Технологическая карта урока УМК «Школа России», «Математика 4 класс», автор М.И. Моро Тема: "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, расстоянием, временем".
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ивченко Татьяна Викторовна

Подробная технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь скорости, расстояния и времени". 4 класс. Математика. УМК "Школа России", автор М. И. Моро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_tehnologicheskaya_karta.docx93.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ивченко Т. В.

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России»

Предмет: математика

Тип урока: освоение нового материала

Тема: «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием».

Цель: познакомить с понятием «скорость движения», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия (объем освоения и уровень владения компетенциями)

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Уметь моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»;

Уметь различать понятия “скорость движения”, “расстояние” и “время движения” и их зависимость друг от друга;

Уметь решать задачи на нахождение скорости движения по алгоритму;

Уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Уметь слушать собеседника и уметь вступать в речевое общение, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретно-познавательных задач.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент. 

Цель этапа:

включение в деловой ритм. подготовить обучающихся к началу урока,  психологический настрой на урок.

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок.

- Сегодня девизом нашего урока будут такие слова: «Тише едешь – дальше будешь».  Как вы понимаете значение этой пословицы?

(Делай медленно, но уверенно – и тогда достигнешь цели.)

- Можно ли сказать, что эта пословица только о движении?

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

Отвечают на вопросы, рассуждают.

Коммуникативные УУД: – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

2. Актуализация опорных знаний.

Цель этапа:

актуализировать полученные знания и навыки обучающихся  

Устный счет.

1. Сколько  всего  сотен  в  числе  18 350?  

2. Пятая  часть  числа  -  150.  Чему  равно  целое  число?

3. 28  км  9  м  вырази  в  метрах.  

4. Увеличь  390  на  4  сотни.

5. 1 дм  уменьши  на  8  см.

6. 6 часов вырази в минутах.  

7.Найди,  чему  равна  четвёртая  часть  суток?  

8.На  сколько  700  больше  12  десятков?  

9.Во  сколько  раз  3600  больше  60?

10. Сколько  секунд  в  9  минутах?  

Обучающиеся отвечают на вопросы и выполняют задания.

Познавательные УУД: устанавливают математические отношения между объектами; используют математические знания в расширенной области применения; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера; используют различные способы

3. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа:

-понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение

-сформулировать образовательную цель урока.

- Установите соответствия между величинами и единицами измерения, соедините стрелками.

- К какой величине вы не нашли единицы измерения? (к скорости).

- Что вы знаете об этой величине?

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой величиной, узнать в каких единицах измеряется, с какими величинами связана).

Устанавливают соответствия между величинами и единицами измерения, соединяют  стрелками.

Формулируют задачи урока.

Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД:учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

4.Работа по теме урока.

Цель этапа:

-познакомить с понятием величины «скорость» через проблемно-поисковую деятельность обучающихся

1. Для следующего задания я приглашаю к доске Юру, а вы внимательно следите, что он будет делать.

 (Вызывается один ученик к доске).

- Юра, сделай, пожалуйста, шаг вперед.

- Ребята, скажите, Юра сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).

- Можем ли мы измерить длину шага Юры? (Да). Возьмите метр и измерьте.

- Чему равна длина шага? (…см).

- Можем ли мы сказать, что Юра прошёл расстояние … см? (Да, можем).

Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.

-В чем можно измерить расстояние?

 (км, м, дм, см, мм)

Делаем вывод: S (эс) – расстояние (пройденный путь)

Единицы измерения: км, м, дм, см, мм.

Заполняю опорный треугольник!!!

Ученик выходит к доске.

Два ученика берут рулетку и измеряют расстояние.

Ученики формулируют понятие «расстояние».

Называют единицы измерения расстояния и записывают в тетрадь.

Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

2. Вызываем к доске другого ученика.

-Наргиза, когда я скажу «старт», иди, скажу «стоп» - остановись. Я засекаю время.

- Ребята, Наргиза совершила движение? (Да).

- С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Наргиза находилась в пути 3 секунды? (Да).

- К каким единицам измерения относятся секунды? (времени)

-Какие единицы измерения времени, кроме секунд, вы еще знаете? (ч, мин)

t (тэ) – время (в пути)

Единицы измерения: ч, мин, с.

Заполняю опорный треугольник!!!

3. Знакомство со скоростью.

- Давайте измерим расстояние, которое прошла Наргиза.

- Оно равно (округляем) …см.

- Итак, Наргиза за 3 секунды прошла расстояние … см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого …см разделим на 3 с, получим … см).

Вывод: расстояние, пройденное за 1 секунду, называется скоростью. 1 секунда – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: …см/с и говорят: скорость Наргизы– … сантиметров в секунду.

v (вэ) – скорость – расстояние, пройденной объектом за единицу времени.

Единицы измерения: км/ч, м/мин, м/с, км/с.

Заполняю опорный треугольник!!!

- Давайте, запишем в тетрадь и возьмем в рамочку.

Оформим условие и запишем решение к нашей задаче.

… : 3 = … (см/с) – скорость Наргизы.

Ответ :… см/с.

Выходит ученица.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Ученики называют единицы измерения времени и записывают в тетрадях.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Два ученика берут рулетку и измеряют расстояние.

Ученики выводят понятие величины «скорость».

Ученики в тетради оформляют задачу (условие, решение, ответ).

5.Динамическая пауза.

Цель:

-смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровьесберегающий фактор).

Физминутка  «Самолёт»

Смотрите в небе самолет,

А в самолете том пилот

Штурвалом ловко управляет

И между облаков летает

 

Под самолетом то гора,

То лес дремучий, то нора,

То в небо дивится народ,

То зайцы водят хоровод.

Выполняют упражнения.

Личностные УУД : имеют установку
на здоровый образ жизни

6.Закрепление изученного материала.

Цель:

-сформировать навык нахождения связанных между собой величии «расстояние», «скорость», «время».

1. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 5.

-  Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч»? (В течение каждого часа автомобиль проходит 80 км.)

-  Объясните, что значит «скорость движения космического корабля 8000 м/с». (В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8000м, или 8км).

- Прочитайте задачу 1 в №9, с. 5.

- Рассмотрите таблицу.

- Как называется первый столбец, второй, третий?

V

t

S

? км/ч

2 ч

120 км

- Что известно в задаче? (Расстояние и время.)

- Решите первую задачу. (120:2 = 60(км/ч).)

-  Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)

Вывешиваю знак на опорнпый треугольник!

- Составьте задачи, обратные данной.

V

t

S

60 км/ч

? ч

120 км

60 км/ч

2 ч

? км

-  Как найти время, зная расстояние и скорость? (Нужно расстояние разделить на скорость.)

Вывешиваю знак на опорный треугольник!

120 : 60 = 2 (ч) - t.

Ответ: 2 ч.

-  Как найти расстояние, зная скорость и время? (Нужно скорость умножить на время.)

Вывешиваю знак на опорный треугольник!

60 .2 = 120 (км) - S.

Ответ: 120 км.

-  Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)

- Что известно в задаче? (Расстояние и время.)

V

t

S

? км/ч

3 ч

120 км

- Решите вторую задачу. (120:3 = 40(км/ч).)

- Составьте задачи, обратные данной.

V

t

S

40 км/ч

? ч

120 км

40 км/ч

3 ч

? км

120 :40 = 3 (ч) - t.

Ответ: 3 ч.

40 .3 = 120 (км) - S.

Ответ: 120 км.

Читают и обсуждают задачи.

Объясняют, используя понятие величины «скорость»

Рассматривают таблицу.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Выполняют запись решения задачи.

Составляют обратные задачи.

Отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают решения задач.

Решают задачу.

Составляют обратные задачи.

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД:

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7. Рефлексия.

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Работа в парах.

- А с какой же скоростью могут двигаться разные объекты?

Задание на карточках (работа в парах).

Собака

4 км/ч

Машина

60 км/ч

Человек

10 км/ч

-Выберите подходящее значение скорости и соедините линиями.

- Проверим. Как вы смогли определить, какие скорости у разных объектов?

- Кто хорошо понял материал?  Кто может сегодня похвалить себя? Кому еще нужна помощь?

- Оцените свою работу на уроке.

-Кто понял сегодняшний материал? Кто может сегодня похвалить себя? Поднимите лайк.

-А может кому нужна помощь? Поднимите грустный смайлик.

Работают в парах.

Записывают решения, делают выводы.

Устанавливают соответствие объектов и возможных скоростей.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

8. Подведение итогов работы

Цель:

Информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

- Подошёл к концу наш урок. Что мы узнали? С какими величинами вы познакомились сегодня?

- Домашнее задание: с. 5 №10, № 12.

Подводят итоги работы на уроке, делают выводы по теме урока.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 3 класс. Автор - Иванов С.В. Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Начальная школа ХХI века" во второй четверти. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир»  2 класс.Учебник  Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема:  Природа.  Уро...

Технологическая карта урока УМК  «Школа России», «Математика 1 класс»,  автор М.И.  Моро Тема: «Образование чисел второго десятка»

Технологическая карта урокаУМК  «Школа России», «Математика 1 класс»,  автор М.И.  МороТема: «Образование чисел второго десятка»...

Технологическая карта урока УМК «Школа России», «Математика 2 класс», автор М.И. Моро Тема: «Устные приёмы вычислений вида 36+2, 36+20»

Технологическая карта урокаУМК  «Школа России», «Математика 2 класс»,  автор М.И.  МороТема: «Устные приёмы вычислений вида 36+2, 36+20»...

Технологическая карта урока УМК «Школа России», «Математика 1 класс», автор М.И. Моро Тема: «Ломаная линия»

Технологическая карта урокаУМК  «Школа России», «Математика 1 класс»,  автор М.И.  МороТема: «Ломаная линия»...