Урок математики на тему "Доли. Сравнение долей" 3 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Программа образовательных учреждений. «Математика. 1 – 4 классы». Авт. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.)
Цели урока:
Познавательные:
- первичное знакомство с понятием «Доля», с образованием долей. Понятие вводится на основе деления, на равные части величин:
-объема (яблоко, мандарин, пирог);
-площади (плоские геометрические фигуры);
Практические: формировать умения:
- делить предметы на равные части (доли); составлять предметы по их частям.
- называть доли;
- записывать доли;
- сравнивать доли одного и того же предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_matematike_doli._sravnenie_doley._3_klass_zakiryan_i.s.docx | 62.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Закирьян Ирина Сергеевна
3-й класс
УМК «Школа России»
Предмет Математика
Тема: Доли. Сравнение долей.
Тип урока: урок введения нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме
Данная тема изучается в разделе «Табличное умножение и деление»
Цели урока:
Познавательные:
- первичное знакомство с понятием «Доля», с образованием долей. Понятие вводится на основе деления, на равные части величин:
-объема (яблоко, мандарин, пирог);
-площади (плоские геометрические фигуры);
-длины (полоски)
Практические: формировать умения:
- делить предметы на равные части (доли); составлять предметы по их частям.
- называть доли;
- записывать доли;
- сравнивать доли одного и того же предмета.
Общепредметные: обучать доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений.
Опорные понятия, термины: понятие «целое», «часть».
Новые понятия: понятие «доля», одна вторая- половина, одна третья-треть,
МТБ урока: Презентационный материал. Модель проверки. Учебник « Математика. 3 класс» ( авт. М.И.Моро ,М.А. Бантова) презентация, полоски цветной бумаги, записи долей. Раздаточный материал: геометрические фигуры круг и квадрат, карточки с заданиями, ,смайлики, ножницы. Фрукты: яблоки и мандарины.
*Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Обучающийся научится:
Обучающийся, получит возможность научиться:
|
|
|
|
|
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности обучающихся | Действия учителя по организации деятельности обучающихся | Действия обучающихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный этап | Формирование готовности к выполнению учебной деятельности; Включение учащихся в деятельность Инструкция по работе с листом самооценки | Фронтальная | Организует учащихся на безошибочную работу. – Ребята у нас сегодня необычный урок, а кто скажет, в чём его необычность? (у нас на уроке гости). -Правильно, они пришли посмотреть, как мы с вами в 3м классе умеем работать на уроке. -Повернитесь, пожалуйста, нашим к гостям, еще раз поприветствуйте их. Уважаемые гости, прошу вас подбодрить ребят своими улыбками. Спасибо. Повернитесь ко мне и мысленно скажите себе: «У меня сегодня всё получится!» Проверяет готовность к уроку ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ К УРОКУ - Давайте проверим готовность к уроку. (учебники, тетради, ручки, линейки, ножницы, цветные карандаши). - Пожалуйста садитесь. - Проверим, правильно ли мы сидим. (памятка) Итак, всё и все готовы начнём урок математики. – Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. (учитель спрашивает у учащихся, пока пишут - день недели, месяц, год). Кто записал, встаньте. Кто может сказать какое это число? Из чего состоит? (двузначное, нечетное, состоит из 1 десятка и 9 единиц) ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ На партах у вас листы достижений, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока. . Если вы выполнили задание правильно поставьте, +, если были затруднения, ошибки – знак? В конце урока вы подсчитаете знаки и выставите себе оценку. | Отвечают на вопросы учителя, приветствуют гостей. Проговаривают девиза урока: «У меня всё получится» Проверяют готовность к уроку. Проверяют правильную посадку за партой. Записывают дату: 19 декабря. Записывают вид работы: Классная работа. Проверяют правильность выполненных записей. Повторяют полученные знания. | Самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней Положительный эмоциональный настрой на работу Проверка готовности к уроку Самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней | Наблюдение |
2. | Актуализация знаний Мотивации к учебной деятельности | Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; Формулирование темы урока учащимися; Организация постановки цели урока учащимися | Фронтальная Индивидуальная работа рабочих тетрадях | Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности Устный счет -С чего мы начинаем каждый урок математики? -Для чего? Решаем примеры с устным объяснением: Работаем внимательно, по очереди комментируем ответ, какими знаниями пользовались и записываем в тетради. Математический диктант: - 25:25= - 47х1= - 81х0= -назовите результат табличного умножения, где число десятков в два раза больше, чем число единиц -делимое 56, делитель 8 найди частное Делимое-это целое или часть (целое) А частями, что является? (делимое и делитель) Отметьте в листе достижений результат устного счета КАКИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАЛИ Сделаем вывод: Для чего нужны знания? Для того, чтобы использовать их в любых жизненных ситуациях, особенно на уроках в школе. Без знаний можно ответить на поставленный вопрос, хорошо справиться с контрольной работой? Все знания, которые мы получаем на уроке что ВАЖНЫ И НУЖНЫ. Не будем терять время и приступим к изучению новой темы. ХОЧУ СРАЗУ ВАС ПРЕДУПРЕДИТЬ_ТЕМА СЛОЖНАЯ ПОЭТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО? (внимательно слушать и если что то не понятно спрашивать) | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя С устного счета настраиваются на урок Работают в тетрадях Проверяют вычислительные навыки Повторяют математические правила и понятия Оценивают работу с помощью знаков Отвечают на вопросы учителя, делают выводы | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Перерабатывать полученную информацию Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки) |
3. | Постановка учебной задачи. | Определение темы урока, постановка цели по достижению понимания и осознания темы урока Построение плана достижения цели и определение средства ее достижения под руководством учителя с помощью исследовательских методов Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов | Фронтальная | Постановка проблемы А в жизни, где мы встречаемся с понятием целое и часть? Из частей собираем целое (лего, мазайка) Целое делим на части - (режим пирог, пиццу) Повторили понятия часть и целое - эти знания нам пригодятся при изучении нового материала. Что у меня в руках? (мандарин) Символ нового года. А как мандарин может быть связан с нашим уроком? У меня в руке целый предмет? (да) Посмотрите а у вас на партах? (часть) - Как называется эта часть мандарина? - Долька – это часть от целого мандарина. Как вы думаете, а как в математике называется часть от целого? - В математике такие части от целого называются доли. Формулирование цели и темы урока -Так какая тема нашего урока? ТЕМА урока: ДОЛИ. Запишите тему урока ЦЕЛИ - Какие цели перед собой поставим? (одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать») -Узнать……. Что такое доля? -Учиться образовывать и называть ДОЛИ - Учиться сравнивать …. ДОЛИ ЦЕЛИ: На какие вопросы нам предстоит ответить? 1. Что такое доля? 2. Как называются доли, как читать их? Как образуются доли? 3. Как сравнить доли? - Что у нас получилось? (план урока) | Отвечают на вопросы учителя Высказывают предположения. мандарин-это целый предмет и его тоже можно разделить на части Предлагают варианты ответов Формулируют тему урока Записывают тему урока Совместно с учителем составляют план действий: Мы будем УЧИТЬСЯ: ОБРАЗОВЫВАТЬ ДОЛИ НАЗЫВАТЬ ДОЛИ. ЗАПИСЫВАТЬ СРАВНИВАТЬ Ставят перед собой учебные задачи | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Делать выводы на основе обобщения умозаключений. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Наблюдение за деятельностью обучающихся |
4. | Изучение новых знаний и способов действий | Формирование представлений учащихся о понятии доли, делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур учить называть, записывать доли | Фронтальная Наблюдение Практическая работа | Формирует представления учащихся о понятии доли Узнать…….1. Что такое доля? -А как это разделить на доли? На доске:
Беру яблоко и говорю: -С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? -Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступила? -Получились доли? -Почему? -Молодцы!- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.) -Какой вывод можно сделать? На доске: - Какой пункт плана мы выполнили? Узнали что такое доля? Какой вывод можно сделать? Вывод 1: Доля – это одна или несколько равных частей целого. Следующая цель: Будем учиться образовывать и называть ДОЛИ ВТОРОЕ яблоко Что я сделала? (яблоко разрезали пополам, т.е. на 2 равные части) Держу в руках разных руках две половинки и спрашиваю: Как назвать одну часть яблока (половинка) Как по другому назвать (одна вторая часть яблока) В математике называют ½ доля Учитель разрезает на 4 равные части На сколько частей разрезали яблоко? (на 4) - Как назовем долю? (одна четвертая) В математике называют ¼ доля Какой пункт плана выполнили? Какой вывод можно сделать? Вывод 2 Как образовываются доли? Мы целый предмет, яблоко, геометрические фигуры делим на равные части. Как узнать, как называть долю? Узнать на сколько частей разделили (разбили предмет) и от количества частей будет зависеть название доли. | Учащиеся наблюдают за практическими действиями учителя Отвечают на вопросы учителя Выдвигают предположения Делают выводы Наблюдают Комментируют действия учителя Отвечают на вопросы учителя | Делать выводы на основе обобщения умозаключений. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. | Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки) |
5. | Физминутка «Будь внимателен» | Снятие физического и эмоционального напряжения | Групповая | Учитель показывает движения, учащиеся выполняют речевую инструкцию, которая расходится с показом. | Перерабатывают речевую инструкцию в движения Выполняют движения | ||
6. | Первичное усвоение новых знаний | Включение новых знаний в систему знаний и повторение изученного материала Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Формирование умения сравнивать доли одного и того же предмета | Коллективная практическая работа. Фронтальная работа | Проверяет первичное усвоение новых знаний - Давайте проверим понимание вопроса, как образуются доли. Учитель дает задание учащимся по группам 1 группа делит круг на 2 равные части 2 группа делит круг на 4 равные части Первый ряд или группа Возьмите круг розового цвета и разделите его перегибанием на две части. - Заштрихуйте одну часть цветным карандашом. - Как можно назвать эту долю? - А как записать ? Что эта запись означает? Второй ряд или группа - Возьмите круг и разделите его на 4 равные части перегибанием. И разрежьте. - Как называют равные части? - Заштрихуйте одну долю. -Какую долю круга вы заштриховали? - Как записать? - Что означает эта запись? -Какая доля круга больше 1/2 или 1/4? Как доказать (наложением) СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ Вывод 3 Чем больше частей, тем меньше каждая доля. Отметьте в листе достижений результат работы | Выполняют индивидуальную практическую работу Целый круг разделили на 2 равные части и одну из них заштриховали. Отвечают на вопросы Целый круг разделили на 4 равные части и одну из них заштриховали Четвертую. Отвечают на вопросы | Составлять план решения отдельной учебной задачи. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. В диалоге с учителем и другими обучающимися учится определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки) |
7. | Первичное закрепление с проговариванием | На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Фронтальная | Первичное закрепление с проговариванием Работа с учебником - Работа по учебнику стр. 92 № 2. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Какого цвета доля? - Какого цвета доля? - Какого цвета доля - Какого цвета доля? -Какая доля меньше или ? - Какая доля больше: или ? - Какая доля самая маленькая? () Вывод: Чем больше частей, тем доля меньше. Отметьте в листе достижений результат работы | Работают в тетрадях Запись в тетради: < Запись в тетради: > 1/8 Обозначают и сравнивают доли. Называют и записывают доли. | Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух В диалоге с учителем и другими обучающимися учится определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки) |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Организует дифференцированную по объему и содержанию самостоятельную работу. ЛИСТЫ С САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по 4 уровням сложности (задания напечатаны на цветной бумаге по уровням сложности) Предлагает задания самостоятельной работы на выбор оценив свои возможности. Предлагает использовать алгоритм в качестве помощи при выполнении задания самостоятельной работы. Самопроверка самостоятельной работы по эталону Размещает ключ за доской самопроверки Лист достижений. САМООЦЕНИВАНИЕ и выставление оценки в листах достижений (Те, кто справился с выбранным заданием выполняют дополнительную карточку). | В индивидуальной работе с учителем учащийся проговаривает этапы работы над заданием. Выполняет работу самостоятельно, пользуясь карточкой-алгоритмом. Проводит проверку по ключу. Самооценивание. | Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач Составлять план решения отдельной учебной задачи. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Организация выполнения самооценки самопроверки | Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки) Лист достижений (подсчитывают результаты и на шкале «Умений» оценивают себя) | |
9. | Рефлексия учебной деятельности | Зафиксировать новое содержание изученного материала на уроке Организовать рефлексию Обеспечить каждому обучающемуся подведение объективного результата работы, оценивание собственной деятельности на уроке (возможность каждому обучающемуся, сделать вывод о том, что у него получилось и не получилось) | Фронтальная Индивидуальная | Организовывает рефлексию ВЫВОДЫ ПО УРОКУ: – Какая была тема урока? 1. Повторение сведений о долях. - Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке? - Что мы должны были узнать? (Что такое доля) - Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть и записывать доли.) - Достигли мы поставленных целей? В школе в каких ситуациях вы встречаетесь долями? Где в жизни мы с вами встречаемся с изученной темой? 2.Самооценка учениками своей учебной деятельности по лесенке «Самооценки». 3.Рефлексия на листах (смайлики) – Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать? -За что вы бы могли себя похвалить? -С каким настроением заканчиваем урок? | Ответы учащихся Обучающиеся оценивают собственную деятельность на уроке в достижении поставленных целей Проводят рефлексию под руководством учителя. Ответы учащихся
| В диалоге с учителем и другими обучающимися учится определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: | Познакомить обучающихся с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению Обеспечить возможность каждому обучающемуся, выбрать домашнее задание самостоятельно | Фронтальная Индивидуальная | - А теперь познакомимся с домашним заданием. Какой праздник приближается? Новый год. Кто мне скажет, какой фрукт символизирует этот праздник? МАНДАРИН. ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Разделить один мандарин на ваших родных и близких. Как вы будете это делать? ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ Я приготовила для вас карточки с заданиями разной степени сложности. зеленая – самое легкое задание: определить и раскрасить доли жёлтая – задание посложнее: раскрасить указанную часть полоски белая – подобрать удобную для выполнения каждого задания фигуру и раскрась. ПОДОЙДИТЕ ВЫБЕРИТЕ ЗАДАНИЕ | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, осуществляю выбор домашнего задания |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Доли" 3 класс "Школа России"
Первый урок изучения темы "Доли". Урок-путешествие с использованием презентации....
Презентация урока математики "Закрепление пройденного материала" 1 класс Школа России
Урок математики 1 класс по теме «Закрепление пройденного материала» составлен по программе Школа России. Урок проходит в форме путешествия в страну Кошек. Сказав волшебные слова, ученики переносятся в...
Учебно-методический комплект урока математики "Чтение многозначных чисел" 4 класс Школа России
Тема урока: «Чтение многозначных чисел» Цели урока: Учить читать и записывать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; раз...
Презентация к уроку математике " Задачи, обратные данной" 2 класс, Школа России
Данная презентация предназначена для использования во 2 классе при первичном изучении темы "Задачи, обратные данной" (УМК "Школа России")....
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение" 1 класс "Школа России"...
Конспект урока математики "Цена, количество, стоимость" (2 класс, Школа России)
Конспект урока математикиТема: Цена, количество, стоимостьЦели деятельности учителя: формирование умения решать задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость"...
Конспект урока математики "Приемы устных вычислений" 3 класс "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с приемами устного сложения и вычитания в пределах 1000, 300+200, 800-600. совершенствование вычислительных навыков, развитие логического мышления.П...