технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание чисел"
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Автор: Маслюкова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ Новоульяновская СОШ №1
Предмет: Математика
Класс: 2 класс
Тип урока: повторение и закрепление изученного
Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание чисел»
Тема | Уравнение. |
Цели | Образовательные: Повторять табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20. Закреплять умение решать простые и составные задачи. Закреплять умение находить неизвестное число, выполняя действие, обратное данному. Закреплять умение все возможные способы при решении задач на перестановку трех предметов без повторений. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Понимать, алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 20.. Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Задача, уравнение, часть, целое |
Межпредметные связи | Математика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1. Стр. 8-9 - еженедельник (для самооценки) - шаги учебной деятельности - тетрадь - электронные физкультминутки - алгоритм самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | ||||||||||||||||||||||||||
Предметные | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. 2. Актуализация знаний учащихся. Цели: Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Работают индивидуально (4 чел), остальные коллективно с учителем. . Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение вида работы на данном этапе урока. Организует повторение состава чисел в пределах 20. Организует проверку самостоятельной работы уч-ся. | 1. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2.Ззадания на карточках. - Сейчас некоторые ребята будут работать самостоятельно. Они расшифруют имя того, кто придумал для нас эти задания.4 человека получают задания на карточках.
3. Задания на доске. а)Домики на повторение состава числа 17, 11, 13, 15, 12, 14, 16. - Какое задание можно придумать по этому рисунку? - Как будем его выполнять?( проговаривая алгоритм поиска неизвестной части). Игра «Засели домики». Дети делятся на 4 команды и выходят к доске выполнять задание. Оценка результата. Выигрывает та команда, которая сделала меньше всего ошибок. б)- прочитайте числа, записанные на крышах домиков, в порядке возрастания. - Назовите 4 равенства, котрые можно составить из чисел 12, 10, 2 - Назовите последнее выражение в каждом столбике. Назовите в каждом столбике с наибольшим и наименьшим значением.
г)Какое число пропущено7 7 +…=15 …+ 5 =13 6+…=14 … -3 = 12 Оценка результата. - кто отвечал чаще? - кто отвечал правильнее всех? д) Проверка индивидуальной работы. Дети, работавшие с карточками, заполнят таблицу на доске, мы узнаем имя персонажа, придумавшего задания к этому уроку (домовой Афанасий).
| Уметь читать математические выражения, находить неизвестное число. Уметь самостоятельное формулировать задания. Уметь составлять план действий. Уметь находить неизвестное число в выражениях, опираясь на взаимосвязь сложения и вычитания. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь правильно оценивать результат коллективной работы ( самооценка + внешний контроль). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). | |||||||||||||||||||||||||
3. Формулирование темы и цели урока. Цели: -организовать актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей; |
Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует выполнение задания по определению формулировки темы и типа урока. | - Чтобы узнать тему урока, задания к которому придумал Афанасий, найдем неизвестные числа в цепочке..За каждое названное число Афанасий пообещал нам давать по несколько букв из названия темы. На доске задание №5, с 5. В результате работы получается слово – еинеротвоп. - Кто догадался. Как расшифровать это слово? ( прочитать наоборот). - Чем же будем сегодня заниматься на уроке? ( решать задачи, уравнения, вычислять…) | Уметь решать логические задачи. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). | |||||||||||||||||||||||||
4. Повторение и закрепление изученного Цели: . Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Читают, анализируют, находят решение учебной задачи. Проводят анализ задачи, находят решение под руководством учителя. Выполняют задание самостоятельно. | Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Объяснение учебной задачи. Анализирует задание с уч-ся. Обеспечивает понимание уч-ся предстоящей самостоятельной работы. Объясняет выполнение задания для домашней работы. |
Задание может быть выполнено 2 –мя способами.
Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это так птицы летят. Как они сядут- тоже покажем, Крылья сложили назад.
Такие текстовые задачи мы решали в 1 кл, опираясь на понятие целого и части. Во 2 кл эти же задачи будут решаться на основании правила вычитания числа из суммы. А) Читаем и разбираем текст. - что известно в задаче? - что нужно узнать? Б) Объясняем, как составлена схема, рассказываем, что означает каждое число. - можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? В) по схеме составляем план решения: - 1 действием находим целое (все книги) - 2 действием находим часть (книги, которые осталось прочитать) Г) Записываем решение по действиям сам-но. 4. Задание №3 с.8. 1) Вычисляем. 2) Разбираем выражения на группы. 3) Читаем 1 и последнее выражения и придумываем к ним задачи. 5. Задание №6 с. 8 Выполняется самостоятельно после разъяснения. 6. Задание №7 с.8. Цель задания: прочитать таблицу и рассказать, какими должны быть флаги. Разбирается в классе и оставляется для дом. работы. | Знать структуру задачи. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей. Упражнения на снятие напряжения. Знать структуру задачи. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей. Читать информацию представленную на схеме. Сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам. Решать логические задачи. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). (Организационные умения)уметь самостоятельно формулировать цели; составлять план решения учебной задачи вместе с учителем; работать по плану, сверять свои действия с планом и целью; делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученный результат путем возвращения к плану и вторичного движения по пунктам плана; оценивать результат на основе анализа работы по плану. (интеллектуальные умения) представлять информацию в виде схемы; находить информацию в схемах. (коммуникативные умения) делать выводы на основе обобщения знаний(формулировать логично обоснованные высказывания)4 (интеллектуальные умения) Представлять информацию в виде текста, схемы; находить информацию в схемах, в текстах. | |||||||||||||||||||||||||
(3 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Анализ деятельности на уроке. | - Чем занимались на уроке? - какое задание больше всего понравилось? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | Учиться совместно с учителем и другими детьми определять степень успешности выполнения своей и чужой работы. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |||||||||||||||||||||||||
(10 мин) Цели: - Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Определяются с объемом домашнего задания. | Анализирует предлагаемые на выбор уч-ся домашнего задания. | Задания № 4 с.8, № 7с. 9., № 8 с. 9, придумать задачу к одному из этих выражений. | Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Самоанализ урока
Автор: Маслюкова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ Новоульяновская СОШ №1
Предмет: Математика
Класс: 2 класс
Тип урока: повторение и закрепление изученного
Тема урока: «Сложение и вычитание чисел».
Оборудование урока:
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1. Стр. 8-9
- тетрадь
- электронные физкультминутки
- алгоритм самооценки.
Содержание урока: соответствовал содержанию программы, целям урока, дидактическая обработка проведена через презентацию. Урок способствовал формированию умения решать простые и составные задачи, нахождению неизвестного числа, выполняя действие обратному данному, умению вычислять в пределах 20. На уроке закреплялись ранее полученные знания, рассматривалась учебная задача на развитие логического мышления. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся через нестандартные задания. На уроке решались такие общеучебные и специальные умения, как:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Содержание урока способствовало развитию интереса к обучению.
Тип и структура урока: повторение и закрепление изученного.
Данный урок в теме «Сложение и вычитание в пределах 20» -14 по счету. Все этапы урока соответствовали структуре данного типа урока, были взаимосвязаны между собой.
Реализация принципов обучения: На данном уроке главным принцип направленности обучения на комплексное решение задач. Принцип доступности обучения реализовывался через индивидуальные задания, организацию работы по совместно составленному с уч-ся плану решения учебных задач, наглядность на уроке была направлена на качественное усвоение материала урока.характер позанвательной деятельности на уроке преобладал репродуктивный, индивидуализация и дифференциация обучения достигалась через индивидуальные задания и дифференциацию домашнего задания.
Методы обучения:обяъяснительно- иллюстративный, словесный, наглядный, практический( слайды, беседа, составление плана, анализ схем задач); эмоциональный метод ( поощрение, создание ситуации свободного выбора заданий); социальные (создание ситуации взаимопомощи); само- и взаимоконтроль; Организация учебной работы на уроке: на уроке осуществлялось чередование разных видов деятельности уч-ся: использовались приемы – демонстрация уч-ся натуральных объектов (схем), игровые приемы, прием обратной связи.
Общие результаты урока: план урока выполнен, усвоение учащимися учебного материала на уровне восприятия, понимания, запоминания.; поставленные цели были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока. Математика. Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд.
Технологическая карта урока....
технологическая карта урока. Математика. Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд.
Конспект урока по математике.Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд....
Технологическая карта урока ««Сложение и вычитание непересекающихся множеств, свойства и аналогия со сложением и вычитанием чисел».
Урок математики в 4 классе по программе Петерсон по теме "Сложение и вычитание непересекающихся множеств, свойства и аналогия со сложением и вычитанием чисел"....
Технологическая карта урока математики "Алгоритм вычитания трехзначных чисел" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Алгоритм вычитания трехзначных чисел»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка вычитания чисел в пределах 1000Задачи урокаДидактические:раз...
Технологическая карта урока математики "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел", 3 класс (УМК "Школа России" М. И. Моро)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования предста...
Технологическая карта урока по математике "Вычитание чисел 7,8,9" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания...
Технологическая карта урока математики «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел» (УМК «Школа России»), 3 класс
Тема урока «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование навыков вычитания трехзначных чисел; закрепление вычисли...