Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей». Математика 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Надежда Александровна Балашова

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний. Обучающиеся знакомятся с понятием «доли»; дается  первоначальное представление о доле числа.

Учатся  определять долю числа, читать и записывать доли.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_zvonok_nam_dal_signal.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Доли. Образование и сравнение долей»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: познакомить с понятием «доли»; дать первоначальное представление о доле числа.

Задачи:

  1. Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, читать и записывать доли.
  2. Развивать навыки устного счета, логическое мышление, память, вычислительные навыки, наблюдательность.
  3. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, коллективизм, взаимопомощь, прививать соблюдение гигиенических норм.

Предметные умения:

- закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов;

- совершенствовать вычислительные навыки;

- формирование компетенций о долях числа, дробях;

- формирование умений в чтении и записях долей числа.

Личностные УУД:

- осознание алгоритма учебного действия;

- способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности;

- уметь работать в заданном темпе;

- принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

- воспитание дружеских качеств;

-признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Регулятивные УУД:

-постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено;

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

-прогнозирование результата деятельности;

-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себяответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации;

-выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов действий и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;

- умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации с нормами математики, родного языка;

- умение формулировать точку зрения;

- умение аргументировать свою точку зрения;

- умение определить общую цель и пути ее достижения;

- умение ориентироваться на точку зрения других, отличную от своей;

- умение работать в паре, группе;

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи;

Ход урока

#1054;рганизационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

Есть девиз у нас такой:

« Все, что нужно - под рукой!»

- Сегодня на уроке у нас много гостей. А с каким выражением лица встречают гостей? ( с улыбкой)

- Правильно с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и гостям и пожелайте удачи.

#1040;ктуализация знаний. Устный счет.

1) Примеры на карточках.(по рядам пускается листок с примерами- дети пишут ответы)

2) Математический диктант.

7 увеличить в 3 раза (21)

Сумма 45 и 17 (62)

27 уменьшить в 3 раза (9)

Произведение 8 и 3 (24)

Частное 14 и 2 (7)

18 уменьшить в 3 раза (6)

Во сколько раз 32 больше 8 (4)

На сколько 53 больше 12 (41)

- На какие группы можно разбить числа?

(однозначные, двузначные; четные и нечетные)

Расположите в порядке возрастания.

Перевернем числа. Какое слово получилось?

Постарайтесь выполнить задание правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

#1055;остановка учебной задачи. Изучение новых знаний и способов действий.

1. Изучение нового материала. Формулирование темы и целей урока.

– Что такое апельсин? (Это фрукт.)

Апельсин – удивительно вкусный и полезный продукт, богатый витаминами и микроэлементами.

В нем есть витамины А, В, С, Р, калий, кальций, магний и железо, а также органические кислоты. Ароматная польза апельсина заключается в ценном эфирном масле, содержащемся в его цедре. Его используют в косметических целях и в кондитерском производстве.
Полезные свойства апельсина окажут свое незамедлительное действие, если нужно придать человеку сил или улучшить его аппетит, укрепить организм и повысить содержание витаминов в организме.

Польза апельсина дает возможность снять кровоточивость десен, помочь при простудных заболеваниях, оказать быстрое жаропонижающее действие. Также апельсины, при грамотном их употреблении, кроме всего прочего, помогут наладить работу пищеварительной и нервной системы, утолить жажду, снять усталость

– Какие еще фрукты вы знаете по форме схожие с апельсином? (Яблоко, мандарин.)

– Не удивляйтесь, именно эти фрукты помогут нам познакомиться с новыми числами и определить тему сегодняшнего урока.

- Подумайте, что можно сделать с апельсином? (Съесть).

- А если вы с друзьями?

- Давайте посмотрим мультфильм про апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

- Что делали животные?

- Почему рассердился волк? В чем его ошибка?

- Что получил каждый из животных?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- В математике говорят:

доля

- Как это слово звучит в русском языке во мн. числе? (Доли)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Доли)

- Верно, тема урока «Доли. Образование и сравнение долей»

- Все ли слова из темы урока вам понятны?

Посмотрите на доску и сформулируйте задачи урока, при помощи опорных слов?

УЗНАВАТЬ…

ПОЛУЧАТЬ…

ЗАПИСЫВАТЬ…

ЧИТАТЬ…

СРАВНИВАТЬ

#1056;абота над новым материалом. «Открытие» новых знаний.

- Как вы думаете, что такое доля?

доля

часть

- Что можно сказать про доли, которые получили животные, какие они? (Они равные).

доля

равная

часть

- Значит, что такое доля?

- Запишите в тетрадь.

- Кто из вас был внимательный? Сколько долей было в апельсине? (5 долей)

- Сколько долей поучил каждый из животных?

- Из скольких долей?

(На доске появляется запись: 1 доля из 5).

-Как записать дробь в тетрадь?

- Что эта запись обозначает?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Значит, у каждого из друзей одна из пяти долей или одна пятая доля. Записать это можно так -1/5 «дробная черта - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

Запись в тетради: 1 доля из 5 - одна пятая доля - 1/5 - запись называется дробью .

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (на сколько равных частей (долей) разделили)

- А число над чертой? (сколько таких частей взяли)

А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

Самая известная доля – это половина. В жизни приставка «пол» встречается очень часто: полкилограмма, полкусочка, полчаса. Доли появляются, когда нужно целое разделить на равные части, допустим, полбуханки хлеба или полчаса

Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое. Разделили на две части – половина

#1055;ервичное закрепление материала.

#1059;пражнения в образовании и записи долей. Индивидуальная работа . ( презент)

Разные фигуры из презентации (дети выходят и записывают)

- На сколько долей разделена фигура?

- Какие они между собой?

- Сколько долей?

- Как назвать одну долю?

- Запишите.

Потренируемся записывать доли. Для того чтобы записывать доли, нужно выполнять действия по алгоритму.

· Сначала надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, и записать это число под чертой.

· Затем посчитать, на сколько долей поделили, и это число записать над чертой.

- Назовите, какие доли выделены в каждой фигуре. (по одному и хором)

- Зачем мы выполняли это задание? (чтобы потренироваться определять доли и записывать их)

#1057;амостоятельная работа на карточках

а) Указать, какая, где дробь

б) Записать эту дробь

в) Взаимопроверка

-Вернёмся к теме урока, значение каких слов, вы теперь знаете? (Доли, как они образуются)

- Вернёмся к вопросу: «А зачем нам, что-то знать про эти числа?»

В различных рецептах приготовления часто требуется взять одну третью стакана сахара или одну вторую чайных ложки соды и т. д.

Во время ремонта мы с папой решили две практические задачи с применением дробей, что помогло нам понять, сколько требуется обоев и краски для ремонта.

V. Постановка проблемы. Решение проблемной ситуации

- Ой, к нам пришли гости (щелчок). Давайте и их угостим шоколадкой. На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части)

- Какую долю получит каждый гость? (1/3) (Какую часть от шоколадки получил каждый)

- Запишите дробь. Проверьте себя (по щелчку появляется запись дроби)

- А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой (по щелчку появляются изображения детей и шоколадка). На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей)

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

- Вы отлично справились с задачами. Какие у вас получились доли (1/3 и 1/6). Давайте попробуем их сравнить.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

- Что вас удивило? (Наши мнения разделились.)

- Сколько мнений в классе? (Два.)

- Какой возникает вопрос? (Кто из нас прав?)

- Кто догадался, чему мы будем сейчас учиться? (Будем учиться сравнивать доли.)

- Продолжим наблюдение. У меня в руках 2 яблока. Одно я разрежу на 2 части, а другое на (Учитель берёт в руки 1/2 часть яблока и 1/4 )

- На сколько долей я делила первое яблоко? А второе? половина, одна вторая доля).

- Какая доля меньше? Какая больше?

- Как разделили яблоко потом? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части)

-Как можно назвать каждую часть яблока? (четвертинка, четверть, одна четвертая доля).

- Какой вывод можно сделать?

А что нам может помочь, сделайте вывод? (Учебник)

Что сделали с одним целым яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по- другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

– А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)

Чем больше долей, тем меньше каждая доля.

Чем меньше долей, тем больше каждая доля.

Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше

#1055;рактическая работа в парах. Применение знаний и способов действий.

На парте лежат 3 круга. Сравните эти два круга. Какие они? Первый круг один из вас разделите при помощи перегибания на 4 части, закрасьте 1/4 часть. Второй круг другой из вас при помощи перегибания разделите на 8 частей, закрасьте 1/8 часть.

- Какая доля меньше? Какая больше? Что заметили?

(вернемся к шоколадам) - Так, кто же был прав, когда мы сравнивали доли 1/3 и 1/ 6? Давайте вернёмся к этому заданию и поставим правильный знак. Оцените, как справилась ваша пара с этим заданием?

#1056;абота по учебнику с. 92.

Вернёмся к теме урока, значение какого слова, вы теперь знаете? (Сравнение долей)

- Для чего, нужно уметь сравнивать доли? (В жизни людей часто встречается такое понятие, как сравнение долей, например, мы, употребляем такие слова, как полдня, полкусочка, полведра, треть ведра и т.д.)

2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в парах.

- Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания. (Звезда)

- Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась?

- Какое правило применяли для выполнения задания? Какие знания пригодились?

- Поднимите руку, кто правильно справился с заданием. Я очень рада за вас. Кто допустил ошибку?

- Какая из этих долей будет самая большая по размеру? Обведите ее в кружок.

- Какая самая маленькая? Подчеркните.

- Давайте проверим

- Какой мы можем сделать вывод? (чем больше частей, тем меньше каждая часть)

VII. Подведение итогов.

1)Вернемся к началу нашего урока. Какие цели были поставлены? Проанализируйте, всех целей мы достигли?

#1055;ознакомиться с понятием «доля»

2. Учиться читать и записывать доли.

#1057;равнивать доли.

- Что такое доля?

- Как образуются доли?

- Как называются доли?

- Что показывает при записи доли число под чертой? Над чертой?

- Как сравнить доли?

- От чего зависит размер доли?

VIII. Рефлексия деятельности.

- Что для вас было трудно?

- Что понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

Конспект урока по математике "Доли. Образование и сравнение долей"(3 класс)

Данный урок был взят и переработан  из электронного приложения Издательство "Учитель"...

Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс

Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс...

Технологическая карта урока математики на тему «Доли. Образование и сравнение долей» УМК "Школа России"

Тема урока «Доли. Образование и сравнение долей» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования общих представлений о доле числа, их запи...

Открытый урок для молодых специалистов по математике на тему "Доли. Образование и сравнение долей"

Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, определять, сравнивать доли. Задачи: - Познакомить учащихся с понятием « доли», « дроби», « числи...