Урок математики на тему "Доли. Сравнение долей" 3 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Закирьян Ирина Сергеевна

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Программа образовательных учреждений. «Математика. 1 – 4 классы». Авт. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.)      

Цели урока:

Познавательные:

  • первичное знакомство с понятием «Доля», с образованием долей. Понятие вводится на основе деления, на равные части величин:

-объема (яблоко, мандарин, пирог);

-площади (плоские геометрические фигуры);

Практические:  формировать умения:

  • делить предметы на равные части (доли); составлять предметы по их частям.
  •  называть доли;
  • записывать доли;
  • сравнивать доли одного и того же предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Закирьян Ирина Сергеевна

3-й класс

УМК «Школа России»

Предмет Математика

Тема: Доли. Сравнение долей.

Тип урока: урок введения нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме

Данная тема изучается в разделе «Табличное умножение и деление»

Цели урока:

Познавательные: 

  • первичное знакомство с понятием «Доля», с образованием долей. Понятие вводится на основе деления, на равные части величин:

-объема (яблоко, мандарин, пирог);

-площади (плоские геометрические фигуры);

-длины (полоски)

Практические:  формировать умения:

  • делить предметы на равные части (доли); составлять предметы по их частям.
  •  называть доли;
  • записывать доли;
  • сравнивать доли одного и того же предмета.

Общепредметные: обучать доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений.

Опорные понятия, термины: понятие «целое», «часть».

Новые понятия: понятие «доля», одна вторая- половина, одна третья-треть,

МТБ урока: Презентационный материал. Модель проверки. Учебник « Математика. 3 класс» ( авт. М.И.Моро ,М.А. Бантова) презентация, полоски цветной бумаги, записи долей. Раздаточный материал: геометрические фигуры круг и квадрат, карточки с заданиями, ,смайлики, ножницы. Фрукты: яблоки и мандарины.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Обучающийся научится:

  • определять, называть и записывать доли.

Обучающийся,  получит возможность научиться:

  • сравнивать доли.

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
  •  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
  •  составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса
  • в диалоге с учителем и другими обучающимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
  • формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур
  • учить называть, записывать доли,
  • учить сравнивать доли одного и того же предмета
  • воспитывать интерес к предмету
  • продолжить формирование математических навыков вычислений
  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
  • придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей
  • в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности обучающихся

Действия учителя по организации деятельности  обучающихся

Действия обучающихся

(предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и  обучающихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап

Формирование готовности к выполнению учебной деятельности;

Включение учащихся в деятельность

Инструкция по работе с листом самооценки

Фронтальная

Организует учащихся на безошибочную работу.

– Ребята у нас сегодня необычный урок, а кто скажет, в чём его необычность? (у нас на уроке гости).

-Правильно, они пришли посмотреть, как мы с вами в 3м классе умеем работать на уроке.

-Повернитесь, пожалуйста, нашим к гостям, еще раз поприветствуйте их.

Уважаемые гости, прошу вас подбодрить ребят своими улыбками. Спасибо.

Повернитесь ко мне и мысленно скажите себе:

«У меня сегодня всё получится!»

Проверяет готовность к уроку

ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ К УРОКУ

 - Давайте проверим готовность к уроку.

(учебники, тетради, ручки, линейки, ножницы, цветные карандаши).

- Пожалуйста садитесь.

- Проверим, правильно ли мы сидим. (памятка)

Итак, всё и все готовы начнём урок математики.

– Откройте тетради.

Запишите дату, классная работа.

(учитель спрашивает у учащихся, пока пишут - день недели, месяц, год).

Кто записал, встаньте.

 Кто может сказать какое это число?

 Из чего состоит?

(двузначное, нечетное, состоит из 1 десятка и 9 единиц)

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

На партах у вас листы достижений, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока. . Если вы выполнили  задание правильно поставьте,  +, если были затруднения, ошибки – знак?

В конце урока вы подсчитаете знаки и выставите себе оценку.

Отвечают на вопросы учителя, приветствуют гостей.

Проговаривают девиза урока:

«У меня всё получится»

Проверяют готовность к уроку.

Проверяют правильную посадку за партой.

Записывают дату:

 19 декабря.

Записывают вид работы:

Классная работа.

Проверяют правильность выполненных записей.

Повторяют полученные знания.

Самоопределение в учебной деятельности и самополагание  в ней

Положительный эмоциональный настрой на работу

Проверка готовности к уроку

Самоопределение в учебной деятельности и самополагание  в ней

Наблюдение

2.

Актуализация знаний

Мотивации к учебной деятельности

Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

Формулирование темы урока учащимися;

Организация постановки цели урока учащимися

Фронтальная

Индивидуальная работа рабочих тетрадях

Организует мотивирование учащихся  к учебной деятельности

Устный счет

-С чего мы начинаем каждый урок математики?

-Для чего?

Решаем примеры с устным объяснением:

Работаем внимательно, по очереди комментируем ответ, какими знаниями пользовались и записываем в тетради.

Математический диктант:

- 25:25=

- 47х1=

- 81х0=

-назовите результат табличного умножения, где число десятков в два раза больше, чем число единиц

-делимое 56, делитель 8 найди частное

Делимое-это целое или часть (целое)

А частями, что является? (делимое и делитель)

Отметьте в листе достижений результат устного счета

КАКИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАЛИ

Сделаем вывод: Для чего нужны знания?

Для того, чтобы использовать их в любых жизненных ситуациях, особенно на уроках в школе. Без знаний можно ответить на поставленный вопрос, хорошо справиться с контрольной работой? Все знания, которые мы получаем на уроке что ВАЖНЫ И НУЖНЫ. Не будем терять время и приступим к изучению новой темы.

ХОЧУ СРАЗУ ВАС ПРЕДУПРЕДИТЬ_ТЕМА СЛОЖНАЯ ПОЭТОМУ, ЧТО НЕОБХОДИМО? (внимательно слушать и если что то не понятно спрашивать)

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

С устного счета

настраиваются  на урок

Работают в тетрадях

Проверяют вычислительные навыки

Повторяют математические правила и понятия

Оценивают работу с помощью знаков

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Перерабатывать полученную информацию

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки)

3.

Постановка учебной задачи.

Определение темы урока, постановка цели по достижению понимания и осознания темы урока

Построение плана достижения цели и определение средства ее достижения под руководством учителя с помощью исследовательских методов

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

Фронтальная

Постановка проблемы

А в жизни, где мы встречаемся с понятием целое и часть?

Из частей собираем целое (лего, мазайка)

Целое делим на части - (режим пирог, пиццу)

Повторили понятия часть и целое - эти знания нам пригодятся при изучении нового материала.

Что у меня в руках? (мандарин) Символ нового года.

А как мандарин может быть связан с нашим уроком?

У меня в руке целый предмет? (да)

Посмотрите а у вас на партах? (часть)

- Как называется эта часть мандарина?

- Долька – это часть от целого мандарина. Как вы думаете, а как в математике называется часть от целого?

- В математике такие части от целого называются доли.

Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

ТЕМА урока: ДОЛИ.

Запишите тему урока

ЦЕЛИ

- Какие цели перед собой поставим?

(одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать»)

-Узнать……. Что такое доля?

-Учиться образовывать и называть ДОЛИ

- Учиться  сравнивать …. ДОЛИ

ЦЕЛИ:

На какие вопросы нам предстоит ответить?

1. Что такое доля?

2. Как называются доли, как читать их?

Как образуются доли?

3. Как сравнить доли?

- Что у нас получилось?  (план урока)

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают предположения.

мандарин-это целый предмет и его тоже можно разделить на части

Предлагают варианты ответов

Формулируют тему урока

Записывают тему урока

Совместно с учителем составляют план действий:

Мы будем УЧИТЬСЯ:

ОБРАЗОВЫВАТЬ ДОЛИ

НАЗЫВАТЬ ДОЛИ.

ЗАПИСЫВАТЬ

СРАВНИВАТЬ

Ставят перед собой учебные задачи

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 Делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения

Наблюдение за деятельностью обучающихся

4.

Изучение новых знаний и способов действий 

Формирование представлений учащихся о понятии доли,  делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур

учить называть, записывать доли

Фронтальная

Наблюдение

Практическая работа

Формирует представления учащихся о понятии доли

Узнать…….1. Что такое доля?

-А как это разделить на доли?

На доске:

                   http://festival.1september.ru/articles/559930/2.gif

Беру яблоко и говорю:

-С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-Молодцы!- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.)

-Какой вывод можно сделать?

На доске: http://festival.1september.ru/articles/559930/3.gif

- Какой пункт плана мы выполнили?

Узнали что такое доля?

Какой вывод можно сделать?

Вывод 1: Доля – это одна или несколько равных частей целого.

Следующая цель:

Будем учиться образовывать и называть ДОЛИ

ВТОРОЕ яблоко
Учитель берет яблоко и разрезает его на две равные части

Что я сделала?

(яблоко разрезали пополам, т.е. на 2 равные части)

Держу в руках  разных руках две половинки и спрашиваю:

Как назвать одну часть яблока (половинка)

Как по другому назвать (одна вторая часть яблока)

В математике называют    ½ доля

Учитель разрезает на 4 равные части

На сколько частей разрезали яблоко? (на 4)

- Как назовем долю? (одна четвертая)

В математике называют    ¼ доля

Какой пункт плана выполнили?

Какой вывод можно сделать?

Вывод 2

Как образовываются доли?

Мы целый предмет, яблоко, геометрические фигуры делим на равные части.

Как узнать,  как называть долю?

Узнать на сколько частей разделили (разбили предмет) и от количества частей будет зависеть название доли.

Учащиеся наблюдают за практическими действиями учителя

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают предположения

Делают  выводы

Наблюдают

Комментируют  действия учителя

Отвечают на вопросы учителя

Делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки)

5.

Физминутка

«Будь внимателен»

Снятие физического и эмоционального напряжения

Групповая

Учитель показывает движения, учащиеся выполняют речевую инструкцию, которая расходится с показом.

Перерабатывают речевую инструкцию в движения

Выполняют движения

6.

Первичное усвоение новых знаний

Включение новых знаний в систему знаний и повторение изученного материала

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Формирование умения сравнивать доли одного и того же предмета

Коллективная практическая работа.

Фронтальная работа

Проверяет первичное усвоение новых знаний

- Давайте проверим понимание вопроса, как образуются доли.

Учитель дает задание учащимся по группам

1 группа делит круг на 2 равные части

2 группа делит круг на 4 равные части

Первый ряд или группа

Возьмите  круг  розового цвета и разделите его перегибанием  на две части.

- Заштрихуйте одну часть цветным карандашом.

- Как  можно назвать эту долю?

- А  как записать ?

 Что эта запись означает?

Второй ряд или группа

- Возьмите круг и разделите его на 4 равные части        перегибанием. И разрежьте.

- Как называют равные части?  

- Заштрихуйте одну долю.

-Какую долю круга вы  заштриховали?

- Как записать?

- Что означает эта запись?

-Какая доля круга больше 1/2 или 1/4?

Как доказать (наложением)

СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ

Вывод 3

Чем больше частей, тем меньше каждая доля.

Отметьте в листе достижений результат работы

Выполняют индивидуальную практическую работу

Целый круг разделили на 2  равные части и одну из них заштриховали.

img1

Отвечают на вопросы

Целый круг разделили на 4 равные части и одну из них заштриховали

 Четвертую.

img3

Отвечают на вопросы

Составлять план решения отдельной учебной задачи.

Работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

В диалоге с учителем и другими обучающимися учится определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки)

7.

Первичное закрепление с проговариванием

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Фронтальная

Первичное закрепление с проговариванием

Работа с учебником

- Работа по учебнику стр. 92 № 2.

Прочитайте задание.

Что нужно сделать?

- Какого цвета img7 доля? 

- Какого цвета img5 доля? 

 - Какого цвета img1 доля

- Какого цвета img3 доля? 

-Какая доля меньше img7 или  img5?

- Какая доля больше: img7 или img1?

- Какая доля самая маленькая? (img5)

Вывод: Чем больше частей, тем доля меньше.

Отметьте в листе достижений результат работы

Работают в тетрадях

Запись в тетради:   img5 < img7 

Запись в тетради: img1 >  img7

1/8

Обозначают и сравнивают  доли.

                                                                                                           Называют и записывают доли.

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

В диалоге с учителем и другими обучающимися учится определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки)

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Организует дифференцированную по объему и содержанию   самостоятельную работу.

ЛИСТЫ С САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по 4 уровням сложности (задания напечатаны на цветной бумаге по уровням сложности)

Предлагает задания самостоятельной работы   на выбор оценив свои возможности.

Предлагает использовать алгоритм в качестве помощи при выполнении задания самостоятельной работы.

Самопроверка самостоятельной работы по эталону

Размещает ключ за доской самопроверки

Лист достижений.

 САМООЦЕНИВАНИЕ и выставление оценки в листах достижений

 (Те, кто справился с выбранным заданием выполняют дополнительную карточку).

В индивидуальной работе с учителем учащийся проговаривает этапы работы над заданием.

Выполняет работу самостоятельно, пользуясь карточкой-алгоритмом.

Проводит проверку по ключу. Самооценивание.

Применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного  решения учебных задач

Составлять план решения отдельной учебной задачи.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Организация выполнения  самооценки самопроверки

Оценивают работу с помощью знаков, результат записывают в («+» - без ошибок, «-» ошибки)

Лист достижений (подсчитывают результаты и на шкале «Умений» оценивают себя)

9.

Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое содержание изученного материала на  уроке

Организовать рефлексию

Обеспечить каждому  обучающемуся подведение объективного результата работы, оценивание собственной деятельности на уроке (возможность каждому обучающемуся, сделать вывод о том, что у него получилось и не получилось)

Фронтальная

Индивидуальная

   Организовывает  рефлексию

ВЫВОДЫ ПО УРОКУ:

– Какая была тема урока?

1. Повторение сведений о долях.

- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?

- Что мы должны были узнать? (Что такое доля)
– Что такое доля? (Часть целого)

- Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть  и записывать доли.)

- Достигли мы поставленных целей?

В школе в каких ситуациях вы встречаетесь долями?

Где в жизни мы с вами встречаемся с изученной темой?

2.Самооценка учениками своей учебной деятельности по лесенке «Самооценки».

3.Рефлексия на листах (смайлики)

– Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?

-За что вы бы могли себя похвалить?

-С каким настроением заканчиваем урок?

Ответы учащихся

Обучающиеся оценивают собственную деятельность на уроке в достижении поставленных целей

Проводят рефлексию под руководством учителя.

Ответы учащихся

 

 В диалоге с учителем и другими обучающимися учится определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель:

Познакомить обучающихся с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению

Обеспечить возможность каждому обучающемуся, выбрать домашнее задание самостоятельно

Фронтальная

Индивидуальная

- А теперь познакомимся с домашним заданием.

Какой праздник приближается?

Новый год.

Кто мне скажет, какой фрукт символизирует этот праздник?

МАНДАРИН.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Разделить один мандарин на ваших родных и близких. Как вы будете это делать?

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ

Я приготовила для вас карточки с заданиями разной степени сложности.

зеленая – самое легкое задание: определить и раскрасить доли

жёлтая – задание посложнее:  раскрасить указанную часть полоски

белая – подобрать удобную для выполнения каждого задания фигуру и раскрась.

ПОДОЙДИТЕ ВЫБЕРИТЕ ЗАДАНИЕ

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, осуществляю выбор домашнего задания

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Доли" 3 класс "Школа России"

Первый урок изучения темы "Доли". Урок-путешествие с использованием презентации....

Презентация урока математики "Закрепление пройденного материала" 1 класс Школа России

Урок математики 1 класс по теме «Закрепление пройденного материала» составлен по программе Школа России. Урок проходит в форме путешествия в страну Кошек. Сказав волшебные слова, ученики переносятся в...

Учебно-методический комплект урока математики "Чтение многозначных чисел" 4 класс Школа России

Тема урока: «Чтение многозначных чисел»  Цели урока:  Учить читать и записывать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; раз...

Презентация к уроку математике " Задачи, обратные данной" 2 класс, Школа России

Данная презентация предназначена для использования во 2 классе при первичном изучении темы "Задачи, обратные данной" (УМК "Школа России")....

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

Конспект урока математики "Цена, количество, стоимость" (2 класс, Школа России)

Конспект урока математикиТема: Цена, количество, стоимостьЦели деятельности учителя: формирование умения решать задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость"...

Конспект урока математики "Приемы устных вычислений" 3 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с приемами устного сложения и вычитания в пределах 1000, 300+200, 800-600. совершенствование вычислительных навыков, развитие логического мышления.П...