Доля. Сравнение долей. 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Шалютова Ирина Владимировна

Тема урока: Доля. Сравнение долей.

 Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

 Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

 познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

 регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания значимости окружающих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doli_3_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Доля. Сравнение долей.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

 познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

 регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания значимости окружающих.

Оборудование урока:

  • компьютер
  • мультимедиапроектор
  • карточки для работы в парах
  • карточки для фронтальной работы
  • плакат «Алфавит»
  • м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
  • презентация к уроку
  • полоски для практической работы
  • 2 макета с изображением торта

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие.
  • Подготовка рабочих мест.
  • Позитивный настрой на работу.

  1. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
  • Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
  • Формулирование темы и целей урока.

  1. Изучение новых знаний и способов действий.
  • Постановка проблемы, введение нового понятия.
  • Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

  1. Первичная проверка понимания изученного.
  • Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
  • Поиск долей в пословицах.

  1. Применение знаний и способов действий.
  • Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
  • Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
  • Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
  • Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
  • Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).

  1. Подведение итогов.
  • Домашнее задание.

  1. Рефлексия деятельности.
  • Зафиксировать новое знание.
  • Организовать рефлексивный анализ деятельности.
  • Самооценка деятельности.

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.

Личностные

2.Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока

1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.

 - Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

 _ Запишите только ответы в строчку, через запятую.

* Число 5 разделить на 5.

 *20 уменьшить на 3?

*делитель -12,делимое -2. Ему равно частное?

*1 слагаемое -7,второе слагаемое – 6,сумма-…?

*5 умножить на 6.

* уменьшаемое-20, вычитаемое -1, разность-…..

*Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 4 и 5 см..

*Число 5 увеличьте в 3 раза.

- Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось?

2) Формулирование темы и целей урока.

   -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

 - Посмотрите м/ф!

-Почему рассердился волк?

-В чем его ошибка?

-Что получил каждый из животных мультфильма?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Найдите в толковом словаре значение слова «Доли».

В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)

Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

- Какую цель перед собой поставим?

1   -      А

17 -      П

6 -         Е

13 -       Л

28 -       Ь

19 –      С

10 -       И

15 -       Н

Апельсин

Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

-Ему не досталось апельсина.

-Он не умеет дружить.

-Дольку апельсина

-Доли.

-Узнать, что такое доля.

ДОЛИ

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

3.Изучение новых знаний и способов действий

1) Постановка проблемы, введение нового понятия.

-А как это разделить на доли? Что такое доля?

На доске:

                   http://festival.1september.ru/articles/559930/2.gif

Беру яблоко и говорю:

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?

-Какой вывод можно сделать?

На доске: http://festival.1september.ru/articles/559930/3.gif

-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

Держу в руках две половинки и спрашиваю:

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

-А если я возьму одну из двух долей?

 - Как назовем долю?

- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

Какая доля получилась

- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.

На доске дети видят следующую запись: ¼

- Что эта запись обозначает?

У меня макет пирога. Сравните макеты. На сколько частей разделили? (на 2)

-Одинаковые ли части? Можно ли назвать долями? Как записать?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

 - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

На доске карточки: «на сколько частей разделили», «сколько долей взяли»

 - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

 - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

На доске: «Одна какая»

2) Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и название долей.

- Прочитайте числа, в тетрадь запишите дроби. Прочитайте правильно.

-с помощью цветных карандашей, обозначьте доли.

- соотнесите запись с рисунком и сравните.

- А  сейчас мы будем делить макет торта на части.

-Доля-это часть.

-Разрезать.

-Нет.

-Нет. Части не равные.

-Части должны быть равные.

-Доля-это равная часть.

-Сначала разрезать пополам

-На две доли.

Одна доля из двух.

Вторая.

На четыре.

Четвертая

(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

(Мнения детей.)

(Мнения детей.)

(Мнения детей.)

Познавательные

4. Первичная проверка понимания изученного

1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа

-  Как назвать долю? Запишите ее в тетрадь.(Проверка)

.

Запись в тетрадях и самопроверка по слайду.

Регулятивные

5. Применение знаний и способов действий

- сколько долек апельсина вы смогли заработать вместе?

- Если вы меня угостите одной долей, как будет выглядеть запись?

Познавательные

Регулятивные (контроль, коррекция.

Коммуникативные

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7

2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

 

- Что обозначают числа в записи дробей?

- Как сравнить доли?

Урок целей достиг.

- Где вы можете использовать полученные новые знания?

Вернемся к м/ф «Апельсин».

-как можно помирить героев мультфильма «Апельсин»?

- я вам сегодня дарю мандарин. Вы сосчитаете количество долей и, непременно, поровну разделите его с друзьями.

-песня «Барбарики»

Равные части.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей(долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

При угощении, делении поровну.

Равные части

Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики на тему "Доли. Сравнение долей" 3 класс. УМК "Школа России"

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияПрограмма образовательных учреждений. «Математика. 1 – 4 классы». Авт. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.)  ...

Доля. Сравнение долей.

Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения....

Карточка по математике_Доли.Сравнение долей.

При изучении темы "Доли" на уроках математики для практической работы можно воспользоваться этим материалом....

Доля. Сравнение долей.

Открытый урок о математике 3 класс, по теме "Доля Сравнение долей....

Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей». Математика 3 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Обучающиеся знакомятся с понятием «доли»; дается  первоначальное представление о доле числа.Учатся  определять долю числа, читат...

Доля. Сравнение долей. Образование долей.

Ход урока1. Организационный моментМатематика сложна,Но говорим с почтением,Что математика нужнаВсем без исключения!Без счёта не будет на улице света,Без счёта не сможет подняться ракета,Без счёта...