Конспект урока математики "Деление многозначного числа на однозначное число ( вида 312: 3)" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)
Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».
Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида 312 : 3).»
Класс: 3
Основные цели:
1) формировать умение делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3);
2) формировать умение проверять деление умножением;
3) тренировать умение складывать и вычитать многозначные числа, умножать многозначное число на однозначное;
4) развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики.
Тип урока: открытие новых знаний ( ОНЗ)
Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».
Тема: «Деление многозначного числа на однозначное число (вида 312 : 3).»
Класс: 3
Основные цели:
1) формировать умение делить многозначное число на однозначное (в случаях вида 312 : 3);
2) формировать умение проверять деление умножением;
3) тренировать умение складывать и вычитать многозначные числа, умножать многозначное число на однозначное;
4) развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
1) алгоритм и образец деления многозначного числа на однозначное число
1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить количество цифр в частном.
3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного.
4. Найти остаток (меньше делителя).
5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое).
6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного.
7. Найти остаток (меньше делителя).
8. Если найдена последняя цифра частного, перейти к пункту 9, а если нет – к пункту 5.
9. Назвать ответ.
Образец деления в столбик
_5’36 ∟4
4 134
_13 …
12
_16
16
0
2) эталон деления с остатком:
а : b = с (ост. r) r < b
3) эталон сложения и вычитания с 0:
а ± 0 = а
4) эталон умножения на 0:
а ⋅ 0 = 0
5) задание для пробного действия:
312 : 3
6) эталон деления меньшего числа на большее:
Если а < b, то а : b= 0 (ост. а)
7) эталон деления вида 312 : 3:
_3`1 2 ⎣3
3 104
- 1 2 . . .
1 2
0
8) задание для этапа актуализации:
360 : 12 800 : 4 368 : 4 600 : 10 37 : 5
9) модель числа 312;
10) самостоятельная работа:
648 : 6; 525 : 5
11) подробный образец для самопроверки самостоятельной работы:
_6`48 ⎣6 _ 5`25⎣5
6 108 5 105
- 48 . . . _25 . . .
48 25
0 0
12) задача (8 этап):
Два поезда едут навстречу друг другу из двух городов.
Один поезд прошел до встречи 212,00 км, а второй в два раза меньше.
Какое расстояние между городами?
Раздаточный материал:
1) задания для работы в парах (6 этап):
832 : 4; 216 : 2
2) подробный образец для самопроверки (6 этап- работа в парах);
_8`32 ⎣4 _2`16 ⎣2
8 208 2 108
_32 . . . _16 . . .
32 16
0 0
3) таблица рефлексии:
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна | |
2) Я достиг цели урока | |
3) Я справился с самостоятельной работой | |
4) Мне необходимо поработать над... |
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1)мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2)определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1
- Над какой темой вы работали на последних уроках? (Деление многозначных чисел.)
- Сегодня вы продолжите работу над этой темой и узнаете, что-то новое. Как должен действовать тот, кто хочет узнать что-то новое? (Надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти способ.)
- Как вы думаете, вы справитесь? (Да.)
- Тогда в путь! Сегодня вам предстоят интересные открытия.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Цель:
1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение;
2) актуализация мыслительных и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;
3) мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;
4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2
- Что нужно сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить то, что знаем).
- Выберите среди выражений те, значение которых вы будете находить письменным приемом деления.
360 : 12 800 : 4 368 : 4 600 : 10 37 : 5
Один ученик у доски с комментированием по алгоритму, остальные в тетрадях.
- Выберите выражение, соответствующее эталону Д-2 (35 : 7). Вычислите.
- Запишите числа (один ученик у доски): 209 ед., 40 дес. 8 ед., 5 с. 2 дес.7 ед., 6с. 7 ед.
- Какое число лишнее? (Это число – 527, т.к. у всех остальных чисел отсутствуют единицы в разряде десятков.)
- Найдите закономерность в ряду оставшихся чисел. Запишите следующее число. (806.)
- Какие действия можно произвести с этими числами, чтобы они не изменились? (Умножить, разделить на 1, прибавить, вычесть 0.)
- Как записать правило сложения и вычитания с 0 в общем виде?
На доску вывешивается Д-3.
- Какое действие можно произвести с этими числами, чтобы в результате получился 0? (Умножить на 0.)
- Как записать правило умножения на 0 в общем виде?
На доску вывешивается Д-4.
- Что вы повторили? (Деление в столбик, деление с остатком, правило сложения и вычитания с 0, умножение на 0.)
- Почему вы повторили именно это? (Это пригодится нам для открытия нового знания.)
- Какое задания вас ждет теперь? (Задание для пробного действия.)
На доску вывешивается Д-5.
- Чем это задание отличается от предыдущего? (Мы не знаем, не можем определить.)
- Давайте попробуем решить и определить отличие.
На выполнение задания 1 мин.
- Кто не справился? У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Не смогли выполнить это задание.)
- Кто получил ответ? (Фиксация результатов. Запись ответов на доске).
- Среди результатов есть правильный ответ – 106.
- Кто не получил этот ответ? Что вы не смогли сделать? (Выполнить правильно.)
- Кто получил правильный ответ? Чем вы пользовались? (Алгоритмом деления.)
- Все ли шаги алгоритма подходят к данному выражению или у вас были затруднения? (Были затруднения.)
- Сейчас вы можете сказать, чем это задание отличается от тех, которые мы выполняли на прошлых уроках? (В частном отсутствуют единицы в разряде десятков.)
- Итак, у вас возникло затруднение? (Да.)
- Чему вы должны научиться сегодня? Какая цель урока? (Научиться выполнять деление, где в частном в разряде десятков получается 0.)
- Назовите тему урока (Деление многозначного числа на однозначное в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0.
3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место затруднения;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3
- Что же теперь надо сделать? (Надо подумать.)
- Какое задание вы выполняли? (Мы делили многозначное число на однозначное.)
- На что вы опирались при выполнении этого задания? (На алгоритм деления.)
- В чем возникло затруднение? (Мы не смогли разделить десятки.)
- Почему возникло затруднение? (Мы не можем 1 разделить на 3, у нас нет правила деления для такого случая.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4
- Вы подумали, вы поняли, что вы не знаете, что вы сделаете теперь? (Самостоятельно будем открывать новое знание.)
- Прежде, чем начать работать, нужно поставить цель. Какую цель вы сейчас перед собой поставите? (Составить правило деления, когда делимое меньше делителя и уточнить алгоритм деления.)
- Вам помогут правила, которые вы сегодня повторили? (Да.)
- Составим план действий:
1) Составить правило деления, когда делимое меньше делителя.
2) Вывести эталон деления для данного случая.
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта;
2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;
3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;
4) уточнить общий характер нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5
- Действуем по плану. Составим правило деления, когда делимое меньше делителя.
Давайте попробуем разделить 1 яблоко поровну между тремя детьми. Сколько целых яблок получит каждый? (0 яблок.) Что станет с яблоком? (Оно останется). Как это записать на математическом языке?
1 : 3= 0 (ост.1)
- Я вам предлагаю поработать в группах и записать пример в общем виде (Работа в группах, в результате появляется Д-6).
- Вы выполнили первый пункт плана. Теперь уточним алгоритм. Что вам поможет? (Модель числа)
С Д Е
- Что надо сделать? (Разделить сотни.)
- Разделите сотни. Что произошло? (3 с : 3= 1 с. Сотни разделились без остатка.)
- Какой следующий шаг? (Надо разделить десятки.)
- Разделите десятки. (1 д : 3= 0 д (ост. 1д.))
- Что надо сделать дальше? (Разделить единицы, 1д = 10 е, 10 е + 2 е = 12 е, 12 е : 3 = 4е.)
- Что получили в результате? (1с 0д 4е = 104.)
- Давайте уточним алгоритм.
Работа ведется в форме подводящего диалога с опорой на алгоритм Д-1.
1. Найти первое неполное делимое. | 3`1 2 3 |
2. Определить количество цифр в частном. | 3`12 ⎣3 … |
3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного. | 3`12 ⎣3 1 ... |
4. Найти остаток (меньше делителя). | _3`12 ⎣3 Ост. 0,записывать не 3 1 надо ... |
5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое). | _3`12 ⎣3 Т.к. остаток равен нулю, 3 1 вторым неполным дели- 1 . . . мым являются единицы разряда десятков |
6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного.
| _3`12 ⎣3 3 10 1 . . . |
7. Найти остаток (меньше делителя). | Находить остаток не будем, т. к. а ⋅ 0 = 0 и а – 0 =а т. е. остаток равен второму неполному делимому |
8. Остаток сложить с единицами следующего разряда (третье неполное делимое). | _3`1 2 ⎣3 Т. к. остаток не 3 1 0 находили, с едини- 1 2 цами след. разряда складываем второе неполное делимое |
9. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного. | _3`1 2 ⎣3 3 104 - 1 2 . . . 1 2
|
10. Найти остаток (меньше делителя). | _3`1 2 ⎣3 3 104 - 1 2 . . . 1 2 0
|
11. Ответ: | 104 |
В результате работы выводится эталон Д-6.
- Вы преодоление затруднение? (Да.)
- Что Вы можете делать с помощью данного эталона? (Делить многозначные числа на однозначные в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0.)
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6
- Что вы должны сделать дальше? (Потренироваться.)
Работа ведется с опорой на алгоритм и эталон:
а) фронтально
621 : 3 428 : 4
б) в парах Р-1
832 : 4 216 : 2
Проверка работы в парах по подробному образцу Р-2.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
2) организовать рефлексию нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
Организация учебного процесса на этапе 7
- Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу.)
- Для чего? (Чтобы проверить себя.)
Самостоятельная работа Д-10
Проверка по подробному образцу Д-11
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) выявить границы применимости нового знания;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Организация учебного процесса на этапе 8
- Где на уроках математики вы встречаетесь с делением многозначного числа на однозначное? (В решении задач и уравнений.)
Задача Д-12 решается фронтально.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9
- Какую цель вы ставили на уроке? (Открыть способ деления многозначного числа на однозначное, когда в частном в разряде десятков получается 0.)
- Вы достигли поставленной цели? (Да.)
- Как мы открывали новые знания? (Мы выполнили пробное действие, поняли, что мы не знаем, открыли новое знание.)
- Оцените свою работу на уроке.
Высказывания нескольких учеников.
- Заполните таблицу (Р-3).
- - Где вы можете еще потренироваться? (Дома.)
1) С.17 № 4 2) Составить 3 выражения на изученный способ деления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики "Деление на однозначное число" 4 класс
Технологическая карта урока мтематики и презентация по программе "Начальная школа XXI век"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/14/picture-867352-1494779520.jpg)
Конспект урока математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс
Тип урока: Урок открытия нового знания.Цель: Научить детей делить двузначное число на однозначное, совершенствовать умение решать задачи.Планируемые результаты:·...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/05/picture-648124-1438795685.gif)
Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века
Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/05/picture-648124-1438795685.gif)
Конспект урока математики " Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК Начальная школа 21 века
Урок математики " Деление многозначного числа на однозначное" проведён в нестандартной форме. Цель занятия: усвоение алгоритма деления. В тоже время, обучающиеся узнают много фактов из истории Олимпи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1304594-1610894619.jpg)
Конспект урока математики "Деление «круглых» тысяч на число 1000" (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о делении «круглых» тысяч на число 1000. Планируемые результаты:Предметные: Знать: как делить «круглые» тысячи на число 1000...
Конспект урока математики "Деление с 0 и 1" УМК "Перспектива" 2 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Деление с 0 и 1.Цели деятельности учителя: Формирование умения деления с 0 и 1; углубление знаний о смысле деления.Планируемые результатыПредметные: Знать – час...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/06/picture-1510440-1707214248.jpg)
Технологическая карта урока математики. Умножение двузначного на однозначное число и однозначное на двузначное число вида 23*4, 4*23. 3 класс. УМК "Школа России"
Тема урока: "Умножение двузначного на однозначное число и однозначное на двузначное число вида 23*4, 4*23"Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование умения у...