Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ершова Анна Александровна

Цель:

формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.

Задачи:

Дидактические:

1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.

2. Формировать представление о математических действия сложения и вычитания, графическим способом на числовом отрезке.

Развивающие:

1. Развивать мышление, память;

2. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Воспитательные:

1. Пробудить у обучающихся чувства ответственности и уважения;

2. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся:

1. Ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;

2. Приемам присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.

Личностные: у обучающихся будут сформированы:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать;

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привет ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 17.10.2023

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 1 «М»

Урок:

Время:    Кабинет: 201

Студент: Ершова Анна Александровна

Группа: 41

Учитель: Регель Надежда Васильевна

Методист: Серебренникова Светлана Валентиновна

Тема урока «Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.        

Цель урока: формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.

2. Формировать представление о математических действия сложения и вычитания, графическим способом на числовом отрезке.

Предметные: обучающиеся научатся:

  1. Ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;
  2. Приемам присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.

Развивающие:

1. Развивать мышление, память;

2. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Личностные: у обучающихся будут сформированы:

1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать;

2. Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

Воспитательные:

1. Пробудить у обучающихся чувства ответственности и уважения;

2. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

УМК: «Школа России», математика 1 класс, Ч.1 И.С. Волкова, М.И. Моро

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

«Самоопределение к деятельности»

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте! Меня зовут Анна Александровна, сегодня я проведу у вас урок математики.

Эмоциональный настрой на урок.

- Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого повернитесь к своему соседу, и поочередно соединяйте ладошки, проговаривая:

-Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями.

- Ребята, сегодняшний урок пройдёт под девизом: «Повторяем то, что знаем! Что не знаем – изучаем!»

- Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз.

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Большой палец - желаю

Указательный - успеха

Средний - большого

Безымянный - во всем

Мизинец - везде

Трем ладошки, даем пять – удачи тебе!

Палец вверх

Палец вниз

УУКД: Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

Учебная презентация

«Актуализация знаний и мотивация»

(7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Демонстрация слайдов, раздаточный материал

Беседа

Повторение пройденного материала.

- На протяжении урока за правильные ответы и активную работу вы будете получать жетоны, а в конце урока эти жетоны обменяем на приз.

- Верно, Ребята, вспомните, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке математики?

- А чему научились?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с числовым отрезком. А чтобы у нас все получалось, давайте произнесем волшебные слова:

- 1, 2, 3, 4, 5.

Начинаем мы считать.

Чтобы не было ошибки,

Нужно нам отрезок взять.

А отрезок не простой,

Он, конечно...

Организует работу с эталоном числового отрезка.

- Давайте попутешествуем вместе с паровозиком по числовому отрезку. Работать будем так: один ученик выполняет задание на дос- ке, остальные на своих местах. Сигнальными карточками вы показываете свое согласие или несогласие с его вариантом.

- Покажите число, которое удалено от начала числового отрезка на два единичных отрезка.

- Ребята, если вы согласны, то покажите «класс».

- Покажите число, которое удалено от начала числового отрезка на четыре единичных отрезка.

- Ребята, если вы согласны, то покажите «класс».

- Возвращайся на своё место. Ребята, а теперь самостоятельно с помощью числового отрезка определите на сколько единичных отрезков, названное мной число удалено от начала числового отрезка.

- Число 3? - Число 1?

- Назовите и отметьте красным карандашом на числовом отрезке последующее число для числа 1.

- Как вы это определили?

- Синим карандашом отметьте на числовом отрезке предыдущее число для числа 4.

- Объясните, как у вас это получилось.

- Итак, что мы сейчас повторили?

-А как же поступить в случае, если полученное в результате присчитывания или отсчитывании число не является соседним?

- Ребята, попробуйте вычислить с помощью числового отрезка: 2 + ___  = ___.

- Что показало ваше пробное действие?

- Обоснуйте свои действия. Назовите правило.

- Что надо делать?

- Какое задание вы выполняли?

- Каким способом вы пытались воспользоваться?

- В чем возникло затруднение?

- Почему же возникло затруднение?

IMG_256

IMG_256

Вспоминают учебный материал, выполняя задание из раздатки.

- Числовой отрезок

-  Мы знаем, что мы можем выполнять присчитывание на 1 вправо, тогда это будет соседнее число от данного. Также знаем, что мы можем выполнять отсчитывание на 1 влево, это также будет соседнее число от данного.

- Числовой

Дети отвечают на вопросы с помощью числового отрезка.

- На два единичных отрезка от начала удалено число 2, перемещаю паровозик в эту точку.

Показывают «класс»

- Это число 4.

Показывают «класс»

- На три единичных отрезка

- На один единичный отрезок.

Дети отмечают направление движения по числовому отрезку и полученные числа с комментированием.

- Число 2.

- Чтобы получить число, следующее за числом 1, прибавляю к одному один, делаю один шаг вправо, получается число 2.

- Число 3.

- Чтобы получить предыдущее число для числа 4, вычитаю из четырёх один, делаю один шаг влево, получается число 3.

- Мы повторили, как работать с

числовым отрезком, что обозначают числа на числовом отрезке, как находить последующее и предыдущее число на числовом отрезке.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- Мы не можем решить данный пример с помощью числового отрезка.

- Мы не можем назвать правило, с помощью которого можно было обосновать наши действия.

- Нужно размышлять.

- Решали пример на числовом отрезке.

- Правилом присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.

- Мы присчитывали и отсчитывали по одному, а в этом примере нужно отнять сразу несколько.

- У нас нет способа, правило счета на числовом отрезке по несколько единиц.

УУРД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

УУПД:

строить речевые высказывания для решения задач;

выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией;

УУКД:

участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.

Учебная презентация, раздаточный материал,     Изображение паровозика и числовой отрезок на доске.

«Постановка учебной задачи»

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.

Беседа, опрос.

Внешний контроль.

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- У нас не получилось выполнить это задание, давайте попробуем, сформулировать цель урока, чтобы помочь нашим листочкам стать желтыми.

- Посмотрите, у нас она была, но желтые листья закрывают части слов, нам нужно догадаться, как она правильно звучит.

- Отлично, раз есть тема, нужно определить цели

Узнать …

Научиться…

- Отлично, но ведь теперь нам не хватает плана работы. Как раз на экране он есть, но его надо правильно собрать.

1) Получим новые … .

2) Поработаем с … .

3) Будем работать … .

4) Подведем … урока.

(знания, числовым отрезком, самостоятельно, итоги).

- Слова, которые внизу экрана, помогут вам.

- Отлично, приступим к получению знаний!

Формулируют тему и цели урока.

Тема: Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Узнать способ, с помощью которого мы могли бы складывать и вычитать на числовом отрезке по несколько единиц.

Научиться выполнять действия с помощью числового отрезка.

1)Получим новые знания.

2)Поработаем с числовым отрезком.

3)Будем работать самостоятельно.

4)Подведем итоги урока.

УУРД: составление плана действий;

УУПД:

Работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

Воспринимать и формулировать цели и задачи.

Учебная презентация

«Открытие» детьми нового знания

 (9 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Беседа

( задает вопросы детям)

Наглядный

презентация

Словесный:объяснение

Упражнение

Открытие детьми нового знания.

-  Что мы с вами повторили в начале урока?

- Как это может помочь?

- Что значит два единичных отрезка на числовом отрезке?

- Как это вам поможет?

Организует работу с учебником на странице 40, прочитаем новое правило в красной рамочке.

-Попробуем сделать упражнение под номером 1 и справиться с нашим затруднением.

IMG_256

- Хорошо, нас просят сравнить полученные ответы с общим правилом.

- Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Давайте вспомнил правила работы в паре.

- В парах вам нужно решить данный пример:

4 – 3 = ___.

- Следуйте алгоритму выполнения задания:

1. Определите какое действие нужно выполнить.

2. Определите от какого числа и в какую сторону будете перемещаться по числовому отрезку.

- На сколько единичных отрезков мы можем переместиться, используя эталон предыдущего урока?

- Выполните этот шаг на числовом отрезке.

- Какое число получили?

- Сколько единиц нам нужно отнять от числа 4?

- Сколько уже отняли?

- Сколько осталось отнять?

- Как это можно сделать при помощи имеющегося у нас числового отрезка?

- Выполните эти шаги.

- Какое число получили?

- Итак, какой результат вы получили?

- Поднимите руку те, кто получили другой ответ.

- Сравните выполненное задание с образцом на слайде.

- Какой мы можем сделать вывод?

- Давайте выполним упражнение 2.

- Что нужно сделать?

- Попробуйте самостоятельно решить пример

 1 + 2 = ___ с помощью числового отрезка.

Как только выполните задание сядьте правильно.

- Как вы находили сумму 1 и 2 на числовом отрезке?

- Что позволяет вам новый способ?

- Какой следующий шаг на уроке?

-  Что обозначает каждое число на  числовом отрезке, как присчитывать и отсчитывать на числовом отрезке.

- 2 единичных отрезкасодержит число 2.

- Нужно представить 2 единичных отрезков как число 2 и применить правило отсчитывания по одному.

Работа с учебником.

IMG_256

Присчитали две единицы, переместились на две единицы вправо

Чтобы записать выполненное действие короче необходимо к

2 + 2 = 4

Отсчитали две единицы, переместились на две единицы влево

Чтобы записать выполненное действие короче необходимо из

3 - 2 = 1

IMG_256

Повторяют правила работы в парах.

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

- Вычитание.

- От числа 4, влево.

- На один единичный отрезок.

- Три.

- Три единицы.

- Одну.

- Ещё две.

- Сделать еще два шага влево.

- Один.

- Мы должны были решить пример: 4- 3. При вычитании мы должны двигаться влево. Так как число 3 состоит из трех единичных отрезков, то при вычитании мы должны поочередно вычесть три раза по одному. Получили число один.

 - Мы правильно выполнили задание, узнав новый способ вычитания на несколько единиц.

- Мы к единицы последовательно присчитывали по одной единице, и так три раза.

 - Присчитывать и отсчитывать на числовом отрезке по несколько единиц.

- Закрепить новое правило.

УУПД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

УУПД:

рассматривать варианты решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

Учебная презентация

Рабочая тетрадь, раздаточный материал

«Динамическая пауза»

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Предлагаю, вам немного поиграть,  переместимся с вами в лес.

-  Отлично а теперь играем на выбывание, кто сбивается садится.  

Выполняют движения соответственно командам.

Руки вверх - деревья, на пояс - кусты, присед - трава.

«Первичное закрепление» (6 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: учебник

Практический: задания

Закрепление с детьми полученных знаний.

- Хорошо, мы знаем как решать подобного вида примеры, но теперь попробуем это на практике.

- Какой инструмент измерения, уже известный вам, напоминает модель числового отрезка?

- Чем линейка похожа на модель числового отрезка?

- Давайте попробуем решать примеры с помощью линейки.

- Теперь я предлагаю вам поработать в группах. Вспомним правила работы в группе по 4 человека.

- Найдите упражнение 5 в учебнике.IMG_256

-Что необходимо сделать согласно первому пункту нашего алгоритма?

- Хорошо, какой следующий шаг?

- Правильно, как считаем записываем?

- И какой ответ мы получаем?

- Отлично, мне кажется вы готовы, для того, чтобы поработать самостоятельно.

- Первый ряд решает __+ 2 = 4,

 второй – __- 3 = 1,

 третий  1 + __ = 4,

 решаем в тетрадях, также используем числовой отрезок для проверки или же самого решения.

Работают в группах.

Повторяют правила работы в группах.

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Следуют алгоритму выполнения задания:

1. Определите какое действие нужно выполнить.

2. Определите от какого числа и в какую сторону будете перемещаться по числовому отрезку.

2 + 2 = 4

4 - 3 = 1

1 + 3 = 4

УУПД:     анализировать и осознавать информацию

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей.

Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

Учебная презентация

Учебник,  Рабочая тетрадь

«Самостоятельная работа»

(5 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

И

Упражнение

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Демонстрация слайда

( показ эталона ответа)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Ребята, как можно проверить, что вы научились складывать и вычитать по несколько единиц на числовом отрезке?

- Выполните упражнение 3 самостоятельно.

- Кто готов назвать нам получившиеся примеры?

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выполните взаимопроверку, сравнив выполненные задания с образцом на слайде.

- Оцените своего соседа:

1. Если не было допущено ошибок на полях нарисуйте солнце.

2. Если задание выполнено с ошибками, то – тучку.

- Обменяйтесь тетрадями. Поднимите руки, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Спасибо, за помощь в проверке, многие из вас уже отлично умеют применять новые знания, это хорошо!

Самостоятельно работают в тетрадях.

Оценивают работу соседа.

УУПД:            смысловое чтение и осознание информации

УУРД:

Контроль и оценка результатов действий

проверять ход и результат выполнения действия;

Учебная презентация, учебник,  Рабочая тетрадь

«Включение в систему знаний, повторение»

(7 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Беседа

( задает вопросы детям)

Демонстрация слайдов (показ задания)

Внешний контроль

Организует связь между новой темой и прошлого урока.

- Ребята, найдите упражнение 6 на стр. 41

- Что нам предлагает сделать художник?

- Какие из предметов имеют форму шара?

Конуса? Цилиндра?

- Назовите свои примеры.

- Отлично!

- Посмотрите следующее упражнение:

Что нам нужно сделать?

- Внимательно рассмотрите рисунок. На какие группы можно разбить фигуры?

- Какая фигура, по - вашему мнению, лишняя? Обоснуйте свой выбор.

- Вы отлично справились с заданиями.

Выполнение заданий в учебнике.

- Художник предлагает нам поиграть в игру «Что на что похоже».

- Объемные: шар, конус, цилиндр.

- Рассмотреть рисунок и определить какая фигура может быть лишней.

- Круги и квадраты; красные и синие; большие и маленькие

- 1 вариант: Лишний круг, так как все остальные фигуры квадраты.

2 вариант: Лишний синий квадрат, так как он отличается цветом.

3 вариант: Лишний большой красный квадрат, так как он отличается от других размером.

УУРД:          корректировать свои учебные действия

УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУПД: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

УУКД: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: ответственно выполнять свою часть работы;

Учебная презентация,  

раздаточный материал.

«Рефлексия деятельности»

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Беседа

( задает вопросы детям)

Внешний контроль

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Вы сегодня отлично работали, назовите мне, у кого больше «+»
- Вспомните тему  и цели урока, мы добились их? А все ли мы пункты плана выполнили?

-  Для этого давайте посмотрим, что мы накопили в сундучке знаний.

Заполните опору.

Я не знал…Сегодня я узнал…Я научился…

- Посмотрите на картинки на слайде, какая вам больше нравится? И почему?

- Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Награждаются все.

- Да

- Нет, остался последний.

- Алгоритм

- Яркая и красочная, потому у нас остались хорошие впечатления.

УУРД:

Оценивать свою работу

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

оценивать свой вклад в общий результат

Учебная презентация, грамоты.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация урока математики на тему: "Четырехзначные числа. Единица длины – километр."

Представляю Вашему вниманию технологическую карту и презентацию урока математики для 3 класса в соответствии с учебником Н.Б. Истоминой. Тема урока: «Четырехзначные числа. Единица длины – ...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урка: Текстиль. Швейные приспособления. Аппликация из ткани Гриб

Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся представления о видах ткани, их строение и свойства, а также о правилах работы со швейными инструментами и приспособлениями.Задачи урока:Дидактичес...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги

Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: Подснежники

Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: Сердце для мамы

Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....

Технологическая карта и презентация окружающего мира УМК "Перспектива" 4 класс Тема урока По равнинам и горам

Цель:формирование представления о равнинах и горах; знакомство с равнинами и горами на территории РоссииЗадачи:Дидактические:1. Учить определять составные части гор и равнин.2. Познакомить с равнинами...