Технологическая карта урока математики: "Классификация" 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Зиннатуллина Алёна Жалиловна

Тема урока: «Разбиение множества на части (классификация)»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Формирование умения классифицировать множества

Задачи урока
Дидактические:
1. Открыть для учащихся новые понятия «классификация», «основание классификации»
2. Отработать разбиение множества на части, разбиение по разным основаниям классификации
Развивающие:
1.   Развивать логику с помощью заданий на классификацию;
2.   Развивать умение анализировать ответы своих товарищей.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к чистоте;
2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Перспектива», учебник математики 3 кл.: Учебник в 2ч./ Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б  -Ч.1

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока689.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 10.10.2023

Школа: №104

Класс:

Урок: 5

Время: 11:35-12:15  

Кабинет: 103

Студентка: Зиннатуллина Алёна

Группа: 41

Учитель: Кубрак Полина Сергеевна

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна

Тема урока: «Разбиение множества на части (классификация)»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Формирование умения классифицировать множества

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Открыть для учащихся новые понятия «классификация», «основание классификации»

2. Отработать разбиение множества на части, разбиение по разным основаниям классификации

Предметные:

  1. Устанавливать Подбирать верные основания для классификаций;
  2. Разбивать множества по заданному основанию на части. и соблюдать порядок действий при разбиении множества на части;

Развивающие:

1.   Развивать логику с помощью заданий на классификацию;

2.   Развивать умение анализировать ответы своих товарищей.

Личностные:

1.  Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям;

2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к чистоте;
  2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Перспектива», учебник математики 3 кл.: Учебник в 2ч./ Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б  -Ч.1

ЭТАПЫ УРОКА

Этапы

Образовательная цель этапа урока

Формы

Организации, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Самоопределение деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

Ф

Словесные:

Слово учителя

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Жалиловна, я очень рада видеть вас сегодня. Давайте перед началом работы каждый улыбнется своему соседу по парте и пожелает хорошего настроения на уроке.

-С вами спешит познакомится наша гостья - это Алиса, та самая Алиса из страны чудес. Она говорит «Здравствуйте, ребята, я пришла к вам в гости за помощью. Мне задали загадку, на которую я не знаю ответа - что общего у ворона и письменного стола. Как вы думаете, каков ответ на эту загадку?»

-В конце этого урока мы вернемся к этой загадке и постараемся ей разгадать, чтобы помочь Алисе, вы согласны?

- Отлично, чтобы наш урок прошел успешно, нам нужно соблюдать определенные правила, и вы их конечно знаете. Какие это правила?

Определяют своё эмоциональное состояние на начало урока.

Пытаются ответить

-Да

-Не перебивать говорящего, отвечать по поднятой руке.

УУРД: планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф  И

Словесный

Опрос.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль

П

Упражнение

Мотивирует на выполнение работы с заданиями.

-Давайте с вами напишем математический диктант

1. Частное чисел 28 и 7 умножьте на 6

2. Произведение чисел 5 и 6 разделите на 3

3. сумму чисел 17 и 37 разделите на 6

4. к произведению чисел 6 и 8 прибавьте 12

5. Разность чисел 78 и 43 разделите на 5

6. 4 увеличьте в 10 раз и разделите на 5

7. Произведение чисел 9 и 5 увеличьте на 20

8. На сколько 60 больше чем произведение чисел 4 и 6

9. уменьшите произведение чисел 8 и 4 на 24

10. умножьте 8 на частное чисел 21 и 7

-Давайте проверим вашу работу: самостоятельно сверьтесь с ответами на экране и поставьте себе плюс напротив каждого правильного ответа.

Подводит к теме урока

-Ребята, какую большую тему мы изучаем?

-А что такое множество?

Решают мат. Диктант

  1. 24
  2. 10
  3. 9
  4. 60
  5. 7
  6. 8
  7. 65
  8. 36
  9. 8
  10. 24

Оценивают свою работу

-Множество

-Совокупность каких-либо объектов

- А это считается множеством?

- Как вы думаете, можно ли разделить            объекты в этом множестве?

- Как бы вы их разделили?

-А можно ли их разделить не по цвету?

-И какой вариант будет правильным? Делить по цвету или по форме?

-У нас возникло затруднение. Давайте на уроке с ним разберемся!

-Да

-Да

-По цвету на желтые и красные

-По форме на кружки и чайники

Затрудняются ответить

УУПД: 

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов

УУРД: 

Осуществлять итоговый контроль по результату

Находить ошибки в своей работе

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.

Беседа, опрос.

Внешний контроль.

Определяет цель урока

-Попробуйте сформулировать тему урока

- Итак, ребята, тема сегодняшнего урока: Разбиение множества на части

Проводит подводящий диалог для формулирования целей урока.

-Для формулирования цели нашего урока, используйте опорные слова:

«Знать …»

«Уметь …» 

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися плана урока.

-Чтобы работать лучше нам нужен план работы. И Алиса уже нам в этом помогла! Но пока она спешила к нам из страны чудес из планы улетели слова и нам нужно самим восстановить план.

1- Узнать как разбивать ……… на ……….

2- выполнить …… чтобы научиться …….множества на части

3- решим загадку про ……….  

4-сделаем ….

-Согласны с этим планом?

-Отлично, можем приступать к открытию нового и интересного.

Узнают тему урока, выдвигают варианты формулировок цели

             

-Знать правила разбиения множества на части

-Уметь разбивать множества на части

-Нет. план

 1- Узнать как разбивать множества на части

2- выполнить упражнения чтобы научиться разбивать множества на части

3- решим загадку про ворона и письменный стол

4-сделаем выводы

УУРД: Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; 

УУКД:

Воспринимать и формулировать цели и задачи.

Открытие детьми нового знания  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И, П.

Организует работу по открытию нового

-Ребята, какой первый пункт нашего плана?

-Тогда давайте его выполним.

- Узнать как разбивать множества на части

Открытие детьми нового знания  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Беседа.

Работа с примером

Самопроверка.

Практический

Упражнение

Внешний контроль

Взаимопроверка

-На какие группы можно разделить предметы?

-А можно ли поделить предметы на красные кружки и желтые чайники?

-Почему?

-Давайте попробуем выделить из этого правило разбиения множества на части

-А можем ли мы поделить эти предметы на группы: красная посуда и чайники?

-Почему?

-Как вы думаете может ли чайник стоять сразу на 2 полках?

-Давайте попробуем выделить из этого 2 правило разбиения множества на части.

-давайте спросим у Алисы правильно ли мы определили правило.  Алиса говорит, что множество разбито на части если каждый его элемент попадает ровно в 1 часть. То есть при разбиение на части ни один предмет не остается лишним, а также ни один из предметов не принадлежит сразу к 2 группам.

Правильно мы определили правила?

-Отлично. Кстати у Алисы есть для вас сообщение, прочтите его самостоятельно: «Разбиение множества на части по некоторому свойству является своеобразным наведением порядка в множестве. Это разбиение называется также классификацией»

-Как можно по-другому назвать разбиение множества на части?

-А как вы думаете как можно назвать свойство по которому множество разбито на части? Предположите.

-Давайте узнаем правильный ответ в учебнике на 47 странице. Прочтите что написано в красной рамочке в первых 3 абзацах.

- Как называется свойство по которому множество разбивается на части?

-Получится ли у нас разбить множество на части если мы подберем неправильное основание классификации?

-Хорошо. Эти знания помогут нам в работе.

Кружки и чайники.

-Нет.

-Потому что тогда у нас останется красный чайник без группы.

-Все элементы множества должны оказаться в подмножествах

-Нет

-Красный чайник подходит в обе группы

-Нет.

-Ни один из элементов не может принадлежать сразу к 2м подмножествам

-Да

-Классификацией

-Основание классификации

-Нет, потому что тогда могут остаться обьекты без групп или обьекты которые войдут в обе группы

УУПД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

УУКД:

Использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи 

.

  Первичное закрепление  (4 -  5 мин)

Усвоение нового способа действий

П

Самопроверка.

Практический

Упражнение

Внешний контроль

Взаимопроверка

Организует работу по теме

-Посмотрим на план работы. Какой пункт мы выполнили?

-Согласно плану что нам предстоит сейчас?

-Давайте теперь поработаем с учебником. Найдите задания

№ 2 на стр. 47. Прочитайте задание.

-Рассмотрите множество А. Можно ли это множество разбить на части по признаку: несъедобные предметы и съедобные предметы?

-Можно ли разбить множество A на части: несъедобные предметы и грибы?

-Рассмотрите множество В. Можно ли разбить множество B на части: овощи и фрукты?

-Придумайте подходящее основание классификации для множества В

-Следующее задание выполним в парах. Но для этого нужно вспомнить как мы должны работать в парах.

-Отлично, 48 стр, №3. Прочитайте задание. В парах обсудите в каких множествах "наведен порядок". Поднимите домик если готовы ответить и доказать, что вы правы.

-Алиса предлагает исправить неверные классификации. Что нужно сделать чтобы Т стало верным?

- Что нужно сделать чтобы верно разбить D на подмножества?

-1 пункт

- выполнить упражнения чтобы научиться разбивать множества на части

-Да. В 1 подмножество войдут бабочка, стрекоза и мухомор, а во 2 – съедобные грибы.

-Нет, потому что мухомор подходит в обе группы.

-Нет, нельзя разбить так, потому что кроме овощей и фруктов в данном множестве есть насекомые.

-Насекомые и еда

-Не перебивать, слушать соседа, находить общее решение

-В множествах А-верно, Х верно

Т неверно - есть общий элемент, D неверно - есть не распределенные элементы

-Поделить фигуры только по цвету, или только по форме (круги, угольники)

-Добавить еще 1 группу предметов -желтые фигуры

УУПД:

Применять изученные методы познания;

УУРД: 

Осуществлять итоговый контроль по результату

1 мин

Проводит динамическую паузу

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф,И.

 Беседа.

Работа с карточкой.

Самоконтроль.

Организовывает проверку знаний.

-Сейчас каждый из вас поработает самостоятельно. Я раздала вам карточки. Напишите на ней свое имя фамилию и вариант, 1 или 2.

 задание: вам нужно разбить множество в 2 группы, соблюдая правила классификации. Напомните мне это правила:  

-вам нужно разбить множество в 2 группы, соблюдая правила классификации. Вам нужно самостоятельно придумать основание классификации и название для подмножеств.

Давайте попробуем вместе выполнить такое упражнение:

A = {лимон, клубника, банан, помидор, кукуруза}. Какое основание для классификации мы возьмем?  

-На какие группы мы разобьем множество?

-А теперь проведите такую работу самостоятельно

Вариант 1.

A = {карандаш, ручка, чашка, блюдце, мел, ложка}.

Вариант 2.

A = {самолет, автомобиль, куртка, велосипед, шапка, футболка}.

Организует обсуждение результатов 

-Давайте обсудим, какие классификации у вас получились и почему?

-Кто сделал по другому?

Выполняют самостоятельную работу

-Все предметы должны быть распределены, предмет должен находится только в 1 группе

-цвет

-красный цвет и желтый цвет

1-клубника, помидор

2-банан, лимон, кукуруза

1 вар - по назначению вещи

Для школы

Для кухни

Карандаш

Чашка

ручка

Блюдце

мел

ложка

2 вар - по функции предмета

Средство перемещение

Одежда

самолет

куртка

велосипед

шапка

автомобиль

футболка

УУРД:

Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; 

УУПД:

Применять изученные методы познания;

Включение в систему знаний, повторение   (7 - 8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф И

Словесный

Объяснение

Практический

Упражнение

 

Самоконтроль.

Организует работу над заданием

Организует запись в тетради

‒Откройте тетради, напишите число, отступите 2 клетки, запишите, что мы приступаем к упражнение №12

-Давайте выполним задание 12 на стр 49.  Прочитайте задание

«А-множество детских игрушек, В -множество кукол, С-множество пирамидок, Д-множество игрушек в магазине малыш. Построй диаграмму множеств а,в,с,д. Раскрась множество кукол в магазине малыш.»

- Что нам нужно сделать сначала?

-Кто выйдет к доске?

-Какое из этих множеств включает в себя остальные?

Разбирают и выполняют задание

-построить диаграмму множеств

-Множество А, потому что это множество всех детских игрушек в мире

УУПД:

Применять изученные методы познания;

УУРД: 

Осуществлять итоговый контроль по результату

Включение в систему знаний, повторение   (7 - 8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф И

Словесный

Объяснение

Практический

Упражнение

 

Самоконтроль.

-Какие подмножества входят в множество А?

-Пересекаются ли подмножества в и с?

-Пересекаются ли множества в и д?

-Пересекаются множества с и д?

-Какая диаграмма у нас получается?

-Пересечение каких подмножеств нам нужно закрасить?

-Отметьте это в тетради

-Получится ли разбить это множество?

-Давайте посмотрим на план, что нам осталось сделать?

-Что общего у ворона и письменного стола. Ворон и стол это тоже множество. Давайте придумаем такую группу, в которую можно поместить оба предмета

-множество в,с и д

-нет, потому что в них разные предметы

-да, потому что в конкретном магазине могут продаваться куклы

-да, потому что в конкретном магазине могут продаваться пирамидки

-Множеств в и д

-Нет, потому что подмножества пересекаются.

-Решить загадку и сделать выводы.

-В названиях объекта есть буквы о и н

-предметы темного цвета

-несъедобные предметы

УУКД:

 выражать свою точку  зрения в устных и письменных текстах

УУПД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

УУКД:

Использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи 

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.

Беседа.

Организует подведение итога урока, рефлексию

-Итак, пора подвести итоги урока. Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

-Выполнили ли мы цель узнать как разбивать множества на части?

-А мы учились разбивать множества?

-Мы выполнили все пункты плана?

-Алиса говорит нам большое спасибо за то, что вы помогли разгадать загадку и дарит нам на память перо Ворона.

- Поднимите палец вверх, если урок для вас прошел удачно и легко и вы довольны своей работой. Поднимите раскрытую ладонь, если вам было сложно, но вы справились и гордитесь собой. И сложите руки домиком, если вам было сложно на уроке и вам нужно еще раз повторить новые знания.

-Спасибо вам большое за урок, ребята! Вы молодцы!

Подводят итоги.

-Разбиение множества на части

-Да

-да

-да

Выполняют рефлексию

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУКД:

 выражать свою точку  зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...