Урок математики "Название чисел при вычитании"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Гераськина Татьяна Анатольевна

Урок математики построен по технологии проблемно-деятельностного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_1_klass.exe_.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Открытый урок математики в 1 классе.

Автор:    Гераськина Т.А. учитель начальных классов

         Предмет:Математика     

         Тип урока: Освоение новых знаний (технология деятельностного метода  обучения)

Тема

                                                     

     Название чисел при вычитании

Цели

Образовательные: познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия .

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

 выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7).

Личностные:

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать речь учителя;слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; соблюдать правила работы в паре

Название этапа урока

Ход урока

Формируемые УУД

1 этап.

Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

  1. Орг. момент.

- Громко прозвенел звонок,

    Он позвал вас на урок.

-  Сегодня нас вновь ждут открытия, мы продолжим развивать  память,  внимание и логическое мышление.

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». Надеюсь на вашу активную работу

- Желаю вам удачи!

ЛичностныеУУД

1)Принятие образа «хорошего ученика»,

2)развитие интереса к математике.

.

2 этап

Актуализация знаний и пробное учебное действие  

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Выложите на столе натуральный ряд чисел.

-  Поднимите карточку с числом, которое больше 5 на 1(6)

- Первое слагаемое 3, второе – 2. Каково значение суммы?

- Увеличьте 4 на 3

- Найдите сумму 6 и 3.

- Что стоит между 5 и 7?

- Какое число на 1 больше 7?

- Поднимите  число, которое больше 6, но меньше 8

- На ветке сидело 5 снегирей и 8 воробьев. На сколько больше воробьёв, чем снегирей?

  1.  Самоопределение к деятельности.

- Рассмотрите рисунок.   Выберите  выражение, которое подойдет к рисунку.

                                           

     7 – 1 = 6       3 + 2 = 5       3 + 4 = 7        6 – 2 = 4      

- Прочитайте это выражение, используя термины «слагаемое», «сумма».

(Первое слагаемое3, второе слагаемое 2,  сумма равна 5; сумма 3 и 2 равна  5)

- Выберите  выражение к такому рисунку:

- Можно ли  прочитать   выражение 6-2, используя эти же термины? Попробуем? Получилось?

Регулятивные УУД

1)Учитьсяопределять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2)Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

3)Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

4)учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

5)учиться высказывать свое предположение

6)Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3 этап

Выявление места и причины затруднения (2 мин)

- Почему не получилось? (Выявить причину затруднения)

- Значит, чего мы ещё не знаем?

Физминутка на координацию

Кончиком носа начертили квадрат. Правой ногой – треугольник

Левой рукой в воздухе начертили 1, правой  3. А теперь попробуйте одновременно начертить двумя руками

Подняли левую руку и приложили к носику, подняли правую руку и взялись за левое ухо. Поменяйте руки местами. А теперь снова вернитесь в исходное положение

4 этап

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

1) Целеполагание

- А хотите узнать, как называются числа при вычитании?

- Сегодня на уроке вы это узнаем.

- Значит, какая тема нашего урока? (Название чисел при вычитании)

 - Какие задачи поставим ?

-узнать…(как называются числа при вычитании)

-научиться составлять и записывать выражения на вычитание.

- применить …(эти знания )

-У вас на столах лежит пример и  названия чисел. Числа при вычитании называются так: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Только какое название к какому числу относится? (Проблемная ситуация) Попробуйте догадаться сами, а для этого поработаем в паре.

Поработаем в паре. Правила работы в паре: говорить тихо, слушать товарища, активно работать) Паре выдаю лист с записью примера на вычитание и названием компонентов

- Над  каждым числом положите его название. Не торопитесь, подумайте, почему вы даёте именно это название.

- Назовите, что у вас получилось.

- У вас получились разные  предположения. Как узнать, кто прав?

2. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

- Начнём своё исследование.  

Посмотрите на первую цифру. Что она обозначает на рисунке? (Количество кругов всего)

 - Что сделали с количеством кругов? (Уменьшили )

 Значит, 6 уменьшилось) -  

Какое название выберем? («УМЕНЬШАЕМОЕ» (Вывешиваю табличку «УМЕНЬШАЕМОЕ»)

 Что означает число 2? (Взяли, зачеркнули, убрали  2 кусочка), вычли

 Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ»

Вывешиваю табличку ВЫЧИТАЕМОЕ

А что показывает результат?
(Сколько частей осталось? 4)  Как назовем результат вычитания? Какое дадим название? (РАЗНОСТЬ) (Прикрепляю табличку)

 А почему осталась ещё одна табличка со словом РАЗНОСТЬ?

Действие вычитания называют разностью двух чисел 6 и 2.  На сколько 6 больше 2?

 У кого получилось так же как на доске. Приклейте правильно таблички.

       - Какие новые слова вы узнали?

- Прочитайте выражение, используя новые знания.

Мы решили первую задачу? (Да. Узнали как называются числа)

Коммуникативные УУД

1)Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

2)Слушать и понимать речь других.

3)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4)формировать умение аргументировать свое мнение

5)уважительно относиться к позиции другого

6) формировать умение работать в паре

Познавательные УУД

1)Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2)Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

3)Использовать математическую терминологию.

4)Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

5) формировать умение делать выводы на основе анализа объектов.

5 этап

Первичное закрепление ( 5 мин)

Цель: проговаривание нового знания

- Сейчас проверим,  как вы запомнили название чисел при вычитании:

 

9+1    5-4    5+3     9-2

 - На какие группы разделим записи? Выпишите в тетрадь разности и найдите их значения.

Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое, красным – разность.

Фронтальная проверка

Самопроверка в тетради

6 этап

Закрепление

Включение в систему знаний и повторение.

Составь выражение  и запиши его во второй столбик.

- Уменьшаемое 7, вычитаемое 3.________________

- Разность чисел 8 и 2.  ________________________

 Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли  записал выражения сосед? Сравните правильность решения с решением на доске. Оцените работу товарища по линеечке.

Обменяйтесь снова тетрадями.

Поднимите руку, кто сделал все правильно?

   Вернемся к нашим учебным задачам. Мы выполнили вторую задачу.

А теперь будем применять полученные  знания. Следующее задание:

  1. Соедини линией карточку и название числа, которое она закрывает.

9 - … = 6                  вычитаемое

… - 2 =7                    

6 – 4 = …                  разность

8 - … = 5

… - 3 = 4                  уменьшаемое

 

Проверка по слайду.

7 этап

Итог урока. Рефлексия. (2- 3 мин)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Вот и подошёл к концу урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли   открыть новые знания.

         -  Какая была тема урока?

          -Какую задачу ставили?

          - Удалось ли нам ее решить?

Продолжите предложения

Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ

МНЕ БЫЛО ТРУДНО…

Регулятивные УУД

Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нестандартный урок математики в 1 классе Урок-сказка «Сложение и вычитание однозначных чисел»

Это нестандартный урок математики для любой программы. Урок по сказке "Золушка" . Тема "Сложение и вычитание однозначных чисел"...

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел".

Урок опубликован в журнале "Начальная школа: плюс, минус"...

Урок математики "Сложение и вычитание многозначных чисел"в 3 классе по программе "Гармония"

Организация урокаУстный счётЦелеполаганиеРабота над задачамиФизкультминутка:музыкально-ритмические упражненияСложение и вычитание многозначных чиселУмножение многозначного числа на однозначноеГеометри...

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс

Урок математики  с презентацией по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел" для учащихся 2 класса, система Л. В. Занкова...

Урок математики "Сложение и вычитание чисел в пределах 100"

Учебный предмет:    Математика   Класс: 2 «Б», общеобразовательный   Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решение задач.   Тип урока: урок...