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

10. Развивать умение слушать, слышать и понимать речь других;

11. Развивать умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности;

2. Формировать стремление развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Формировать умение аргументировать свою точку зрения;

4. Формировать умение проявлять самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знание компонентов при вычитании;

2. Умение называть компоненты и результат вычитания;

3. Умение развивать вычислительные навыки;

4. Умение решать простые задачи.

Метапредметные:

Личностные:

1. Имеют мотивацию к учебной деятельности;

2. Стремятся  развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Умеют аргументировать свою точку зрения;

4. Проявляют самостоятельность.

Коммуникативные:

1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

2. Умение слушать, слышать и понимать речь других;

3. Умение выступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах.

Регулятивные:

1. Умение формировать учебную задачу урока в диалоге с учителем;

2. Умение планируют свои учебные действия  и находят под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала;

3. Умение проводить самооценку полученных результатов;

4. Умение контролировать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Умение выделять необходимую информацию;

3. Умение создавать алгоритм деятельности;

4. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: демонстративный материал

Образовательный ресурс: Математика 1 класс: система уроков по учебнику М.И Моро, М.А Бантовой, Г.В Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой/ авт.-сост. С.В. Савинова.- Волгоград: учитель , 2012

План урока

1. Мотивационный этап

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Этический заряд

2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия

2.1. Задачи в стихах

2.2. Устный счёт

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация выбранного проекта

5.1. Работа по учебнику на стр.29

5.2. Физкультминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6.1. Решение задачи №1

6.2. Решение задачи №2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельное решение задачи №2 на стр.16 в рабочей тетради

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение задачи №3 в учебнике на стр.29

8.2. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия «смайлики»

Ход урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формы контроля

Планируемые результаты

1

Мотивационный этап

1.1.  Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Витальевна.

1.2. Проверка готовности к уроку                                                                    - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. У вас на партах должен быть учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник.

1.3. Этический заряд  

Дорогие ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, подарите частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок сразу стало светлее в классе.                                                                                

Приветствуют учителя

Проверяют, всё ли у них готово к уроку

Дети садятся на свои места

Визуальный внешний контроль  за готовностью детей к уроку

Л1

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Задачи в стихах

1. Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3)

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

2. На кустике перед забором

Шесть ярко-красных помидоров.

Но вдруг четыре оторвались.

А сколько на кусте осталось? (6-4=2)

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

3. Красиво вышила Татьяна

Две лилии и два тюльпана,

Три яблока и груши.

Какие чудные цветы!

А сколько их – скажи-ка ты! (2+2=4)

- У кого другой ответ?

- Как ты посчитал?

2.2. Устный счёт

На доске вразброс записаны выражения, а по бокам - ответы на данные примеры. Задача детей соединить каждое выражение с правильным ответом.

- У кого другой ответ?

5-4=                 1

4-1=                 3

9-5=                 4

3+6=                9

2+6=                8

3+2=                5

- Что мы делали на данном этапе урока?

- Что мы повторили?

Дети решают задачи в стихах

Проверяют задание вместе с учителем

Фронтальный и индивидуальный опрос

Самоконтроль, самоанализ

Л2

П4

3

Этап выявления места и причины затруднения

- На какие две группы можно разделить примеры, записанные на доске?

- Сколько примеров на сложение?

- Прочитайте пример «3+2=5» вместе с ответом, называя числа терминами «слагаемое» и «сумма».

- Сколько примеров на вычитание?

- Можно ли их прочитать, используя эти термины?

- Почему вы не можете прочитать выражения на вычитание?

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании.

- Какие задачи мы поставим перед собой? Чего мы должны достичь?

Примеры на сложение и на вычитание

3

Сумма слагаемых 3 и 2 равна 5

3

Нет

Потому что мы знаем только, как называются компоненты (числа) при сложении

Название компонентов (чисел) при вычитании

Узнать, как называются числа (компоненты) при вычитании

Фронтальный устный опрос

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

На доске рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 3 листочка, а 2 листочка оторвались. Всего на рисунке 5 листьев.

- Сколько листьев было на ветке сначала? (5)

(на доску вывешивается цифра 5)

- Сколько листьев оторвалось? (2)

(на доску вывешивается цифра 2)

- Какой знак мы поставим в выражении? (минус)

- После этого листьев стало больше или меньше? (меньше)

- Сколько листьев на ветке осталось? (3)

- Как записать это математически? (5-2=3)

- Прочитайте первое равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…» (5 уменьшить на 2, получится 3)

- Какое число мы уменьшали? (5)

- Данное число называется «уменьшаемым».

- Какое число мы вычитали? (2)

- Данное число называется «вычитаемым».

- Что в результате получилось? (3)

- Результат вычитания называется разностью.

- Получается, из уменьшаемого «5» вычли вычитаемое «2», и получили разность, которая равна «3»)

- Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

(на доску вывешиваются плакаты с названиями компонентов при вычитании)

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают

Фронтальный устный опрос

Р1

5

Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа по учебнику на стр.29

- Откройте учебник на стр.29. Посмотрите на картинку. Составьте по рисунку задачу. (На ветке сидели 5 птичек. 2 птички улетели. Сколько птичек осталось?)

- О чём или о ком говорится в задаче?

- Сколько сидело птичек на ветке? (5)

- Сколько улетело? (2)

- Сколько птичек осталось? (3)

- Как вы это узнали? (5-2=3)

- Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? (кругом)

- Почему 2 круга зачеркнули?

- Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3?

- Как называется выражение 5-2?

- Прочитайте предложение под схемой.

5.2. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.  

Дети составляют задачу, рассуждают

Фронтальный устный опрос

 

П1

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Решение задачи №1

- Откройте свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, 4 февраля, и классная работа.

- Красиво пишет тот, кто правильно сидит. Проверьте свою посадку. Сядьте ровно.

- На стр.29 найдите задание №1. Поставьте пальчик на начало задания, я вам его прочту, а вы следите.

- О чём говорится в задании?

- Произнесите, какой пример у вас получился.

- Запишите разность чисел 9 и 4 в свои тетради и вычислите её.

6.1. Решение задачи №2

- Дети, найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите.

- О чём говорится в задаче? (о яблоках)

- Сколько лежало яблок в вазе с утра? (6)

- Что с яблоками случилось вечером? (число яблок уменьшилось на 4)

- Сколько яблок осталось к вечеру? (2)

- Назовите решение задачи (6-4=2 (яб.))

- На доске решение задачи запишет…

- Остальные записывают решение задачи в своих тетрадях.

- Как называются числа 6, 4, 2? (6 – уменьшаемое, 4 – вычитаемое, 2 – разность)

- Как называется выражение 6-4? (разность)

- Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» разными способами (уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2; разность чисел 6 и 4 равна 2)

Решают задачу №1 вместе с учителем

Решают задачу №2 вместе с учителем

Взаимоконтроль

К1, К2

7

 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Самостоятельное решение задачи №2 на стр.16 в рабочей тетради

- Откройте свои рабочие тетради на печатной основе, найдите задание №2, выполните его самостоятельно.

- О чём или о ком говорится в задаче? (о ёжике и о белочке, которые собирали грибы)

- Сколько собрал ёжик грибов? (6)

- Сколько собрала грибов белочка? (на 2 гриба меньше)

- Как узнать, сколько грибов собрала белочка? (6-2=4 (гриба))

- Записывайте решение задачи у себя в тетрадях.

- Не забудьте записать ответ задачи (ответ: 4 гриба)

Самостоятельно, в рабочих тетрадях на печатной основе, решают задачу

Самоконтроль, самоанализ

Л4

8

Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Решение задачи №3 в учебнике на стр.29

- Ребята, найдите в учебнике задачу №3.

- Поставьте пальчик на начало задачи, я вам его прочту, а вы следите.

- О чём или о ком говорится в задаче? (о Пете и о фломастерах)

- Сколько фломастеров было у Пети в коробке? (6)

- Сколько фломастеров он подарил другу? (2)

- Какой вопрос задачи? Сколько фломастеров осталось у Пети? Как мы это узнаем? (вычитанием)

- Какое будет решение задачи? (6-2=4 (ф.))

- Прочитайте решение, используя названия чисел (уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность 4; разность чисел 6 и 2 равна 4)

8.2. Решение примеров из рубрики «Проверь себя»

- Запишите ответы в своих тетрадях, в строчку.

1 вариант – уменьшить на 2, 2 вариант – увеличить на 1.

- К доске выйдут 2 ученика и выполнят данное задание, остальные в тетрадях…

1 вариант: 2, 4, 0, 3, 8

2 вариант: 9, 8, 10, 7, 4, 2

- Давайте проверим ваши результаты.

Решают задачу №3

Решают примеры из рубрики «Проверь себя»

Взаимоконтроль

9

Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

- Ребята, какая была тема нашего урока? (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.)

- Какое математическое открытие мы сегодня с вами сделали на уроке? (узнали, как называются компоненты при вычитании)

- Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?

- Почему второе число называется вычитаемым?

9.2. Рефлексия «смайлики»

- Мне очень интересно узнать, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

- У вас на столах лежат 2 смайлика. Если вы всё поняли на уроке, и вам было интересно, то поднимите тот смайлик, который улыбается. А если у вас были какие-либо затруднения, то поднимите грустный смайлик.

- Кто испытывал затруднения? Какие?

- Какое чувство вы испытывали, когда разобрались в новом материале?

- Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания!

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают своё мнение

Фронтальный устный опрос

П4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Знакомство в 1 классе с названиями компонентов при вычитании, чтение выражения, используя эти термины....

Конспект урока по математике по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс Программа "Школа 2100"

Данный урок полностью соответствует ФГОС, выдержана новая структура урока с учетом  формируемых УУД. Прилагается самоанализ современого урока....

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины.Личностные УУД.Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.Рег...

технологическая карта урока математики по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность".

Предлагаю вам технологическую карту урока математики по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" и презентацию...

Конспект урока математики по теме «Уменьшаемое, вычитаемое, разность», 1 класс

Тема. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.Цель. Познакомить учащихся с названиями чисел при вычитании.Задачи: создать условия для ознакомления с названиями чисел при вычитании;развивать умения читать, з...

Урок математики по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс

Данный материал позволит учителям начальных классов просто объяснить ребятам тему. Вы сможете использовать как отдельные элементы урока, так и его полностью....