Мотивация
| Математика – королева наук! Без неё не летят корабли, Без неё не поделишь ни акра земли, Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь, Что почём, не узнаешь, А узнав, не поймёшь!
|
| Личностные: Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу. |
Актуализация знаний | УЗУ: Провести математический диктант. УЗу: Ребята, давайте выполним математический диктант. ПЗ: Для этого, посмотрите на слайд и ответьте на мои вопросы. СУЗ: - Множители 9 и 3, найди произведение. - 5 умножили на 3 и получили - Делимое 24, делитель3. Найди частное. - На какое число надо умножить 3, чтобы получилось 27? - Число 6 увеличь в 4 раза. - Число 48 уменьши в 8 раз. - Во сколько раз число 49 больше, чем число7?
- Найди произведение 8 и 4. КВ: Проверка заданий на слайде. ИВ: Молодцы ребята, это нам пригодится на нашем сегодняшнем уроке. |
- 27 - 15 - 8 - 9 - 24 - 6 - 7
- 32
| Познавательные: - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
|
Постановка целей и задач урока
| УЗУ: Сообщить цели и задачи урока учащимся, настроить их на работу. УЗу: Сейчас мы попробуем определить тему нашего урока. ПЗ: Для этого, давайте решим примеры. СУЗ: Проверка. Анализ примеров. - Что заметили при решении этих примеров.
- Пишу на доске новый пример: 576 х 9 - Найдите сходство и отличие этого примера от уже решенных.
- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? КВ: По правильности ответов детей. ИВ: - Вы не только узнаете, как умножаются эти числа, но и составите алгоритм такого умножения. Но вначале давайте рассмотрим различные приемы умножения многозначного числа на однозначное. |
- 1. 1-й множитель увеличивается, а второй всегда 9, результат (произведение) тоже увеличивается. 2. Умножение двузначного числа на однозначное. 3. При умножении круглого числа на нуль не умножали, а нуль просто сносили. - 1. Умножали на 9 2. Умножение трехзначного числа на однозначное. - Умножение многозначного числа на однозначное.
| Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: Принимать участие в работе класса, делать выводы.
|
Восприятие
| УЗУ: УЗу: ПЗ: Для этого давайте откроем учебник на стр. 1. №1. СУЗ: Используя рисунок, объясни смысл равенства: d (a + b +c) * d = a * d + b * d + c * d a b c
- Что вы видите под заданием № 1. Прочитайте задание. - Объясните запись рядом с прямоугольником.
- Какой способ умножения нам дает данное выражение. - Как его можно прочитать.
- Вернемся к нашему примеру: 576 х 9 - Расскажите, как можно умножить трехзначное число на однозначное?
- Итак, как же вы умножили трехзначное число на однозначное?
- Удобна ли такая запись? - Посмотрим на следующую запись (2 столбик) 576 * 9 54 630 4500 5184 - Как получили слагаемые суммы?
- А почему вычеркнули нули? - А теперь сравните запись умножения во 2 и 3 столбике. Какая из них удобнее?
- Объясните эту запись.
- Что сейчас мы с вами сделали? - Будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 - значное число. - Какое математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик?
|
- Прямоугольник, который разбит на 3 части. - Чтобы найти S данного прямоугольника, сложим ширину каждого из них и умножим на длину. Можно ширину каждого умножить на длину, а потом результаты сложить.
- Умножение суммы на число. - Чтобы умножить сумму на число, умножим на это число каждое из слагаемых, а результаты сложим.
- Число 576 разбивается на удобные слагаемые (500+70+6) . 9 и вычисляется по частям. 500 . 9+70 . 9+6. 9 = (4500+630+54) =5184 - Перемножили на 9 разрядные слагаемые числа 576 и результаты сложили.
- Нет
- 6 единиц умножили на 9, получили 54. Потом 7 десяток умножили на 9, получили 630. Затем 5 сотен умножили на 9, получили 4500 Результаты сложили. - Они не изменяют значение суммы. -В 3- м
- 1. Сначала умножаем единицы | 2. Единицы пишем под единицами, | десятки запоминаем. | 3. Умножаем десятки. | 4. Прибавляем десятки, которые запомнили. | 5. Пишем под десятками, а сотни запоминаем | 6. Умножаем сотни | 7. Прибавляем сотни, которые запомнили | 8. Записываем сотни. |
- Записали алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. - Нет - Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.
| Регулятивные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
|
Осмысление
| УЗУ: Решение примеров (с комментированием). УЗу: Ребята, давайте сейчас решим примеры. ПЗ: Для этого, посмотрите на страницу 1, №3. СУЗ: а) 329 906 5706 5 4 5
б) 824 407 3087 8 7 6 ОРД: Работать будем у доски. Один ученик записывает у доски, другие решают примеры у себя в тетрадях. КВ: По правильности выполнения решений примеров. |
| Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Закрепление
| УЗ№1: «Составление схемы задачи». УЗУ: Составление схемы к задаче, правильно сформулировав условие и вопрос задачи. УЗу: Ребята, сейчас мы с вами решим задачу и составим к ней схему. ПЗ: Для этого, откройте страницу 2, № 5. СУЗ: На экскурсию в город Суздаль купили 4 детских билета по цене 835 руб. и 5 взрослых билетов по цене 1216 руб. Сколько сдачи даст кассир, если в кассу заплатили 10000 руб.? - О чем говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно в задаче?
- Что надо найти в задаче?
ОРД: Для начала все вместе разберем схему задачи. Потом один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетради.
КВ: Давайте проверим себя по образцу, представленному на слайде. ИВ: Вы молодцы. Теперь мы с вами можем легко решить задачу по схеме. УЗ№2: «Решение задачи». УЗУ: Решить задачу, с опорой на схему. УЗу: Ребята, давайте решим задачу. СУЗ: - Как нам узнать сколько стоит 4 детских билета, по цене 835 руб.?
- Как нам узнать, сколько стоит 5 взрослых билетов по 1216 руб.?
- Как нам найти стоимость взрослых и детских билетов вместе?
- Как мы узнаем, сколько сдачи дал кассир?
Составим выражение:
КВ: Каждый ученик выходит к доске и записывает выражение на доске. Учитель корректирует его ошибки вместе с учениками. ИВ: |
- В задаче говорится о покупке детских билетов и взрослых в город Суздаль. - В задаче известно, что на экскурсию в город Суздаль купили 4 детских билета по цене 835 руб. и 5 взрослых билетов по цене 1216 руб. В кассу заплатили 10000 руб. - В задаче неизвестно, сколько кассир даст сдачи. - Сколько кассир даст сдачи.
- Чтобы найти, сколько сдачи должен дать кассир, надо из всей суммы 10 000 руб. вычесть стоимость детских билетов и стоимость взрослых билетов. Но мы не знаем стоимость взрослых и стоимость детских билетов. Чтобы найти стоимость детских билетов, надо цену 835 руб. умножить на количество билетов 4. - 835 ∙ 4 = 3340 (руб.) стоимость детских билетов.
3 1 2 х 835 4 3340 - Чтобы найти стоимость билетов для взрослых, надо цену 1216 руб. умножить на 5. - 1216 ∙ 5 = 6080 (руб.) стоимость билетов для взрослых.
1 3 х 1216 5 6080 - Чтобы найти, стоимость взрослых и детских билетов вместе, мы должны стоимость взрослых и детских билетов сложить. - Найдем, сколько стоят все билеты: - 3340 + 6080 = 9420 (руб.) стоят все билеты.
+ 6080 3340 9420 - Теперь найдем, сколько сдачи должен дать кассир, для этого из количества денег внесенных в кассу 10 000 руб. надо вычесть стоимость всех билетов 9420 руб.. - 10 000 – 9420 = 580(руб.)
_ 10000 9420 580 - 10 000 – (835 ∙ 4 + 1216 ∙ 5) = 580 (руб.) Ответ: кассир должен вернуть 580 рублей.
| Познавательные: использование схемы при решении задачи; Коммуникативные: использовать речь регуляции своих действий.
|
Итог
| - Что нового вы сегодня узнали?
- Какую цель ставили?
- Достигли ли вы цели? Как доказать?
| - Как умножать многозначные числа на однозначные числа в столбик. - Создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма. - Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение многозначных чисел на однозначное число. | Регулятивные: сохранять учебную задачу, самостоятельно адекватно оценивать свои действия. |