Урок математики "Доля.Образование и сравнение долей" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Кошкина Надежда Леонидовна

Урок математики 3 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения
на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); универсальное мультимедийное пособие к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс»; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/otkrytyi-urok-po-temedoli-3-klass-2-chetvert

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, фрукты (яблоко, апельсин), мультфильм «Апельсин» («Веселая карусель» № 8), круги из цветной бумаги, дидактическое пособие «Палитра. Таблица умножения на 3, 4, 5», дидактическое пособие «Планшет многократного использования. Счет в пределах 100».

Основные  понятия  и  термины:  доли;  образование  и  сравнение долей.

Сценарий урока

I. Организационный  момент.  Мотивация  к  учебной  деятельности.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

На партах у учащихся полоски с квадратами различных цветов.

– Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент соответствует вашему настроению.

II. Устный счет.

Повторение таблицы умножения. Работа с дидактическим пособием «Палитра». Выборочная проверка.

III. Актуализация знаний.

– Прочитайте числа, которые записаны на доске:

16     28          78          65     34          15  

– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа.)

– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)

– Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да.)

IV. Изучение нового материала.

– Давайте узнаем, что нам поможет. Решите примеры.

Примеры записаны на карточках. Учащиеся выходят, решают пример и переворачивают карточку. На обратной стороне написан ответ и буква.

8 · 4 =                15 : 5 =                9 · 7 =                46 + 54 =

82 – 35 =        39 + 28 =                42 : 6 =                3 · 7 =

– Каждому ответу соответствует буква:

7

21

3

47

32

67

63

100

п

е

а

ь

л

и

с

н

– Поставьте эти числа в порядке возрастания.

– Какое слово составили из данных букв? (Апельсин.)

Учитель показывает учащимся апельсин.

– Что такое апельсин? (Это фрукт.)

– Какие еще фрукты вы знаете? (Яблоко, мандарин.)

– Не удивляйтесь, именно эти фрукты помогут нам познакомиться с новыми числами.

 Гимнастика для глаз

Учитель предлагает следить глазами по стрелкам на фигурах. Читает текст.

Рисуй глазами треугольник,

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально,

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась, ты молодец!

V. Практическая деятельность.

– Вы можете спросить: «А зачем нам что-то знать про эти числа?»

– Тогда попробуйте ответить на вопрос.

Учитель разламывает апельсин на четыре части и одну часть дает ученику.

– Как вы думаете, какую часть апельсина я отдала?

– Давайте попробуем в этом разобраться.

– У  вас  на  партах  лежит  геометрическая  фигура.  Как  она  называется? (Круг.)

– Сложите круг пополам.

– Разверните. Сколько равных частей получили? (2.)

– Итак, мы разделили круг пополам, то есть на две равные части. Как они называются? (Половинки.) 

– Теперь  я  возьму  яблоко,  разрежу  его  пополам.  Можно  сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока. А записывают это так: .

– Сколько частей взяли? (1.)

– На сколько частей разделили? (2.)

– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока. Доля – это часть целого.

– Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите еще пополам.

– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4.)

– Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.

– Сколько равных частей получили? (4.)

– А записывают это так: .

VI. Развитие умения записывать и называть доли.

– Запишите,  какая это доля.

Учитель показывает карточки, на которых круги, квадраты, прямоугольники разделены на равные части: 2, 3, 4, 5 и т. д. и одна часть закрашена.

Взаимопроверка.

– Поменяйтесь  тетрадями  и  проверьте  правильность  выполнения задания.

Учитель показывает верную запись на обратной стороне карточек.

– Посмотрите на  и .

– Сравните: что больше? (Запись в тетради:  и .)

– Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.

VII. Первичное закрепление. Сравнение долей.

Выполнить задание № 18 из универсального мультимедийного пособия к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс». Задание № 48.

Выполняют из № 1–3, 8.

VIII. Работа с материалом учебника.

– Откройте учебники на с. 93, № 3.

1) 8 – 3 = 5 (кг) – масса коробки с бананами.

2) 5 · 9 = 45 (кг) – масса 9 коробок с бананами.

Ответ: 9 коробок с бананами весят 45 килограммов.

– Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Доли.)

IX. Просмотр  мультфильма  «Апельсин»  («Веселая  карусель» № 8).

– На сколько частей разделили апельсин герои мультфильма? (На пять.)

– Скажите, какую часть апельсина я отдала?

– Давайте посмотрим на те числа, которые я просила вас прочитать в начале урока. Теперь вы сможете это сделать? (Да.)

Учащиеся читают числа на доске:

X. Самостоятельная работа.

1. Работа с дидактическим пособием «Планшет многократного использования. Счет в пределах 100».

Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания. (На обратной стороне карточек даны верные ответы.)

2. Работа в тетради на печатной основе: № 178–179, с. 66.

XI. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

– Какая была тема урока? (Доли.)

– Что такое доля? (Часть целого.)

– Мы учились делить на доли и записывать доли. А еще мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали? (Чем больше частей, тем доля меньше.)

Учитель раздает учащимся полоски бумаги с квадратами различных цветов (обратная сторона).

– Отметьте галочкой тот цвет, который на данный момент соответствует вашему настроению.

XII. Домашнее задание: учебник, с. 93, № 7, рабочая тетрадь, с. 67, № 181, 183.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сравнение задач на нахождение остатка на разностное сравнение" 1 класс

Урок- путешествие. Данный урок построен так,чтобы формировать у детей решение задач на сравнение . В начале урока дается план путешествия. Путешествуя во время урока ,  дети выполняют  интер...

Урок «открытия» нового знания Сравнение дробей. Урок математики в 4-м классе

Знания, добытые самими учащимся  закрепятся прочно и надолго.  Урок будет интересен не только для начальной школы, но и учителям  математики 5 классов...

Конспект урока математики Тема урока: задачи на разностное сравнение чисел 2 класс УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ·        формирование умения выделять из множества задач те, которые являются задачами на разностное сравнение;·...