Внеурочная деятельность «Дружим с математикой»
рабочая программа по математике (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Дружим с математикой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Дружим с математикой» | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Дружим с математикой»
на 2021/2022 учебный год
Санкт-Петербург
2021г.
Пояснительная записка
В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.10.2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373»;
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа 21.02.2015г.).
- Санитарно - гигиенические требованиия к условиям обучения в образовательных учреждениях (Санитарно – гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);
- Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;
- Распоряжением Комитета по образованию от 21.04.2021 № 1011-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
- Инструктивно-методическое письмо «Об организации работы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучение учебных предметов, предметных областей» от 02.06.2015 №03-20- 2216/15-00
- Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 № 09–1672 « О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, в образовательных учреждениях Санкт- Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-003
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
- Концепция воспитания юных петербуржцев па 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» (в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от
- 6-P) Санкт-Петербург,
- Устав ГБОУ школа № … Пушкинского района Санкт-Петербурга;
- Программа развития ГБОУ школа № … Пушкинского района Санкт-Петербурга;
Рабочая программа курса «Дружим с математикой» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального образования на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей», О.А. Холодовой, лауреата конкурса "Грант Москвы" в области науки и технологии в сфере образования), / М.: РОСТ, 2013 г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей»:
- О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Рабочие тетради в 2-х частях. - М.: РОСТ , 2018.
- О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 2 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: РОСТ книга, 2017
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Задачи внеурочной деятельности учащихся:
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
Личностные результаты :
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты :
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты :
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
- Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
- Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
- Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
- Числа от 1 до 100.
- Числа-великаны. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
- Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности «Дружим с математикой»
- Числа. Арифметические действия. Величины
- Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
- Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
- Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
- Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
- Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
- Числа от 1 до 100.
- Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
- Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
- Занимательные задания с римскими цифрами.
- Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
- Мир занимательных задач
- Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
- Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
- Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
- Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
- Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
- Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
- Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения
- Геометрическая мозаика
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар.
Общая характеристика содержания занятий
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Происходит движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Дружим с математикой» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживается прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований .
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и виды организации внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода.
Внеурочная деятельность организуется и проводится в зависимости от направления деятельности: в классных кабинетах, в парках, на спортивных площадках и спортзалах, в музеях, актовом зале, кабинете информатики, библиотеке, и т.д.
Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана. Внеурочная деятельность реализуется в формах, отличных от классно – урочной.
При разработке Плана внеурочной деятельности учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Для реализации Плана внеурочной деятельности используются формы организации внеурочной деятельности в соответствии с государственным стандартом:
∙ заочные путешествия
∙ исследования
∙ мини-проекты
∙ презентации, выставки творческих работ
∙ конкурсы и олимпиады
∙ деловые игры
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор. Компьютер. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. Кубики (игральные) с точками или цифрами Комплекты карточек с числами «Математический веер» Часовой циферблат с подвижными стрелками. Математические настольные игры |
Список литературы
1.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. № 7.
2.Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000 г.;
3.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. -- СПб.: Кристалл, 2001г.:
4.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. —Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е. Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006
6.Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
7.Сухин И.Г.Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, 2006.
8.Труднее В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы (ЦОР)
1.httр://www.vneurоkа.ru/mathematics— образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2.httр://konkurs-kenguru.ru— российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3.http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4.http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5.http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Дружим с математикой» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГ...
Презентация для занятия внеурочной деятельности "Дружи с водой"
Презентацию можно использовать в рамках внеурочной деятельности курса "Школа докторов природы" в 1 классе...
Внеурочная деятельность "Дружим с добрыми словами"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеНовосибирской области«Черепановский педагогический колледж»конспект внеурочного занятияШкола: МОУ СОШ №3Класс: 3 &laqu...
Программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 1-х классов....
Программа внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 4-х классов МБОУ «СШ № 21». Программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа курса внеурочной деятельности "Дружим с математикой"
Цель курса внеурочной деятельности:создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям....
Краткосрочная программа внеурочной деятельности "Дружи с финансами", 2 класс
Занятия направленные на фомирование функциональной грамтности...