Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"
статья по математике (3 класс) по теме

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовимся к арифметическим диктантам.

№1  

(могу менять примеры местами и менять числа;

 формулировки и приёмы не меняю)

Теоретическая основа:

Вычислительные приёмы:

прибавить

+

9+6= 9+(1+5)=(9+1)+5=10+5=15

вычесть

-

26+8=26+(4+4)=(26+4)+4=30+4=34

сумма

+

52+40=(50+2)+40=(50+40)+2=90+2=92

разность

-

16-8=16-(6+2)=(16-6)-2=10-2=8

прямая форма

больше на…

+

71-5=71-(1+4)=(71-1)-4=70-4=66

меньше на …

-

70-4=(60+10)-4=60+(10-4)=60+6=66

больше в …раз

97-30=(90+7)-30=(90-30)+7=67

Важно: сколько всего надо вычесть из 97?(30) Вычли 30? (да)

Остальные числа складываются.

меньше в … раз

:

таблица умножения (учить)

увеличить    

на …;

+

табличное деление:

42:7=?

Вспомню, на сколько надо умножить 7, чтобы получилось 42. Это число 6.Значит, 42: 7=6

 в …раз

уменьшить  

на …;

-

в …раз)

:

  1. 9 увеличить на 6
  2.  9 увеличить в 6 раз
  3.  16 уменьшить в 8 раз
  4.  16 уменьшить на 8
  5.  к  26 прибавить 8
  6.  из 71 вычесть 5
  7.  найти сумму чисел 52 и 40
  8.  найти разность чисел 97 и 30
  9.  найти число, которое больше 9 в 5 раз

10. найти число, которое больше 9 на 5

11. найти число, которое меньше 40 на 8

12. найти число, которое меньше 40 в 8 раз

№2  

(могу менять примеры местами и менять числа;

формулировки и приёмы не меняю)

Теоретическая    основа:

Вычислительные приёмы:

Знание

названий компонентов

                       и

результатов действий:

сложение

первое слагаемое + второе слагаемое = сумма

50+20=5дес.+2дес.=7дес.=70

Вычитание

уменьшаемое – вычитаемое = разность

100-40=10дес.-4дес.=6дес.=60

Знание

        взаимосвязи

между компонентами

                       и

результатом действий:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

70+7=7дес.+7ед.=77

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

94-90=9дес.4ед.-9дес.=4ед.=4

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

55-15=55-(10+5)=(55-10)-5=45-5=40

Важно: сколько всего надо вычесть из 55?(15) Сколько вычли? (10) Что осталось сделать? (вычесть ещё5)

100-16=100-(10+6)=(100-10)-6=90-6=84

Важно: (по аналогии с предыдущим)

26+34=26+(30+4)=(26+30)+4=56+4=60

Можно так: 26+34=26+(30+4)= (26+4)+30=30+30=60

89-7=(80+9)-7=80+(9-7)=80+2=82

35+4=(30+5)+4=30+(5+4)=30+9=39

Остальные вычислительные приёмы встречались в работе №1.

1. Первое слагаемое –  50, второе слагаемое – 20. Чему равна сумма?

2.  Уменьшаемое – 100, вычитаемое – 40. Чему равна разность?

3. Чему равно первое слагаемое, если сумма – 100, а второе слагаемое – 16?

4. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое – 7, а разность – 70?

5. Чему равно второе слагаемое, если сумма равна 89, а первое слагаемое – 7?

6. Найдите вычитаемое, если уменьшаемое – 90, а разность равна – 9.

7. Сколько надо прибавить к 15, чтобы получить 55?

8. Сколько надо вычесть из 43, чтобы получилось 8?

9. Из какого числа достаточно вычесть 26, чтобы получилось 34?

10. Сумму чисел 40 и 6 уменьшить на 10.

11. Разность чисел 37 и 10 уменьшить в 9 раз.

12. К  47 прибавить разность чисел 54 и 4.

Как научить ребёнка записывать числовые выражения.

  Сумму чисел 40 и 6 уменьшить на 10.

  1. Слушаю внимательно, что стоит в начале  выражения -  одно число или целое выражение (сумма, разность, произведение, частное).
  2. Если слышу слово сумма, то открываю скобки, чтобы записать, какие числа надо сложить. Записываю: (40+6)
  3. Что надо сделать с суммой? (уменьшить на).
  4. При помощи какого действия это можно найти? (вычитания)
  5. Записываю: (40+6) – 10.
  6. Проставляю порядок действий, пишу промежуточные результаты и ответ.

Разность чисел 37 и 10 уменьшить в 9 раз.

  1. Слушаю внимательно, что стоит в  начале  выражения - одно число или целое выражение (сумма, разность, произведение, частное).
  2. Если слышу слово разность, то открываю скобки, чтобы записать, какие числа надо вычесть. Записываю: (37 – 10)
  3. Что надо сделать с разностью? (уменьшить в 9 раз)
  4. При  помощи какого действия? (:)
  5. Записываю: (37 – 10) : 9
  6. Проставляю порядок действий, пишу промежуточные результаты и ответ.

           к  47 прибавить разность чисел 54 и 4.

  1. Слушаю внимательно, что стоит в  начале  выражения - одно число или целое выражение (сумма, разность, произведение, частное).
  2. Одно число 47. Записываю его.
  3. Слушаю, что дальше: прибавить.
  4. Какому действию соответствует? +
  5. Пишу. 47+
  6. Что надо прибавить к числу 47? (разность чисел 54 и 4, т.е. целое выражение, пишу в скобках)
  7. Записываю: 47+ (54 – 4)
  8. Проставляю порядок действий, пишу промежуточные результаты и ответ.

(тот  же  алгоритм   будет и с умножением (произведение) и делением (частное))

Если хотите, чтобы дети хорошо понимали математическую речь, заставляйте их не только правильно записывать числовые выражения, но и правильно их  читать.

Если будет необходимость объяснить, как научить ребёнка читать числовые выражения, всё подробно пропишу!

№3

Теоретическая    основа:

Вычислительные приёмы:

Знание

названий компонентов

                       и

результатов действий:

умножение

первый множитель ∙  второй  множитель = произведение

Учить таблицу умножения! Проговаривать алгоритм нахождения результата деления.

деление

делимое : делитель = частное

Знание

        взаимосвязи

между компонентами

                       и

результатом действий:

Чтобы найти неизвестный множитель, надо  произведение  разделить на  известный  множитель

Чтобы найти делимое, надо частное  умножить на делитель.

Чтобы найти  делитель, надо делимое  разделить на частное.

Нахождение части (доли) числа

Часть (долю) от числа нахожу делением.

Найди пятую часть числа 20. (20:5)

Чтобы найти пятую часть числа,   число  разделю  на 5.

Чтобы найти  восьмую часть числа, число разделю на 8.  И  т.д.

Нахождение числа по его доле

Целое число по его части (доле) нахожу умножением.

Пятая часть числа = 3.

 Чему равно число?

(число  разделили на 5 равных частей, каждая  такая  часть равна 3.             Как найти само число?           Правильно, 3 ∙ 5.                                      Это число 15.

Остальные вычислительные приёмы встречались в работе №1и №2

  1. Первый множитель-8, второй множитель-7. Чему равно произведение?
  2. Делимое-24, делитель-6.Чему равно частное?
  3. Чему равен первый множитель, если произведение равно 63, а второй множитель-7?
  4. Чему равно делимое, если частное -8, а делитель-5?
  5. Чему равна седьмая часть числа 49?
  6. Известно, что девятая часть числа равна 4. Чему равно число?
  7. На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 56?
  8. Какое число достаточно разделить на 4, чтобы получилось 7?
  9. На сколько надо разделить 48, чтобы получилось 8?
  10. Произведение чисел 7 и 5 уменьшить на 9.
  11. Частное чисел 81 и 9 увеличить  в  7 раз.
  12. 45 уменьшить на произведение чисел 6 и 5.
  13. 73 увеличить на частное чисел 72 и 9.
  14. Из произведения чисел 5 и 8 вычесть частное чисел 18 и 3.

(пользуемся алгоритмом, предложенным в работе №2, только обращаем внимание, что здесь умножение (произведение) и   деление (частное)).

      Произведение чисел 7 и 5 уменьшить на 9.

(7∙ 5) – 9

       Частное чисел 81 и 9 увеличить  в  7 раз.

(81:9) ∙ 7

   45 уменьшить на произведение чисел 6 и 5.

45 – (6 ∙ 5)

73 увеличить на частное чисел 72 и 9.

 73 + (72 : 9)

Из произведения чисел 5 и 8 вычесть частное чисел 18 и 3.

(5 ∙ 8) – (18 : 3)

Вычислительный приём

Примеры для отработки

1.

17+7=17+(3+4)=(17+3)+4=20+4=24

28+6, 67+9,  16+5 и т.д.

2.

16-8=16-(6+2)=(16-6)-2=10-2=8

14-7, 15-9, 23-7, 84-6 и т.д.

3.

30 + 2 =  3дес.+2ед.=32

50+4, 70+8, 60+3 и т.д.

4.

32-30=3дес.2ед.-3дес.=2ед.

78-70, 45-40, 72-70 и т.д.

5.

32 -2 =3дес.2ед.-2ед.=3дес.

78-8, 45-5, 72-2  и т.д.

6.

50+20 =5 дес+2дес.=7 дес.=70 ед.

40+30, 70+10, 50+ 20 и т.д.

7.

30–10 =3 дес.–1дес.=2 дес.=20 ед.

90-30, 100-40, 80-70 и т.д.

8.

36–2 = (30+6)–2 =30+(6-2) = 30+4= 34

78-6, 56-3, 95-4 и т.д.

9.

36+2=(30+6)+2=30+(6+2)=30+8=38

46+3, 72+6, 25+2 и т.д.

10.

26+4=(20+6)+4=20+(6+4)=20+10=30

47+3, 72+8, 94+6 и т.д.

11.

36-20=(30+6)-20=(30-20)+6= 10+6=16

58-30, 73-40, 92-60 и т.д.

12.

70-4=(60+10)-4=60+(10-4)=60+6=66

100-8, 40-7, 30-5 и т.д.

13.

24 +5=(20+4)+5=20+(4+5)=20+9=29

36+3, 47+2, 61+5 и т.д.

14.

24 +50=(20+4)+50=(20+50)+4=70+4=74

31+60, 25+40, 53+30 и т.д.

15.

60+18 = 60+(10+8) =(60+10)+8= 70+8 =78

50+24, 30+47, 20+68 и т.д.

16.

60-18= 60-(10+8)=(60-10)-8=50-8=42

90-45, 70-23, 60-34 и т.д.

Замена числа суммой разрядных слагаемых (приём 8,9,10,11,13, 14, 15, 16)

17=10+7

25=20+5

97=90+7

Замена суммой удобных слагаемых (приём 1,2)

17 +7 =17 + (3+4)=24

Приёмы 3, 4, 5, 6, 7 основаны на знании десятичного состава чисел:

                    в  числе  42  –  4дес. и  2ед.  

                     в числе 57 – 5дес. и 7 ед.     и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...

«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...

«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...

свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...