Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"
статья по математике (3 класс) по теме
Описание вычислительных навыков и их теоретической основы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vychislitelnyh_navykov_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к арифметическим диктантам.
№1
(могу менять примеры местами и менять числа;
формулировки и приёмы не меняю)
Теоретическая основа: | Вычислительные приёмы: | |||
прибавить | + | 9+6= 9+(1+5)=(9+1)+5=10+5=15 | ||
вычесть | - | 26+8=26+(4+4)=(26+4)+4=30+4=34 | ||
сумма | + | 52+40=(50+2)+40=(50+40)+2=90+2=92 | ||
разность | - | 16-8=16-(6+2)=(16-6)-2=10-2=8 | ||
прямая форма | больше на… | + | 71-5=71-(1+4)=(71-1)-4=70-4=66 | |
меньше на … | - | 70-4=(60+10)-4=60+(10-4)=60+6=66 | ||
больше в …раз | ∙ | 97-30=(90+7)-30=(90-30)+7=67 Важно: сколько всего надо вычесть из 97?(30) Вычли 30? (да) Остальные числа складываются. | ||
меньше в … раз | : | таблица умножения (учить) | ||
увеличить | на …; | + | табличное деление: 42:7=? Вспомню, на сколько надо умножить 7, чтобы получилось 42. Это число 6.Значит, 42: 7=6 | |
в …раз | ∙ | |||
уменьшить | на …; | - | ||
в …раз) | : |
- 9 увеличить на 6
- 9 увеличить в 6 раз
- 16 уменьшить в 8 раз
- 16 уменьшить на 8
- к 26 прибавить 8
- из 71 вычесть 5
- найти сумму чисел 52 и 40
- найти разность чисел 97 и 30
- найти число, которое больше 9 в 5 раз
10. найти число, которое больше 9 на 5
11. найти число, которое меньше 40 на 8
12. найти число, которое меньше 40 в 8 раз
№2
(могу менять примеры местами и менять числа;
формулировки и приёмы не меняю)
Теоретическая основа: | Вычислительные приёмы: | |
Знание названий компонентов и результатов действий: | сложение первое слагаемое + второе слагаемое = сумма | 50+20=5дес.+2дес.=7дес.=70 |
Вычитание уменьшаемое – вычитаемое = разность | 100-40=10дес.-4дес.=6дес.=60 | |
Знание взаимосвязи между компонентами и результатом действий: | Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | 70+7=7дес.+7ед.=77 |
Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. | 94-90=9дес.4ед.-9дес.=4ед.=4 | |
Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | 55-15=55-(10+5)=(55-10)-5=45-5=40 Важно: сколько всего надо вычесть из 55?(15) Сколько вычли? (10) Что осталось сделать? (вычесть ещё5) | |
100-16=100-(10+6)=(100-10)-6=90-6=84 Важно: (по аналогии с предыдущим) | ||
26+34=26+(30+4)=(26+30)+4=56+4=60 Можно так: 26+34=26+(30+4)= (26+4)+30=30+30=60 | ||
89-7=(80+9)-7=80+(9-7)=80+2=82 35+4=(30+5)+4=30+(5+4)=30+9=39 | ||
Остальные вычислительные приёмы встречались в работе №1. |
1. Первое слагаемое – 50, второе слагаемое – 20. Чему равна сумма?
2. Уменьшаемое – 100, вычитаемое – 40. Чему равна разность?
3. Чему равно первое слагаемое, если сумма – 100, а второе слагаемое – 16?
4. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое – 7, а разность – 70?
5. Чему равно второе слагаемое, если сумма равна 89, а первое слагаемое – 7?
6. Найдите вычитаемое, если уменьшаемое – 90, а разность равна – 9.
7. Сколько надо прибавить к 15, чтобы получить 55?
8. Сколько надо вычесть из 43, чтобы получилось 8?
9. Из какого числа достаточно вычесть 26, чтобы получилось 34?
10. Сумму чисел 40 и 6 уменьшить на 10.
11. Разность чисел 37 и 10 уменьшить в 9 раз.
12. К 47 прибавить разность чисел 54 и 4.
Как научить ребёнка записывать числовые выражения.
Сумму чисел 40 и 6 уменьшить на 10.
- Слушаю внимательно, что стоит в начале выражения - одно число или целое выражение (сумма, разность, произведение, частное).
- Если слышу слово сумма, то открываю скобки, чтобы записать, какие числа надо сложить. Записываю: (40+6)
- Что надо сделать с суммой? (уменьшить на).
- При помощи какого действия это можно найти? (вычитания)
- Записываю: (40+6) – 10.
- Проставляю порядок действий, пишу промежуточные результаты и ответ.
Разность чисел 37 и 10 уменьшить в 9 раз.
- Слушаю внимательно, что стоит в начале выражения - одно число или целое выражение (сумма, разность, произведение, частное).
- Если слышу слово разность, то открываю скобки, чтобы записать, какие числа надо вычесть. Записываю: (37 – 10)
- Что надо сделать с разностью? (уменьшить в 9 раз)
- При помощи какого действия? (:)
- Записываю: (37 – 10) : 9
- Проставляю порядок действий, пишу промежуточные результаты и ответ.
к 47 прибавить разность чисел 54 и 4.
- Слушаю внимательно, что стоит в начале выражения - одно число или целое выражение (сумма, разность, произведение, частное).
- Одно число 47. Записываю его.
- Слушаю, что дальше: прибавить.
- Какому действию соответствует? +
- Пишу. 47+
- Что надо прибавить к числу 47? (разность чисел 54 и 4, т.е. целое выражение, пишу в скобках)
- Записываю: 47+ (54 – 4)
- Проставляю порядок действий, пишу промежуточные результаты и ответ.
(тот же алгоритм будет и с умножением (произведение) и делением (частное))
Если хотите, чтобы дети хорошо понимали математическую речь, заставляйте их не только правильно записывать числовые выражения, но и правильно их читать.
Если будет необходимость объяснить, как научить ребёнка читать числовые выражения, всё подробно пропишу!
№3
Теоретическая основа: | Вычислительные приёмы: | |
Знание названий компонентов и результатов действий: | умножение первый множитель ∙ второй множитель = произведение | Учить таблицу умножения! Проговаривать алгоритм нахождения результата деления. |
деление делимое : делитель = частное | ||
Знание взаимосвязи между компонентами и результатом действий: | Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель | |
Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. | ||
Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное. | ||
Нахождение части (доли) числа | Часть (долю) от числа нахожу делением. | Найди пятую часть числа 20. (20:5) Чтобы найти пятую часть числа, число разделю на 5. Чтобы найти восьмую часть числа, число разделю на 8. И т.д. |
Нахождение числа по его доле | Целое число по его части (доле) нахожу умножением. | Пятая часть числа = 3. Чему равно число? (число разделили на 5 равных частей, каждая такая часть равна 3. Как найти само число? Правильно, 3 ∙ 5. Это число 15. |
Остальные вычислительные приёмы встречались в работе №1и №2 |
- Первый множитель-8, второй множитель-7. Чему равно произведение?
- Делимое-24, делитель-6.Чему равно частное?
- Чему равен первый множитель, если произведение равно 63, а второй множитель-7?
- Чему равно делимое, если частное -8, а делитель-5?
- Чему равна седьмая часть числа 49?
- Известно, что девятая часть числа равна 4. Чему равно число?
- На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 56?
- Какое число достаточно разделить на 4, чтобы получилось 7?
- На сколько надо разделить 48, чтобы получилось 8?
- Произведение чисел 7 и 5 уменьшить на 9.
- Частное чисел 81 и 9 увеличить в 7 раз.
- 45 уменьшить на произведение чисел 6 и 5.
- 73 увеличить на частное чисел 72 и 9.
- Из произведения чисел 5 и 8 вычесть частное чисел 18 и 3.
(пользуемся алгоритмом, предложенным в работе №2, только обращаем внимание, что здесь умножение (произведение) и деление (частное)).
Произведение чисел 7 и 5 уменьшить на 9.
(7∙ 5) – 9
Частное чисел 81 и 9 увеличить в 7 раз.
(81:9) ∙ 7
45 уменьшить на произведение чисел 6 и 5.
45 – (6 ∙ 5)
73 увеличить на частное чисел 72 и 9.
73 + (72 : 9)
Из произведения чисел 5 и 8 вычесть частное чисел 18 и 3.
(5 ∙ 8) – (18 : 3)
Вычислительный приём | Примеры для отработки | |
1. | 17+7=17+(3+4)=(17+3)+4=20+4=24 | 28+6, 67+9, 16+5 и т.д. |
2. | 16-8=16-(6+2)=(16-6)-2=10-2=8 | 14-7, 15-9, 23-7, 84-6 и т.д. |
3. | 30 + 2 = 3дес.+2ед.=32 | 50+4, 70+8, 60+3 и т.д. |
4. | 32-30=3дес.2ед.-3дес.=2ед. | 78-70, 45-40, 72-70 и т.д. |
5. | 32 -2 =3дес.2ед.-2ед.=3дес. | 78-8, 45-5, 72-2 и т.д. |
6. | 50+20 =5 дес+2дес.=7 дес.=70 ед. | 40+30, 70+10, 50+ 20 и т.д. |
7. | 30–10 =3 дес.–1дес.=2 дес.=20 ед. | 90-30, 100-40, 80-70 и т.д. |
8. | 36–2 = (30+6)–2 =30+(6-2) = 30+4= 34 | 78-6, 56-3, 95-4 и т.д. |
9. | 36+2=(30+6)+2=30+(6+2)=30+8=38 | 46+3, 72+6, 25+2 и т.д. |
10. | 26+4=(20+6)+4=20+(6+4)=20+10=30 | 47+3, 72+8, 94+6 и т.д. |
11. | 36-20=(30+6)-20=(30-20)+6= 10+6=16 | 58-30, 73-40, 92-60 и т.д. |
12. | 70-4=(60+10)-4=60+(10-4)=60+6=66 | 100-8, 40-7, 30-5 и т.д. |
13. | 24 +5=(20+4)+5=20+(4+5)=20+9=29 | 36+3, 47+2, 61+5 и т.д. |
14. | 24 +50=(20+4)+50=(20+50)+4=70+4=74 | 31+60, 25+40, 53+30 и т.д. |
15. | 60+18 = 60+(10+8) =(60+10)+8= 70+8 =78 | 50+24, 30+47, 20+68 и т.д. |
16. | 60-18= 60-(10+8)=(60-10)-8=50-8=42 | 90-45, 70-23, 60-34 и т.д. |
Замена числа суммой разрядных слагаемых (приём 8,9,10,11,13, 14, 15, 16)
17=10+7
25=20+5
97=90+7
Замена суммой удобных слагаемых (приём 1,2)
17 +7 =17 + (3+4)=24
Приёмы 3, 4, 5, 6, 7 основаны на знании десятичного состава чисел:
в числе 42 – 4дес. и 2ед.
в числе 57 – 5дес. и 7 ед. и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.
В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...
Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста
Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...
«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»
В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...
«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...
свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...