Этапы | Образовательная цель этапа урока | Формы Организации, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты |
Самоопределение деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне | Ф Словесные: Слово учителя
| Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Жалиловна, я очень рада видеть вас сегодня. Давайте перед началом работы каждый улыбнется своему соседу по парте и пожелает хорошего настроения на уроке. -С вами спешит познакомится наша гостья - это Алиса, та самая Алиса из страны чудес. Она говорит «Здравствуйте, ребята, я пришла к вам в гости за помощью. Мне задали загадку, на которую я не знаю ответа - что общего у ворона и письменного стола. Как вы думаете, каков ответ на эту загадку?» -В конце этого урока мы вернемся к этой загадке и постараемся ей разгадать, чтобы помочь Алисе, вы согласны? - Отлично, чтобы наш урок прошел успешно, нам нужно соблюдать определенные правила, и вы их конечно знаете. Какие это правила?
| Определяют своё эмоциональное состояние на начало урока.
Пытаются ответить
-Да
-Не перебивать говорящего, отвечать по поднятой руке.
| УУРД: планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф И Словесный Опрос.
Самоконтроль. Взаимоконтроль П Упражнение
| Мотивирует на выполнение работы с заданиями. -Давайте с вами напишем математический диктант 1. Частное чисел 28 и 7 умножьте на 6 2. Произведение чисел 5 и 6 разделите на 3 3. сумму чисел 17 и 37 разделите на 6 4. к произведению чисел 6 и 8 прибавьте 12 5. Разность чисел 78 и 43 разделите на 5 6. 4 увеличьте в 10 раз и разделите на 5 7. Произведение чисел 9 и 5 увеличьте на 20 8. На сколько 60 больше чем произведение чисел 4 и 6 9. уменьшите произведение чисел 8 и 4 на 24 10. умножьте 8 на частное чисел 21 и 7 -Давайте проверим вашу работу: самостоятельно сверьтесь с ответами на экране и поставьте себе плюс напротив каждого правильного ответа.
Подводит к теме урока -Ребята, какую большую тему мы изучаем? -А что такое множество? | Решают мат. Диктант - 24
- 10
- 9
- 60
- 7
- 8
- 65
- 36
- 8
- 24
Оценивают свою работу
-Множество -Совокупность каких-либо объектов
|
|
|
|
|
- А это считается множеством? - Как вы думаете, можно ли разделить объекты в этом множестве? - Как бы вы их разделили?
-А можно ли их разделить не по цвету? -И какой вариант будет правильным? Делить по цвету или по форме? -У нас возникло затруднение. Давайте на уроке с ним разберемся! |
-Да -Да -По цвету на желтые и красные -По форме на кружки и чайники Затрудняются ответить
| УУПД: Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов УУРД: Осуществлять итоговый контроль по результату Находить ошибки в своей работе |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф. Беседа, опрос.
Внешний контроль.
| Определяет цель урока -Попробуйте сформулировать тему урока - Итак, ребята, тема сегодняшнего урока: Разбиение множества на части Проводит подводящий диалог для формулирования целей урока. -Для формулирования цели нашего урока, используйте опорные слова: «Знать …» «Уметь …»
Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися плана урока. -Чтобы работать лучше нам нужен план работы. И Алиса уже нам в этом помогла! Но пока она спешила к нам из страны чудес из планы улетели слова и нам нужно самим восстановить план. 1- Узнать как разбивать ……… на ………. 2- выполнить …… чтобы научиться …….множества на части 3- решим загадку про ………. 4-сделаем …. -Согласны с этим планом? -Отлично, можем приступать к открытию нового и интересного. | Узнают тему урока, выдвигают варианты формулировок цели
-Знать правила разбиения множества на части -Уметь разбивать множества на части
-Нет. план 1- Узнать как разбивать множества на части 2- выполнить упражнения чтобы научиться разбивать множества на части 3- решим загадку про ворона и письменный стол 4-сделаем выводы
| УУРД: Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; УУКД: Воспринимать и формулировать цели и задачи. |
Открытие детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, И, П.
| Организует работу по открытию нового -Ребята, какой первый пункт нашего плана? -Тогда давайте его выполним.
|
- Узнать как разбивать множества на части
|
|
Открытие детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Беседа.
Работа с примером
Самопроверка.
Практический Упражнение
Внешний контроль Взаимопроверка |
-На какие группы можно разделить предметы? -А можно ли поделить предметы на красные кружки и желтые чайники? -Почему?
-Давайте попробуем выделить из этого правило разбиения множества на части
-А можем ли мы поделить эти предметы на группы: красная посуда и чайники? -Почему? -Как вы думаете может ли чайник стоять сразу на 2 полках? -Давайте попробуем выделить из этого 2 правило разбиения множества на части.
-давайте спросим у Алисы правильно ли мы определили правило. Алиса говорит, что множество разбито на части если каждый его элемент попадает ровно в 1 часть. То есть при разбиение на части ни один предмет не остается лишним, а также ни один из предметов не принадлежит сразу к 2 группам. Правильно мы определили правила? -Отлично. Кстати у Алисы есть для вас сообщение, прочтите его самостоятельно: «Разбиение множества на части по некоторому свойству является своеобразным наведением порядка в множестве. Это разбиение называется также классификацией» -Как можно по-другому назвать разбиение множества на части? -А как вы думаете как можно назвать свойство по которому множество разбито на части? Предположите. -Давайте узнаем правильный ответ в учебнике на 47 странице. Прочтите что написано в красной рамочке в первых 3 абзацах. - Как называется свойство по которому множество разбивается на части? -Получится ли у нас разбить множество на части если мы подберем неправильное основание классификации?
-Хорошо. Эти знания помогут нам в работе.
|
Кружки и чайники. -Нет. -Потому что тогда у нас останется красный чайник без группы. -Все элементы множества должны оказаться в подмножествах
-Нет -Красный чайник подходит в обе группы -Нет. -Ни один из элементов не может принадлежать сразу к 2м подмножествам
-Да
-Классификацией
-Основание классификации
-Нет, потому что тогда могут остаться обьекты без групп или обьекты которые войдут в обе группы
| УУПД: Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; УУКД: Использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи . |
Первичное закрепление (4 - 5 мин) | Усвоение нового способа действий |
П Самопроверка.
Практический Упражнение
Внешний контроль Взаимопроверка | Организует работу по теме -Посмотрим на план работы. Какой пункт мы выполнили? -Согласно плану что нам предстоит сейчас?
-Давайте теперь поработаем с учебником. Найдите задания № 2 на стр. 47. Прочитайте задание. -Рассмотрите множество А. Можно ли это множество разбить на части по признаку: несъедобные предметы и съедобные предметы?
-Можно ли разбить множество A на части: несъедобные предметы и грибы? -Рассмотрите множество В. Можно ли разбить множество B на части: овощи и фрукты?
-Придумайте подходящее основание классификации для множества В
-Следующее задание выполним в парах. Но для этого нужно вспомнить как мы должны работать в парах. -Отлично, 48 стр, №3. Прочитайте задание. В парах обсудите в каких множествах "наведен порядок". Поднимите домик если готовы ответить и доказать, что вы правы.
-Алиса предлагает исправить неверные классификации. Что нужно сделать чтобы Т стало верным? - Что нужно сделать чтобы верно разбить D на подмножества? |
-1 пункт - выполнить упражнения чтобы научиться разбивать множества на части
-Да. В 1 подмножество войдут бабочка, стрекоза и мухомор, а во 2 – съедобные грибы. -Нет, потому что мухомор подходит в обе группы. -Нет, нельзя разбить так, потому что кроме овощей и фруктов в данном множестве есть насекомые. -Насекомые и еда
-Не перебивать, слушать соседа, находить общее решение
-В множествах А-верно, Х верно Т неверно - есть общий элемент, D неверно - есть не распределенные элементы
-Поделить фигуры только по цвету, или только по форме (круги, угольники) -Добавить еще 1 группу предметов -желтые фигуры | УУПД: Применять изученные методы познания; УУРД: Осуществлять итоговый контроль по результату
|
1 мин |
|
| Проводит динамическую паузу |
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф,И. Беседа.
Работа с карточкой.
Самоконтроль.
| Организовывает проверку знаний. -Сейчас каждый из вас поработает самостоятельно. Я раздала вам карточки. Напишите на ней свое имя фамилию и вариант, 1 или 2.
задание: вам нужно разбить множество в 2 группы, соблюдая правила классификации. Напомните мне это правила: -вам нужно разбить множество в 2 группы, соблюдая правила классификации. Вам нужно самостоятельно придумать основание классификации и название для подмножеств. Давайте попробуем вместе выполнить такое упражнение: A = {лимон, клубника, банан, помидор, кукуруза}. Какое основание для классификации мы возьмем? -На какие группы мы разобьем множество? -А теперь проведите такую работу самостоятельно Вариант 1. A = {карандаш, ручка, чашка, блюдце, мел, ложка}.
Вариант 2. A = {самолет, автомобиль, куртка, велосипед, шапка, футболка}.
Организует обсуждение результатов -Давайте обсудим, какие классификации у вас получились и почему? -Кто сделал по другому? | Выполняют самостоятельную работу
-Все предметы должны быть распределены, предмет должен находится только в 1 группе
-цвет -красный цвет и желтый цвет 1-клубника, помидор 2-банан, лимон, кукуруза 1 вар - по назначению вещи Для школы | Для кухни | Карандаш | Чашка | ручка | Блюдце | мел | ложка |
2 вар - по функции предмета Средство перемещение | Одежда | самолет | куртка | велосипед | шапка | автомобиль | футболка |
| УУРД: Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; УУПД: Применять изученные методы познания;
|
Включение в систему знаний, повторение (7 - 8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф И Словесный Объяснение
Практический Упражнение Самоконтроль.
| Организует работу над заданием Организует запись в тетради ‒Откройте тетради, напишите число, отступите 2 клетки, запишите, что мы приступаем к упражнение №12 -Давайте выполним задание 12 на стр 49. Прочитайте задание «А-множество детских игрушек, В -множество кукол, С-множество пирамидок, Д-множество игрушек в магазине малыш. Построй диаграмму множеств а,в,с,д. Раскрась множество кукол в магазине малыш.» - Что нам нужно сделать сначала? -Кто выйдет к доске? -Какое из этих множеств включает в себя остальные?
| Разбирают и выполняют задание
-построить диаграмму множеств
-Множество А, потому что это множество всех детских игрушек в мире
| УУПД: Применять изученные методы познания; УУРД: Осуществлять итоговый контроль по результату
|
Включение в систему знаний, повторение (7 - 8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф И Словесный Объяснение
Практический Упражнение Самоконтроль.
| -Какие подмножества входят в множество А? -Пересекаются ли подмножества в и с?
-Пересекаются ли множества в и д?
-Пересекаются множества с и д?
-Какая диаграмма у нас получается?
-Пересечение каких подмножеств нам нужно закрасить? -Отметьте это в тетради -Получится ли разбить это множество?
-Давайте посмотрим на план, что нам осталось сделать? -Что общего у ворона и письменного стола. Ворон и стол это тоже множество. Давайте придумаем такую группу, в которую можно поместить оба предмета | -множество в,с и д -нет, потому что в них разные предметы -да, потому что в конкретном магазине могут продаваться куклы -да, потому что в конкретном магазине могут продаваться пирамидки
-Множеств в и д
-Нет, потому что подмножества пересекаются.
-Решить загадку и сделать выводы.
-В названиях объекта есть буквы о и н -предметы темного цвета -несъедобные предметы | УУКД: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах УУПД: Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; УУКД: Использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф. Беседа.
| Организует подведение итога урока, рефлексию -Итак, пора подвести итоги урока. Какова была тема нашего сегодняшнего урока? -Выполнили ли мы цель узнать как разбивать множества на части? -А мы учились разбивать множества? -Мы выполнили все пункты плана? -Алиса говорит нам большое спасибо за то, что вы помогли разгадать загадку и дарит нам на память перо Ворона. - Поднимите палец вверх, если урок для вас прошел удачно и легко и вы довольны своей работой. Поднимите раскрытую ладонь, если вам было сложно, но вы справились и гордитесь собой. И сложите руки домиком, если вам было сложно на уроке и вам нужно еще раз повторить новые знания. -Спасибо вам большое за урок, ребята! Вы молодцы! | Подводят итоги. -Разбиение множества на части
-Да -да -да
Выполняют рефлексию
| УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУКД: выражать свою точку зрения |