Доля. Сравнение долей. Образование долей.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Царькова Татьяна Алексеевна

Ход урока

1. Организационный момент

Математика сложна,

Но говорим с почтением,

Что математика нужна

Всем без исключения!

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

- Ребята, к нам с вами пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Садитесь.

 

Или

 

− Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете думать и рассуждать. Поприветствуйте гостей! (Дети поворачиваются к гостям и здороваются). Садитесь.

С каким настроением вы пришли на урок? (ответы детей)

−Я рада, что у вас хорошее настроение, но я хочу, чтобы оно было ещё лучше. Поэтому у меня в руках «коробочка хорошего настроения», возьмите каждый из этой коробочки по одной улыбке и передайте нашим гостям.

 

- Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
- А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (ответы детей)

- Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни и будете с успехом их применять.

− Сегодня по дороге в школе я нашла письмо, оно было адресовано 3 В классу. Я не стала его открывать, сначала решила показать вам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск

План – конспект

Урока математики по теме

         

3 В класс

УМК «Школа России»

Составила: Царькова Татьяна Алексеевна

Учитель начальных классов

Саранск 2022

Тема: Доля. Сравнение долей. Образование долей.

Класс: 3 В

Тип урока: введение нового знания

Цели: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Задачи:

 Познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на  равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

Личностные УУД:  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.

Ход урока

  1. Организационный момент

Математика сложна,

Но говорим с почтением,

Что математика нужна

Всем без исключения!

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

- Ребята, к нам с вами пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Садитесь.

Или

− Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете думать и рассуждать. Поприветствуйте гостей! (Дети поворачиваются к гостям и здороваются). Садитесь.

С каким настроением вы пришли на урок? (ответы детей)

−Я рада, что у вас хорошее настроение, но я хочу, чтобы оно было ещё лучше. Поэтому у меня в руках «коробочка хорошего настроения», возьмите каждый из этой коробочки по одной улыбке и передайте нашим гостям.

- Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
- А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?
(ответы детей)

- Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни и будете с успехом их применять.

− Сегодня по дороге в школе я нашла письмо, оно было адресовано 3 В классу. Я не стала его открывать, сначала решила показать вам.

- Отгадайте загадку и скажите, от кого оно может быть? (удивлённо)

Загадка: Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

- От кого же письмо? (от Снеговика). Посмотрим, что в письме? (Да.)

Снеговик пишет: «- Здравствуйте, ребята! Пишет вам Снеговик Иванович, из далекого зимнего леса. У Дедушки Мороза скоро День Рождение, и он попросил испечь для него торт. Лесные жители очень заняты подготовкой к Новому году, и просят помочь им подготовить подарок».

Ребята, поможем? (Да)

(На учительском столе стоит поднос и на нём часть торта или дольки).

− Для этого нам сегодня нужно хорошо потрудиться.

− Итак, начнём.

- Откройте рабочие тетради и запишите число и классная работа.

- У меня в руках ключ. Скажите, что обычно делают ключом?

- Ребята, открывать можно не только дверь, но и новые знания. И сегодня у нас урок открытия новых знаний.

  1. Актуализация знаний

- Обычно всё новое начинается с повторения старого.

- Повторим таблицу умножения. Я читаю задание, а вы записываете ответы в  строчку, через запятую. (или можно использовать карточки и показывать ответ на карточках)

1. Первый множитель 8, второй множитель 9, запишите произведение (72).

2. Произведение 5 и 8 равно… (40).(6).

3. Делимое 42, делитель 6, запишите частное (7).

4. Какое из чисел не делится на 8? 40; 35. (35).

5. Какое из данных чисел делится на 5? 20; 42. (20).

6. 9*9 будет .. ? (81).

7.Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3).

Молодцы, один кусочек торта уже готов.

- Посмотрите на доску. Каждому числу соответствует буква. Расположив числа в порядке возрастания, вы соберёте слово. (Один ученик работает у доски)

- Какое слово получилось? (Апельсин)

Отлично, вторая долька торта готова.

- Апельсин – цитрусовый фрукт, очень ароматный, вкусный и полезный.

3. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, а причём тут апельсин, когда у нас урок математики?

- Ответить на вопрос нам поможет мультфильм. (Мультфильм «Мы делили апельсин)»

4. Работа по теме урока.

Анализ мультфильма:

- Что делали животные? (Делили апельсин)

- Что получил каждый из животных? (По дольке апельсина, а волк кожуру).

- Произнеся слово «дольки» не так ласково, вы сформулируете тему урока.

(«ДОЛИ»)

Анализ мультфильма.

- Давайте проверим, насколько вы были  внимательны? Ответьте на вопрос «Сколько долек было в целом апельсине?»

(наглядность «АПЕЛЬСИН»)

- По сколько долек досталось каждому животному? (По одной)

- Сравните эти доли между собой. (Равные)

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Как вы думаете, что такое доля? (Это равная часть от целого)

Практическая работа.  (с яблоком)

- Апельсин делить легко, т.к. он состоит из долей.

- А можно ли разделить яблоко? Как?

- Хорошо.  (Разрезаю яблоко на неравные части.)

- Можно ли назвать эти части долями? Почему?

- А как правильно разрезать? (Разрезаю новое яблоко пополам. Показываю.)

- Какие теперь получились части?

- Как мы можем назвать эти равные части? (Половинки)

- Это не только доли, но и половина яблока. Т.е. если любое целое разделить на две равные части, то каждая из них является половиной целого.

- Сколько у меня частей яблока?  (показываю одну часть)

- Одна из скольких?

- Одна из двух частей. Такая доля называется одна вторая.

            (Записываю и поясняю)

А записывать доли в математике принято с помощью специального знака – дробной черты. Доля одна вторая записывается так: ½ , где верхнее число показывает, сколько частей взяли, а нижнее, на сколько частей разделили целое. В будущем в школе вы будете много работать с подобными числами.

- Прочитайте, какая дробь записана?

(Перехожу к ¼  доле яблока)

- Беру две половины яблока, разрезаю пополам.

- На сколько частей разделила яблоко?    (4)

- Сколько частей у меня в руке?    (1)

- Одна из скольких?    (Из четырёх)

- Назовите получившуюся долю.

- Запишу на доске дробь ¼.

- Что значит верхнее число?  Нижнее число?

(наглядность «1/2  1/4 с кругами»)

Молодцы, четвертая долька торта готова.

Практическая работа с кругами (по вариантам в парах ).

- На партах лежат круги.

- 1-й вариант берёт жёлтый круг. Способом перегибания делит его пополам и закрашивает ½ долю круга.

- 2-й вариант берёт зелёный круг. Способом перегибания делит его на 4 части и закрашивает 4 долю круга.

- Сверьте с образцом.

 (наглядность «жёлтые и зелёные круги»)

- Молодцы, 5 долька торта готова!

Физкультминутка.

Вперед четыре шага, назад четыре шага,

Кружится, кружится наш хоровод.

Ручками похлопаем, ножками потопаем,

Плечиком подвигаем, а потом попрыгаем.

4.Работа по теме урока (учебники заранее открыты на стр.94)

Поработаем по учебнику:

№ 2 (стр.92).

(Дети вместе с учителем приходят к выводу , что ½ больше, чем, 1/3).

Молодцы! Вы справились с заданием. Добавляем ещё один кусочек торта.

№3 (стр.93)

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

№5 (стр.94).

Самостоятельно.

7. Итог урока

- Чему учились?

-  Что значит «прибавить 1»? (Назвать следующее число)

- Что значит «вычесть 1»? (Назвать предыдущее число)

- Как вы думаете, мы помогли зимушке-зиме?

Посмотрите, какая красивая ёлочка у нас получилась.

Оцените работу на уроке с помощью сигнальных карточках «светофор».

Зелёный цвет – если вы  довольны своей работой, активно трудились и у вас многое получилось.

Жёлтый цвет – вы не совсем довольны, были трудности, но вы старались.

Красный цвет – вы не довольны своей работой, допускали ошибки.

С каким настроением вы уходите с урока?

Ребята, давайте поблагодарим наших гостей.

СЛАЙД

- Перед вами на парте лежат листы самооценки. На них вы будете оценивать свою  работу. Если задание выполнили верно, вы на дольке мандарина поставите знак +, а если были ошибки, то знак вопроса. В конце урока вы подсчитаете знаки и выставите себе оценку.

- У меня в руках ключ. Скажите, что обычно делают ключом?

- Ребята, открывать можно не только дверь, но и новые знания. И сегодня у нас урок открытия новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

Урок математики. 4 класс.Тема:Доли.Получение и образование долей.

Урок открытия новых знаний в технологии деятельностного метода....

Урок математики на тему "Доли. Сравнение долей" 3 класс. УМК "Школа России"

Тип урока: Урок «открытия» нового знанияПрограмма образовательных учреждений. «Математика. 1 – 4 классы». Авт. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.)  ...

Доля. Сравнение долей.

Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения....

Карточка по математике_Доли.Сравнение долей.

При изучении темы "Доли" на уроках математики для практической работы можно воспользоваться этим материалом....

Доля. Сравнение долей.

Открытый урок о математике 3 класс, по теме "Доля Сравнение долей....

Доля. Сравнение долей. 3 класс

Тема урока: Доля. Сравнение долей. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний. Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравниват...