статья "Использование ИКТ при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта
статья по математике по теме
В статье представлены метериалы по использованию на уроке математике в специальной (коррекционной)школе инретактивных средст смарт презентаций, онлайн- игр и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorova_n.i._statya_dlya_internet-_proekta.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно коммуникативных технологий при формировании вычислительных навыков у учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта
Федорова Н.И. - классный руководитель, учитель начальных классов МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Арзамас
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, который помогает ему с интересом учиться, развивает интеллектуальную деятельность.
Поиски наиболее эффективных путей обучения детей с умственной отсталостью происходили во все времена. Актуальность этой проблемы не уменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса обучения учащихся коррекционной школы VIII вида.
Достоинства применения информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида очевидны для успешного формирования положительной мотивации, т.к. учебный материал, используемый на уроке, способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, развивает положительное отношение к учению.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования. Активно реализуется имеющий большое значение наглядный метод обучения. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более современные информационные компьютерные технологии: видеофильмы, презентации, интерактивные тренажеры, обучающие игры и т.д.
Информационно – коммуникативные технологии широко применяются на всех этапах урока, как в урочное, так и во внеурочное время и позволяют применять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, используя разноуровневые задания; организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями; активизировать познавательную деятельность учащихся; повысить прочность усвоения материала; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); овладевать практическими способами работы с информацией.
Одним из приемов является использование игровых методов обучения. В настоящее время созданы несколько оригинальных компьютерных игр для учащихся коррекционной школы:
«Ромашка» - для отработки навыков устного счета (в игре задан пример, надо выбрать правильный ответ из перечня);
«Правильный ответ» - для интерактивного контроля знаний по различным дисциплинам, где тестовые задания составлены в виде заданий закрытой формы, в которой варианты ответов представлены текстовой информацией;
«Выбери картинку» - для тестирования по различным дисциплинам, где тестовые задания составлены в виде заданий закрытой формы, в которой варианты ответов представлены графической информацией, а также для развития основной части мышления – обобщения;
«Вставь математический знак» - для отработки навыков устного счета (в игре задан пример с ответом и пропущен знак действия, надо выбрать правильный знак из двух предъявленных)
Учебно-игровые программы предназначены для «проигрывания учебных ситуаций». Интерес к обучающим программам и их эффективность во много раз возрастает, если ввести в программу даже незначительный игровой элемент или элемент занимательности, что и является средством мотивации учебной деятельности. Происходящие в игре события должны иметь связь с выполнением заданий: успешному выполнению заданий должен сопутствовать результат в игре, вызывающий активизацию учебной деятельности, положительные эмоции, желание добиться новых успехов.
К достоинству таких игр можно отнести возможность их повторения и новое наполнение, превращая компьютерные дидактические игры в тренажер.
При объяснении нового материала используется мультимедийная презентация. Использование анимации помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Компьютерный контроль качества знаний имеет ряд преимуществ:
- во-первых, экономит время на выявления ошибок учеников;
- во-вторых, ведется с учетом индивидуальных возможностей и способностей, в индивидуальном темпе;
- в-третьих, обработка результатов работы дает учителю возможность оценить качество усвоения материала и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.
Также компьютерный контроль может определить качество усвоения всех тем, изученных за контрольный период.
По мнению многих специалистов, применение компьютера при умственной отсталости у школьников выступает инструментом коррекции познавательной сферы, реабилитации эмоционально-волевой сферы. Имеются данные по использованию компьютерных игр для коррекции коммуникативных качеств, оценки собственных действий и контроля ЗУН у учащих с умственной отсталостью [Resnick H., 1994].
Повышается общая мотивация к обучению, познавательная активность, отмечаются позитивные эмоциональные изменения и общая активность умственно отсталых школьников.
Все большее значение в последнее время стало приобретать использование на уроках учебных компьютерных видеофильмов.
Компьютерный видеофильм позволяет моделировать и демонстрировать в пространстве геометрические тела различной формы, показывать в динамике процессы и явления, использовать яркие, насыщенные, контрастные цвета, записать звуковое (музыкальное или текстовое) сопровождение. Все это способствует развитию пространственного воображения, привлечению большего внимания к изучаемому материалу.
Систематическое использование компьютерных видеофильмов и демонстрационных презентаций как средств обучения развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом [17].
Фильм может быть показан в первой части урока в различных вариантах:
1) на одном компьютере с использованием интерактивного оборудования;
2) на каждом рабочем месте с использованием наушников;
3) с помощью видеомагнитофона и телевизора.
Применение фильма позволяет создать положительную мотивацию учения, прежде всего, благодаря высокой наглядности представления информации и внесения элемента новизны. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме. Например, тема имеет большие возможности для иллюстрирования, но не представляется возможным выполнить цветной раздаточный материал для каждого учащегося. Когда же дидактические средства красивы, ярки, необычны или неожиданны, со звуком, графикой и анимацией, - это доставляет детям удовольствие, так что в итоге проживается удовлетворение учебной работой на уроке.
Использование на уроках видеофильмов позволяет уменьшить время на объяснение нового материала и увеличить на его закрепление.
Другой, не менее эффективный вид ИКТ - мультимедийная презентация.
Анализируя опыт мультимедийного сопровождения процесса формирования устных вычислительных умений и навыков в начальной школе, можно сделать следующие выводы:
- Мультимедийная презентация позволяет учащимся визуально воспринимать материал (числовые выражения) для устных вычислений, что помогает детям сосредоточиться не на запоминании чисел, а на выполнении вычисления. При этом после каждого вычисления дети на экране видят и числовое выражение, и его значение, что способствует запоминанию результатов.
- Большим достоинством презентации является то, что любой из слайдов при соответствующей корректировке может использоваться неоднократно, как при изучении одной и той же темы, так и при изучении разных тем. При этом все эффекты анимации сохраняются, и экономится время учителя при подготовке урока.
- Другим преимуществом использования мультимедийной презентации является то, что в случае выявления недостатков или ошибок учитель может легко устранить их.
- Возможности компьютерных программ и ресурсов Интернета, позволяют качественно иллюстрировать материал слайда. Занимательные, красочно оформленные задания на мультимедийных слайдах способствуют пробуждению у школьников познавательного интереса, сделать процесс формирования вычислительных умений и навыков более эффективным.
Применение мультимедийной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на значимые моменты излагаемой информации, позволяют привнести эффект наглядности и помогают ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. При работе с презентацией каждый ученик имеет возможность работать в удобном для себя темпе, не подстраиваясь под преподавателя или других учеников. В результате создается комфортная для каждого обстановка, что благотворно влияет на формирование мотивов самообразования и социального сотрудничества. Когда учащиеся сами участвуют в процессе познания, управляя своими действиями и корректируя скорость работы, они чувствуют себя не объектами, а руководителями учебного процесса, а это значительно повышает интерес к учебной деятельности .
Но наибольшую эффективность для обучения детей с умственной отсталостью показали мультимедийные средства нового поколения - интерактивные доски.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тесты, таблицы, картинки, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.
Использование интерактивных инструментов, таких как циркуль, линейка, транспортир, выброс случайного числа и т.д. помогает стимулировать познавательную деятельность и творческую инициативу учащихся. Действия, производимые на доске, можно записать в видеофайл, в том числе и со звуковым сопровождением. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу.
Учащиеся могут самостоятельно выполнять операции с информационными объектами, что значительно повышает эффективность урока, познавательную активность школьников и активизируют у учащихся интерес к предмету. Кроме того, работая с интерактивной доской, учащиеся могут попробовать свои силы, продемонстрировать свои знания перед классом. А значит почувствовать себя успешными. .
Вывод:
Таким образом можно сделать следующие выводы, применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе:
- Способствует положительной динамике в развитии познавательной мотивации учения учащихся начальных классов школы VIII вида.
- Активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
- Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности, формируется умение работать с информацией.
- ИКТ позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс, качественно изменить контроль за деятельностью, приобщить школьника к достижениям личного характера.
- У детей изменяется отношение к компьютеру. Школьники начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Компьютер коренным образом меняет характер педагогической деятельности, что позволяет совершенствовать организацию преподавания, повысить индивидуализацию и дифференциацию обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Информационные технологии, как средство развития внимания у учащихся младших классов с нарушением интеллекта"
Определяющими факторами успешности обучения младших школьников с нарушением интеллекта являются хорошо развитые свойства внимания и их организованность. В данной работе представлены разработки и приме...
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...
Формирование вычислительных навыков учащихся начальной школы
Обобщение опыта работы по формированию вычислительных навыков учащихся начальной школы...
"Профессия - школьник" серия индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния для учащихся 1 классов с нарушениями интеллекта
Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального сост...
"Волшебные пальчики" серия занятий по развитию мелкой моторики для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у не...
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....