Статья "Формирование вычислительных навыков у детей с лёгкими когнитивными нарушениями"
методическая разработка по математике (2, 3, 4 класс)
В статье представлен метод счёта перехода через десяток с помощью пальцев обеих рук.
Предпросмотр статьи отражается некорректно. При скачивании файла все рисунки на месте.
Ссылка на публикацию: https://www.teacherjournal.ru/categories/21/articl...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 243.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЛЁГКИМИ КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Лёгкая степень умственной отсталости характеризуется общим необратимым нарушением мозговых структур, прежде всего корковых, а также лобных и теменно- височно-затылочных отделов коры головного мозга, которые формируются позднее в онтогенезе.
Структура дефекта при лёгкой степени когнитивных нарушений отличается общим недоразвитием познавательной деятельности, в особенности мышления. Недоразвитие затрагивает все нервно-психические функции, в частности абстрактное мышление.
У детей с интеллектуальными нарушениями возникают сложности в формировании вычислительных навыков, особенно при счёте через десяток. Овладение этими навыками важно для решения повседневных задач, таких как покупки и различные расчёты. Обучение вычислительным умениям помогает развивать познавательную деятельность, контроль и самоконтроль, воспитывать настойчивость и терпеливость.
Существуют различные методы, помогающие учащимся освоить счёт с переходом через десяток. Один из них – счёт на пальцах, являющийся удобным и интуитивно понятным способом выполнения арифметических операций, который может быть особенно полезен для детей или взрослых, которые предпочитают визуализацию. Он позволяет легко выполнить сложение или вычитание без необходимости использования бумаги или калькулятора.
Основная идея метода заключается в том, что каждый палец на руке соответствует определённому числу, а загибание или открывание пальцев помогает наглядно представить процесс счёта. Для его выполнения на пальцах достаточно лишь знать базовые арифметические операции и умение считать до двадцати.
Процесс сложения или вычитания на пальцах можно разделить на несколько шагов:
- Начните с установления числа, к которому нужно прибавить или от которого требуется отнять, и представьте это число в виде открытых пальцев на одной из рук (и закрытых на другой, если это требуется).
- Отсчитайте число, которое нужно прибавить или отнять, открывая или загибая пальцы на другой руке.
- Пересчитайте открытые (и закрытые, если они есть) пальцы на обеих руках, чтобы получить результат счёта.
Покажем на примерах, как выглядят приёмы сложения и вычитания с помощью пальцев обеих рук.
Давайте рассмотрим метод сложения на пальцах с переходом через десяток на примере 7 + 6.
Для начала сожмите пальцы на обеих руках, развернув кисти к себе (рис. 1).
Затем откройте нужное количество пальцев (7), начиная с мизинца на правой руке (рис. 2).
Рис. 2
Чтобы прибавить число 6, начните отсчитывать его с единицы, открывая оставшиеся пальцы (считая средний палец на левой руке как 1, указательный как 2, большой как 3), пока не откроете все пальцы на обеих руках (рис. 3).
Рис. 3
Затем начните загибать пальцы, начиная с мизинца правой руки. Получится пять открытых пальцев на левой руке, три загнутых (мизинец, безымянный, средний) и два открытых (указательный и большой) на правой (рис. 4).
Рис. 4
Интересует нас количество загнутых пальцев на правой руке.
Поскольку мы перешли через десяток (было 10 открытых пальцев), продолжим счёт загнутых пальцев: мизинец - 11, безымянный – 12, средний – 13. Таким образом, мы получаем, что 7 + 6 = 13 (рис. 5). Это и есть ответ.
Рис. 5
Давайте рассмотрим метод вычитания на пальцах с переходом через десяток на примере 17 – 9.
Для начала сожмите пальцы на обеих руках, развернув кисти к себе (рис. 6).
Начните отсчитывать число 17 с мизинца на правой руке, открывая пальцы (рис. 7).
Рис. 7
Когда достигнете 10 и у вас будут открыты пальцы на обеих руках, продолжайте отсчитывать нужное число, загибая пальцы на правой руке, начиная с мизинца. Таким образом, у вас будет пять загнутых пальцев на правой руке, а на левой – два загнутых (мизинец, безымянный) и три открытых (средний, указательный, большой) пальца (рис. 8).
Рис. 8
Теперь вычитаем число 9. Для этого начните открывать (считая с единицы) пальцы сначала на левой руке (т.е. безымянный – 1, мизинец – 2), а затем на правой руке (большой – 3, указательный – 4, средний – 5, безымянный – 6, мизинец – 7) (рис. 9).
Рис. 9
Когда все пальцы на обеих руках будут открыты, продолжайте счёт на левой руке в обратном порядке (большой палец – 8, указательный – 9), но уже загибая пальцы.
Таким образом, на правой руке все пальцы открыты, а на левой – два загнутых пальца (большой и указательный), остальные пальцы на ней (мизинец, безымянный, средний) открыты (рис. 10).
Рис. 10
Чтобы узнать разность, пересчитайте открытые пальцы на обеих руках. Получится 8 (5 на правой и 3 на левой руке). Это и есть ответ (рис. 11).
Таким образом, метод сложения и вычитания на пальцах – это простой и эффективный способ выполнения арифметических операций, который может быть полезен как детям, так и взрослым. Попробуйте этот метод и убедитесь в его удобстве и эффективности!
Список литературы
1. Бгажнокова И.М. Программы для 0–4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). – М.: Дидакт, 2011. – 122 с.
1. Перова, М.И., Эк В.В. Программа по математике для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - С. 29-43.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...
статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта
В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д....
Выявление уровня вычислительных навыков в классах с лёгкой умственной отсталостью
Основная задача обучения учащихся с лёгкой умственной отсталостью (лёгкой УО) – максимальное преодоление нарушений развития учащихся, подготовка их к посильному участию в производственном ...
Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"
Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....
Использование визуальных стимулов в процессе обучения учащегося с РАС в классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями. Опыт использования и применения.
Использование визуальных стимулов в процессе обучения учащегося с РАС в классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями. Опыт их использования и применения.Учитель нач.классов Степанова Т.С.С...
"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись....