Технологическая карта по математике по теме "Римские числа" (3 класс) УМК: «Школа России», учебник Математики: 3 кл. 2 ч.: М. И. Моро
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ветлужских Елизавета Константиновна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: ознакомление с римскими цифрами и их записью.

Задачи урока

 

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с историей происхождения римских цифр;

2. Научить сравнивать и выполнять вычисления с числами, записанные римскими цифрами.

Развивающие:

1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;

2. Развивать навыки самостоятельной, индивидуальной и парной работы.

Воспитательные:

1. Воспитывать      адекватное   понимание   причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;

2. Воспитывать умение сотрудничать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 24.03.2023

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс:

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25    Кабинет: 113

Студент: Ветлужских Елизавета Константиновна

Группа: 35

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Булдакова Галина Викторовна

Тема урока «Римские числа»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление с римскими цифрами и их записью

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с историей происхождения римских цифр;

2. Научить сравнивать и выполнять вычисления с числами, записанные римскими цифрами.

Предметные:

1. Читать и записывать числа римскими цифрами

2.   Решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись).

Развивающие:

1. Развивать память, мышление, грамотную устную речь;

2. Развивать навыки самостоятельной, индивидуальной и парной работы.

Личностные:

1. Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути        устранения        трудностей;        стремиться        углублять свои математические знания и умения;

2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками.

Воспитательные:

1. Воспитывать        адекватное        понимание        причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности, используя самооценивание;

2. Воспитывать умение сотрудничать.

УМК: «Школа России», учебник Математики: 3 кл. 2 ч.: М. И. Моро

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

Приветствует учеников

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Елизавета Константиновна, сегодня я проведу у вас урок математики.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте готовность к уроку, у всех ли есть на парте учебник, тетрадь и пенал? Кто готов к уроку садитесь на свои места.

Создание эмоционального настроя.

- Дети, давайте вспомним правила «успешного» урока.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на урок

1. не выкрикивать с места, а отвечать только по поднятой голове

2. не перебивать

3. один говорит, остальные слушают

4. работать активно и отвечать на уроке

УУПД: осознание

речевого высказывания в устной форме; УУКД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 Актуализация знаний и мотивация

(5-7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль, взаимоконтроль

Организует актуализацию знаний

- Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках?

Организует самостоятельную работу

- Отлично, а сейчас вы поработаете самостоятельно. Откройте ваши тетради, отступите 4 клеточки от прошлой работы, запишите число и классная работу.

   - Ребята, на ваших партах лежат карточки, переверните их.

(Объясняю оформление заданий у доски)

- У вас два варианта, первый вариант поднимите руки, второй вариант поднимите руки.

- Глазками просмотрели задания, кому что-то не понятно спрашиваем.

- Отлично, всем всё понятно

-На выполнение вам даётся 7 минут, каждый выполняет сам. Желаю вам успехов.

Организация самопроверки по эталону

- Время вышло, сверьте ответы с ответами на слайде. Если ошибок нет, то мы ставим оценку «5», 1-2 ошибки, ставим оценку «4», 3-4 ошибки – оценка «3», ну и более 4 ошибок – оценка «2».

- Все справились с заданием?

-Встаньте, пожалуйста, те, у кого не было ни одной ошибки

-А теперь встаньте, кто допустил 1-2 ошибки

(Если много ошибок разбираем задания)

- Отлично, двигаемся дальше.

УУРД: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

УУКД: отвечать за себя и других участников учебного процесса.

УУПД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный, парный

Наглядный метод: учебная презентация

Форма контроля: внешний контроль

1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока.

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,

А с места не сойдет?

- Посмотрите на циферблат и определите время

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение?

- А может кто-нибудь знает эти цифры?

- Предположите, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим на урок?

Узнать…

- Для того, чтобы цель урока была достигнута, нам нужно составить план.

- Посмотрите на экран, наш план перепутался, кто сможет восстановить его?

1. Узнать о происхождении римских цифр

2. Научиться применять полученные знания на практике

3. Подвести итог работы

- часы

- не знаем

- потому что мы знаем какими цифры записаны числа

- да, это римские цифры

- Тема «Римские цифры»

- Цель «Ознакомление с римскими цифрами и их запись»

УУКД:

- участие в учебном диалоге;

-формулирование ответов;

- построение речевых высказываний.

УУПД: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: фронтальная беседа, объяснение

Наглядный: учебная презентация

Форма контроля: самоконтроль

1.Организовывает «открытие» новых знаний.

-Мы с вами перенеслись на 2тысячи лет назад и оказались в Древнем Риме.

-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу.

- Что вы знаете про римские цифры?

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2?

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5.

- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось?

Две палочки?

А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?

- А как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

- Сделайте самостоятельно, числа 12 и 20.

Вывод: какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

- Молодцы!

- Кроме цифр I, V, X, есть ещё и другие римские цифры: L обозначает 50, C -100, D - 500.

Например, число 60 записывается LX, почему?

- Как мы запишем число 200?

- А как мы запишем число 700?

(обращаемся к плану)

Ответы детей

С помощью пальцев

Число 6

Число 7

3 палочки

надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4

- Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается

- мы пишем L и cправо пишем X, т.е. прибавляем (50+10)

- CC (100 и 100)

- DCC

УУРД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

УУПД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

УУКД: формулировать собственное мнение и позицию.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: задание

Формы организации: внешний контроль

1.Повторение материала.

Работа в парах

- А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

- Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Ребята с помощью карточек покажут получившийся ответ.

1) Сколько будет, если 18:6?

2) Чему равно произведение 5 и 2?

3) Сколько лап у двух собак?

4) Я задумала число, отняла 2, получилось 7. Какое число я задумала?

5) Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя?

Найди пары по образцу (на слайде)

 

1) II

2) X

3) VIII

4) IX

5) I

УУРД: самоконтроль деятельности.

УУКД: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Физкультминутка

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический: выполнение заданий (самостоятельная работа)

Форма: взаимоконтроль

1.Проверка готовности

- Посмотрите на карточки у вас на партах.

1. Запиши римскими цифрами:

        14=

        76=

        149=

2. Сравни выражения:

        III…V           LXX…XC

        IX…XII        DL… CDL

        XX…XIX     M…CM

3. Запиши римскими числами выражение и вычисли

        12:4=

        2×5=

        3+9:3=

        6×8-18=

4*. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в

MDCCCXIV (          ) году, а умер в MDCCCXLI (          ) году.

Сколько лет прожил Лермонтов?

Ответ:__________

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте работу по эталону с экрана. Критерии оценивания вы также видите на экране.

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки - «3»

3 и более ошибки – «2»

- Поднимите руку, у кого «5». Молодцы!

- Поднимите руку, у кого «4». Молодцы!

- Кто не поднял руку, не расстраивайтесь, вам просто нужно будет еще раз повторить правило, чтобы лучше запомнить.

Выполняют задание самостоятельно

Взаимопроверка

Взаимооценка

УУКД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

УУПД: ориентироваться на разнообразие способов задач.

УУКД: формулировать собственное мнение и позицию.

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1. Повторение изученного материала

- Откройте учебник на стр. 53, посмотрите на 8 задание.

Памятка

Сейчас поработаем в группах.

(Обращаемся к плану)

1) 17 главу

2) 22 том

3) 850 лет

4) 300 лет

93 XCIII

22 XXII

91 XCI

5 V

20 XX

38 XXXVIII

16 XVI

69 LXIX

УУРД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

УУПД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

УУКД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили на урок? Достигли ли мы ее?

- Давайте оценим свою деятельность на уроке. У кого все получилось, и кто все понял, покажите зеленый карандаш. У кого что-то не получалось на уроке или что-то не понял – покажите желтый карандаш. Кто ничего не понял – покажите красный карандаш.

- Спасибо за урок. До свидания!

Тема: «Римские цифры»

Цель: ознакомление с римскими цифрами и их запись.

УУРД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- анализировать и осмысливать свои достижения на занятии.

УУПД: работать по предложенному плану.

УУКД: формулировать собственное мнение и позицию.



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

  1. Вставьте в окошки пропущенные числа.
    387, 388, , , , 392, , .
  2. Запишите цифрами:
    9 с. 2 дес.; 4 с. 3 ед.;        5 с. 1 дес. 7 ед.
  3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
    462        704        820
  4. Сравните числа.
    621 … 821                403 … 430

918 … 981                999 … 1 000

  1. Вычислите.
    549 + 1        702 – 700        50 ∙ 10
    600 + 50        320 + 70        500 : 10

 

Вариант 2.

  1. Вставьте в окошки пропущенные числа.
    588, , , , 592, , 594, .
  2. Запишите цифрами:
    5 с. 7 дес.;         6 с. 9 ед.;        4 с. 2 дес. 3 ед.
  3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
    490        351        510
  4. Сравните числа.
    110 … 101                300 … 299

724 … 742                1 001 … 1 000

  1. Вычислите.
    659 + 1        902 – 900        10 ∙ 70
    400 + 80        620 + 40        400 : 10

Вариант 2.

  1. Вставьте в окошки пропущенные числа.
    588, , , , 592, , 594, .
  2. Запишите цифрами:
    5 с. 7 дес.; 6 с. 9 ед.;        4 с. 2 дес. 3 ед.
  3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
    490        351        510
  4. Сравните числа.
    110 … 101                300 … 299

724 … 742                1 001 … 1 000

  1. Вычислите.
    659 + 1        902 – 900        10 ∙ 70
    400 + 80        620 + 40        400 : 10

Вариант 1.

  1. Вставьте в окошки пропущенные числа.
    387, 388, , , , 392, , .
  2. Запишите цифрами:
    9 с. 2 дес.; 4 с. 3 ед.;        5 с. 1 дес. 7 ед.
  3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
    462        704        820
  4. Сравните числа.
    621 … 821                403 … 430

918 … 981                999 … 1 000

  1. Вычислите.
    549 + 1        702 – 700        50 ∙ 10
    600 + 50        320 + 70        500 : 10

        

1. Запиши римскими цифрами:

        14=

        76=

        149=

2. Сравни выражения:

        III…V           LXX…XC

        IX…XII        DL… CDL

        XX…XIX     M…CM

3. Запиши римскими числами выражение и вычисли

        12:4=

        2×5=

        3+9:3=

        6×8-18=

4*. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в

MDCCCXIV (          ) году, а умер в MDCCCXLI (          ) году.

Сколько лет прожил Лермонтов?

Ответ:__________

1. Запиши римскими цифрами:

        14=

        76=

        149=

2. Сравни выражения:

        III…V           LXX…XC

        IX…XII        DL… CDL

        XX…XIX     M…CM

3. Запиши римскими числами выражение и вычисли

        12:4=

        2×5=

        3+9:3=

        6×8-18=

4*. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в

MDCCCXIV (          ) году, а умер в MDCCCXLI (          ) году.

Сколько лет прожил Лермонтов?

Ответ:__________

1. Запиши римскими цифрами:

        14=

        76=

        149=

2. Сравни выражения:

        III…V           LXX…XC

        IX…XII        DL… CDL

        XX…XIX     M…CM

3. Запиши римскими числами выражение и вычисли

        12:4=

        2×5=

        3+9:3=

        6×8-18=

4*. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в

MDCCCXIV (          ) году, а умер в MDCCCXLI (          ) году.

Сколько лет прожил Лермонтов?

Ответ:__________

1. Запиши римскими цифрами:

        14=

        76=

        149=

2. Сравни выражения:

        III…V           LXX…XC

        IX…XII        DL… CDL

        XX…XIX     M…CM

3. Запиши римскими числами выражение и вычисли

        12:4=

        2×5=

        3+9:3=

        6×8-18=

4*. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в

MDCCCXIV (          ) году, а умер в MDCCCXLI (          ) году.

Сколько лет прожил Лермонтов?

Ответ:__________



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Число глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Число глаголов.» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, изменять глаголы поЗадачи урока...

Технологическая карта по математике по теме: "Величины" (2 кл.) «Школа России», учебник Математики: 2 класс.: М. И. Моро – М.: Просвещение – Ч.2.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; Задачи урокаПланиру...

Технологическая карта по математике по теме "Приемы устных вычислений" (3 класс) УМК: «Школа России», учебник Математики: 3 кл. 2 ч.: М. И. Моро

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучащихся с приемами устного вычисления в пределах 1000Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с приёмами устного ...

Технологическая карта по математике по теме «Текстовые задачи. Задачи в 2-3 действия. Повторение и закрепление» (3 класс) УМК «Школа России», учебник математики 3 кл.: Учебник в 2ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степнова – М.: Просвещение, 2015. -Ч

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепить умение решать текстовые задачи в 2-3 действия.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) закреплять умения решать текстовые задачи в 2-3 действия...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;

Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...

Технологическая карта урока окружающего мира «Неживая природа весной»,УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 2 часть;

Цель урока: формирование представления о неживой природе веснойЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о неживой природе весной.2. Формироват...